ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Что под цветной разметкой



Технологиями московского дорожного ремонта искренне восхищаются за рубежом.

С окончанием теплого периода завершаются масштабные работы по ремонту дорожного покрытия. Настал черед подвести итоги сделанного в 2017 году и рассказать о внедренных в сфере дорожного ремонта новшествах. Работы по замене дорожного покрытия финансировались в этом году из двух источников: в центре – из средств программы «Моя улица», их заказчиком выступал Департамент капитального ремонта, на окраинах – за счет расходных статей городского бюджета на текущий ремонт дорог, заказчиком был Департамент ЖКХ и благоустройства. Исполнителями большинства работ выступали городское ГБУ «Автомобильные дороги» либо аналогичные окружные ГБУ. 11 ГБУ «Автомобильные дороги» отвечают за состояние магистралей общегородского значения и дорог районного уровня. А дороги четвертой и пятой категории и междворовые проезды находятся в ведении 126 ГБУ «Жилищник» районов.

Заметное пополнение

В этом году автопарк столичных ГБУ «Автомобильные дороги» пополнился 700 единицами новой спецтехники. В общей сложности на балансе ГБУ «Автомобильные дороги» сегодня числится порядка 6 тыс. единиц техники, из них 2 тыс. составляет дорожно-ремонтная техника. Все они оснащены навигационным оборудованием системы ГЛОНАСС. В летний период дорожно-ремонтная спецтехника содержится на восьми базах, где в течение всего зимнего сезона автомашины проходят комплексное обслуживание и в случае необходимости ремонтируются.

Имеются в арсенале столичных дорожников и передвижные лаборатории, позволяющие контролировать качество выполненных работ. Десять специальных автомобилей ежедневно курсируют по столичным дорогам, сканируя дорожное покрытие на предмет выявления мест возможных провалов и ям, пустот под асфальтом. Мобильная сканирующая система позволяет выявлять до 150 локальных разрушений в день. Информация о выбоинах на дорогах поступает также от населения через портал «Наш город», от контролеров ОАТИ и инспекторов ГИБДД.

Масштабное  обновление

Если говорить о ремонте, выполненном помимо программы «Моя улица», то наиболее масштабное обновление дорожного покрытия проводилось в этом году на МКАД и Третьем транспортном кольце, Ленинградке, Варшавском и Ярославском шоссе.

Что же до произведенной в этом году 6 августа замены асфальта на Тверской от Пушкинской до Белорусского вокзала, то выложенный в YouTube ролик, снятый с крыши одного из зданий, на котором видно, как строй машин единым ковром раскатывает асфальт по магистрали, буквально взорвал интернет. В Торонто и Лос-Анджелесе, Риме и Лондоне пользователи сети выражали свой восторг и спрашивали: «А почему у нас так не делают?»

Но подобных эффектных сцен нынешний сезон подарил не так уж много. Ремонтники старались не создавать помех для дорожного движения, поэтому работы, требовавшие частичного перекрытия дорог, проводились в основном в ночное время. Текущий ремонт проводился на тех объектах, где истек гарантийный срок службы асфальтобетонного покрытия. Обычно такой срок составляет три года. Пока гарантия действует, любые неровности на асфальте за свой счет устраняет подрядчик, который его укладывал. Когда гарантия подходит к концу, асфальт целиком заменяют на новый. Интенсивность движения на московских дорогах и климат, при котором за зиму температура десятки раз переходит через ноль, другого выбора не оставляют. Дорожная рубашка изнашивается за это время основательно от постоянного потока, и на покрытии возникают колеи. И даже если это не сразу незаметно, без регулярного ремонта с заменой всего верхнего слоя никак не обойтись.

Всесезонные заботы

Появление выбоин на дорогах существенно сказывается на скорости автомобильного потока и зачастую служит причиной возникновения аварийных ситуаций. Если не ремонтировать дороги зимой, понадобятся куда большие вложения на их восстановление во время короткого теплого сезона: из-за перепадов температур даже небольшая трещина в дорожном полотне в считанные часы может стать причиной серьезных деформаций дорожного полотна. С наступлением отрицательных температур происходит смена технологий ремонта асфальтобетонного покрытия – начинается укладка специальной смеси, предназначенной для аварийного ремонта при неблагоприятных погодных условиях. Срок работ зависит от размера повреждения, погодных условий и пр. Ремонтные работы ведут 25 мобильных бригад. Ремонту подлежит любая неровность в асфальте свыше 15 см в длину, 60 см в ширину и глубиной не менее 5 см. Производство материалов для зимнего дорожного ремонта в городе осуществляют два завода по выпуску литой смеси асфальта. Такой смесью можно в любое холодное время года залить образовавшийся провал, но это лишь временная мера. Летом, когда литой асфальт плавится под лучами солнца, такое покрытие подвергнут более основательному ремонту.

Сейчас в Москве ликвидируют выявленные ямы или провалы в течение макдорогах столицы ликвидируют до 6 тыс. дорожных ям, в среднем по 200 ям в сутки.

На протяжении теплого времени года в нынешнем году в общей сложности было отремонтировано 900 объектов дорожного хозяйства общей площадью около 20 млн кв. м, это на 3 млн кв. м больше, чем годом ранее. Более половины этого объема пришлось на ГБУ «Автомобильные дороги». По программе «Моя улица» было отремонтировано 3 млн кв. м проезжей части в центре столицы, остальные 75 млн кв. м были сделаны в рамках выполнения текущего ремонта.

На магистралях с активным движением для обновления верхнего слоя укладывают щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА), способный выдерживать большие нагрузки и сопротивляться деформации.


Новые технологии

Из новинок, внедренных в этом году при проведении дорожного ремонта, в столице стоит отметить укрепление откосов дорог полиуретановым защитным составом. Откосы – склон, между которыми проходит расположенная в низине автодорога. Из-за дождя и талых вод они размываются, что постепенно разрушает дороги. В минувшем году в качестве эксперимента полиуретановым составом впервые покрыли новые георешетки, засыпанные щебнем на двух участках МКАД, – полиуретан затвердел и крепко связал конструкцию, как эффективный клей. За зиму
обновленные откосы сохранили форму и прочность.

В соответствии с предлагаемой методикой старые бетонные георешетки на склонах снимут, поверхность откоса выровняют и только после этого начнут устанавливать новые решетки. Ячейки засыпают щебнем. На полученную конструкцию вручную или распылителем нанесут вяжущий материал на основе полиуретана. Затвердев, этот состав плотно свяжет между собой щебень в ячейках решетки с ее основой. Укрепление вяжущим материалом позволяет использовать георешетки меньшей высоты, что облегчает конструкцию в целом.

Предполагается, что новая технология увеличит их срок службы в несколько раз.

Полиуретановый состав не теряет прочность в диапазоне температур от –80 до +110 °C и сохраняет прочность даже при сходе по склону водного потока скоростью 30 км/час.

В нынешнем году по новой технологии были укреплены откосы на Бутовской развязке (внутренняя сторона МКАД, 34-й км), на съезде с 37-го км МКАД на проезд Карамзина, развязке на пересечении кольцевой дороги и Рябиновой улицы, съезде с Дмитровского шоссе (82-й км МКАД), а также развязке на пересечении Боровского и Киевского шоссе.

Инженерные работы

На всех объектах дорожного ремонта в 2017 году был выполнен полный цикл инженерных работ, включая замену бордюрного камня, ремонт канализационных люков, снятие существующего дорожного покрытия методом холодного фрезерования, укладку нового асфальта и нанесение разметки с использованием современных материалов.

Если говорить о канализационных люках на проезжей части, то в этом году была произведена замена почти 2 тыс. из них. Все новые люки выполнены из высокопрочного чугуна, выдерживающего динамическую нагрузку до 40 тонн. Они соответствуют всем нормативным требованиям к материалам и изделиям, которые применяются при ремонте и строительстве дорожного покрытия. Их укладывают вровень с проезжей частью или тротуаром с учетом уклона, необходимого для обеспечения водоотвода. Помимо замены люка в ходе проведения дорожных работ обновляются и другие элементы дождевой канализации – горловины колодцев, опорные плиты и решетки водостоков.

Еще один неотъемлемый элемент дорожного ремонта на высокоскоростных магистралях – замена дорожных отбойников и установка новых барьерных ограждений (заменили 200 км). При замене старого ограждения на новое происходит и его модернизация. Морально устаревшие дорожные отбойники с низкой удерживающей способностью «Волна» заменяются на более современные и прочные ограждения «Трансбарьер». Врезавшаяся в них на полном ходу фура не пробьет такой разделитель и не вылетит на встречную полосу.

Водные процедуры

Перед началом сезона зимней уборки дорог по сложившейся традиции всю улично-дорожную сеть столицы четырежды вымоют дорожным шампунем. Специальное моющее средство сперва наносится на всю ширину проезжей части, а через два часа его смывает водой шеренга поливальных машин. Промывка дорог — традиционная процедура перед началом зимнего сезона, которая удаляет с асфальтовых, брусчатых и асфальтобетонных покрытий мазутные, масляные пятна и следы от шин. В зимний период на промытых дорогах не образуется в оттепель каша из снега, грязи и противогололедных реагентов. Использование шампуня улучшает сцепление шин с дорогой, а также продлевает срок службы асфальта. В промывке дворов, улиц, переулков, дорог и тротуаров принимают участие порядка 8 тыс. единиц техники. Помимо больших поливалок на грузовых шасси для приведения в порядок перед зимой дорожного покрытия используется и малая техника – вакуумные подметально-уборочные машины, применяемые обычно для уборки тротуаров.

Разметка засветилась

Много новаций появилось в столице и в области дорожной разметки. Город практически отказался от нанесения дорожной разметки нитрокраской, которую требуется обновлять каждый сезон. Для разметки проезжей части сейчас используют более долговечные материалы – холодный пластик и термопластик, на который наносят микроскопические стеклянные шарики, отражающие в вечернее время свет фар. Благодаря этому разметка хорошо видна ночью. На некоторых объектах были нанесены шумовые полосы. По технологии разметку наносят через 10–14 дней, после того как с асфальта сойдет тонкая пленка битума, входящего в его состав.

Выполненная холодным пластиком дорожная разметка служит дольше, поскольку отличается сверхустойчивостью и долговечностью. К тому же этот материал не нуждается в предварительном прогревании перед нанесением.

В общей сложности за прошедший сезон было нанесено более 2,7 млн кв. м разметки разных типов, включая разделительные полосы и стрелы направления движения, дублирующие и направляющие знаки. В течение весны и лета была обновлена разметка на 4,5 тыс. объектов улично-дорожной сети. В том числе и на 120 объектах 80 улиц центра города, вошедших в программу «Моя улица». Изменились и «зебры» на 17 тыс. наземных пешеходных переходах, и желтые зубчатые полосы, обозначающие 9 тыс. остановок наземного общественного транспорта.

Кроме того, с помощью дорожной разметки дублируются знаки «Осторожно, дети!», «Внимание, пешеход!», «Ограничение скорости». Они наносятся на новый свежеуложенный асфальт в местах, где была произведена замена покрытия.

Есть надежда, что столичный опыт с дублированием предупреждающих знаков на дорожном полотне из Москвы будет распространен на другие регионы. В этом году дорожные знаки уменьшили с принятого у нас в стране размера 70 х 70 см до европейских размеров в 50 х 50 и 40 х 40 см и установили их на пяти улицах центра столицы. Они
появились на Большой и Малой Никитских улицах, в Гранатном, Скарятинском и Брюсовом переулках. А уже в сентябре, на комиссии федерального правительства по безопасности дорожного движения было принято решение внести в госстандарты изменения, которые позволят устанавливать такие знаки по всей России. Такое нововведение позволит размещать на одном столбе сразу несколько указателей.

Еще одно новшество в области дорожной разметки связано с расширением ее цветовой гаммы. До сих пор основная часть ее была белого цвета, а желтыми зубцами на асфальте обозначалась зона остановки общественного транспорта. Теперь к двум этим цветам добавится еще и голубой. Голубыми линиями на проезжей части будет помечена зона платной парковки. Экспериментальной площадкой для внедрения голубой разметки стали 25 улиц и переулков в районе Хамовники в центре столицы. Спустя три месяца после начала эксперимента должно быть принято решение о целесообразности распространения голубой разметки для обозначения платной парковки на другие районы города.

Еще один эксперимент с дорожной разметкой реализуется в Зеленограде. Там на ряде наземных пешеходных переходов появилась дополнительная подсветка «зебры». Считается, что это новшество позволит снизить количество дорожно- транспортных происшествий, связанных с невнимательностью автомобилистов при пересечении пешеходного перехода. После изучения итогов этого эксперимента будет принято решение, организовывать ли подсветку переходов в других округах Москвы.

Текст: Дмитрий Ильин
Фото: Олег Паршин


Назад в раздел