ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Билет в будущее. Высокоскоростной железнодорожный транспорт – основа системы агломераций


В рамках Московского урбанистического форума прошла пленарная сессия «Транспортная система агломераций как мегапроект», на которой обсудили стратегию развития транспортной инфраструктуры агломераций и крупнейшие проекты в этой области.

В приоритете - общественный транспорт

– Столица – одна из крупнейших мировых агломераций, крупнейший транспортный узел в стране, – подчеркнул заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Сергей Андрейкин.

Основной проблемой мегаполиса он назвал перегруженность на въездах в город в часы пик.

– Существует достаточно высокий уровень миграции между Москвой и областью. Ежедневно около 3 млн человек, живущих за границами Москвы, приезжают в город и вечером возвращаются. Если затруднение на дорогах имеется, это означает, что автомобильный поток из области составляет более 195 тыс. транспортных средств в час. Когда движение свободное – порядка 160 тыс. транспортных средств в час, – объяснил Сергей Андрейкин.

По его словам, более половины – около 1 млн 560 тыс. человек – приезжают в столицу на личном автотранспорте. Это создает существенные проблемы и усугубляет транспортную ситуацию в городе. Правительство столицы принимает необходимые меры по стабилизации ситуации.

– Впервые мы последовательно проводим политику по изменению приоритетов развития транспортной системы, – объяснил заместитель руководителя Департамента транспорта. По его словам, если до 2010 г. в приоритете был личный транспорт, то сейчас происходит постепенный переход от частного транспорта к городскому. Приводятся в порядок пешеходные пространства, создаются сети велодорожек.

В Москве происходит масштабная реконструкция улично-дорожной сети. Она проектируется таким образом, чтобы сбалансировать потоки пешеходов, велосипедистов, общественного и личного транспорта, уменьшить «бутылочные горлышки».

Эти меры привели к тому, что сейчас в столице около 70% населения передвигается на общественном транспорте. Планируется, что к 2020 г. среднее время поездки в утренний час пик из жилых районов вблизи МКАД до центра города на общественном транспорте уменьшится с 67 минут (в 2010 г.) до 55 мин, на индивидуальном транспорте – с 60 мин до 50 мин.

В городе внедрен так называемый «грузовой каркас» – сетка из улиц и магистралей, по которым грузовые машины полной массой более 2,5 т могут передвигаться беспрепятственно.

– Думаю, к 2020 году долю транзитного грузопотока удастся сократить в части передвижения по городу на 15%, – подчеркнул Сергей Андрейкин.

Проведена масштабная работа по приспособлению общественного транспорта и городской транспортной системы в целом к нуждам маломобильных групп граждан. Семь лет назад лишь 60% подвижного состава было приспособлено для этой категории жителей. А в 2016 г. – 82%. Ожидается, что к 2020 г. приспособлено будет уже 93% парка.

Доля пользователей общественного транспорта была повышена до 67%. Здесь большую роль сыграло обновление подвижного состава – закуплено около 7 тыс. единиц наземного общественного транспорта, 1600 вагонов метро.

– У нас самый современный в Европе подвижной состав в части автобусов. Все новые автомобили, автобусы закупаются с уровнем Евро-5, – рассказал Сергей Андрейкин.

Чтобы обеспечить комфорт пассажиров, ключевые проекты развития Московского транспортного узла осуществляются на стыке Москвы и области. Создан координационный совет по развитию транспортной системы в Московском транспортном узле под эгидой Минтранса с участием правительств Москвы и Московской области.

Принято решение о разработке новой транспортной стратегии до 2030 г. в регионе. Основные направления развития – таксомоторные перевозки, пригородное железнодорожное сообщение, автобусное сообщение, перехватывающие парковки, интеграция билетной системы.

В Москве и области внедрены похожие стандарты по таксомоторным перевозкам, что позволило повысить безопасность и комфорт, добиться понижения среднего чека. Создано 503 межрегиональных автобусных маршрута, что обеспечило 500 тыс. жителей автобусным сообщением. Развивается программа перехватывающих парковок, создано около 9 тыс. парковочных мест.

В минувшем году была внедрена объединенная транспортная карта «Тройка – Стрелка». Сейчас реализовано более 168 тыс. карт, создано 6,5 тыс. точек пополнения.

Зарубежный опыт

По словам модератора дискуссии, заместителя генерального секретаря Международного союза общественного транспорта Мохаммеда Мезгани, одна из главных современных задач – сократить время передвижения и достичь высоких скоростей. В основном государства делают упор на развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта как основы транспортной системы агломераций.

Канадско-американский инженер Илон Маск придумал технологию сверхскоростных поездов на воздушных подушках Hyperloop («гиперпетля»), предполагающую максимальную на сегодняшний день для наземного транспорта скорость передвижения.

Идея Маска заключается в том, что в трубах над поверхностью земли, в которых поддерживается технический вакуум, с интервалами не более 30 сек и скоростью до 1220 км/ч будут передвигаться капсулы с пассажирами или грузами.

Проект «гиперпетля» экономически целесообразен в отличие от традиционного транспорта. При этом система намного безопаснее, чем существующий транспорт.

Директор Пекинского института транспорта Джифу Гоу отметил, что каждый год в Китае в города приезжают 14 млн человек. Для сообщения между городами правительство страны делает упор на строительство высокоскоростных железных дорог. Большое внимание уделяется развитию велосипедного транспорта, создана сеть велопроката.

Испания празднует 25-летие первой высокоскоростной железной дороги, сообщил руководитель направления стратегического и перспективного планирования, советник генерального директора «Железные дороги генералитета Каталонии» (FGC) Карлес Касас Эсплугас. Большинство железных дорог Италии, связывающих города, являются высокоскоростными, рассказал заместитель мэра по вопросам мобильности, окружающей среды, метрополитена, водо- и энергоснабжения городской администрации Милана Пьерфранческо Маран.

Безопасность и качество

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Алан Лушников отметил, что для России с ее большими расстояниями принципиальная задача – развитие транспортных систем городских агломераций и их связности. Руководство страны также считает развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта наиболее правильным направлением. Он напомнил о технологии магнитной левитации, которая внедрена в Шанхае и позволяет обеспечить скорость более 400 км/ч.

– Когда в Калифорнии будет построен Hyperloop, Россия станет первой страной, которая внедрит эту технологию, – отметил Алан Лушников.

Он также подчеркнул, что здесь важна стоимость земли.

– В США и Европе земля очень дорогая, а в России много недорогой земли, поэтому для нас технология хорошо подходит, – сказал он.

Заместитель министра подчеркнул, что темпы инвестирования в экономику транспортных инфраструктур в стране недостаточны.

– Мы должны увеличивать инвестиции как минимум на 1% ВВП ежегодно. У нас есть механизмы, позволяющие это сделать, – отметил он.

Он также сообщил, что готовится к реализации пилотный проект, основанный на принципах инфраструктурной ипотеки.

В ближайшее время должна быть утверждена стратегия пространственного развития РФ до 2025 г. Специалисты пытаются найти решение проблемы обеспечения координации развития территорий и транспортной системы на федеральном уровне совместно с регионами.

Алан Лушников напомнил о проекте «Безопасные и качественные дороги», согласно которому в субъектах РФ будут реализованы программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций с предоставлением поддержки за счет средств федерального бюджета.

Несмотря на проблемы, страна с уверенностью смотрит в будущее.

– Я считаю, что качество государственного управления в сфере урбанистики на порядок выросло за последние пять лет, не в последнюю очередь благодаря активной позиции Правительства Москвы, – подчеркнул заместитель министра.

Он отметил, что единственный способ решения транспортных проблем агломераций – развитие внеуличного общественного транспорта.


Назад в раздел