ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Первый участок. Новую линию столичного метрополитена осмотрел глава города


Третий пересадочный контур (ТПК), о необходимости которого так долго говорили московские власти, начинает приобретать реальные очертания. В столице состоялся технический пуск новой ветки метро, которая призвана решить множество застарелых транспортных проблем мегаполиса.

История вопроса

Метрополитен не может существовать сам по себе, его линии обязательно будут повторять контуры города. Москва – город радиально-кольцевой, так уж повелось веками, поэтому и метрополитен у нас точно такой же: радиальные линии, пересекающиеся в центре, и венчающая их Кольцевая линия. Надо сказать, что в те времена, когда она проектировалась и возводилась, районы, по которым проходило кольцо, не относились к центральным. Скорее, они были чем-то средним между периферией города и его основной частью.

Главная задача Кольцевой линии была в том, чтобы оттянуть часть пассажирского трафика из центра. Однако с тех пор Москва сильно увеличилась в размерах, и старая линия уже с трудом справлялась с нагрузкой. Открытие движения по МЦК в сентябре 2016 года немного улучшило ситуацию, однако проблемы остались.

На самом деле планы создания еще одного пересадочного контура возникли в советские времена. Тогда было принято
думать на десятилетия вперед, поэтому вопросы строительства метрополитена были катализатором бурной дискуссии среди специалистов. Именно в те годы четко обозначалось противостояние двух вариантов строительства нового контура, которые можно условно назвать «хордовый» и «кольцевой».

«Хордовый» вариант представлял инженер Иван Бордуков. Он подвергал критике планы по строительству второго кольца, которое поддерживало большое число инженеров и проектировщиков. Инженер полагал, что оно ухудшит сложную транспортную ситуацию, сложившуюся в столичном метрополитене к середине 80-х годов прошлого века. «Альтернативой этому может стать строительство новых линий метро по хордовым направлениям с глубокими вводами в периферийные районы, где проживает около 70% населения столицы. Главные пассажиропотоки в столице идут в центр, пересадки с кольцевой на радиальные линии удлинят путь пассажиров не менее чем на 25% по сравнению с пересадками со станций хордовых линий», – писал Иван Бордуков в своей статье, которая была опубликована газетой «Правда» 27 декабря 1984 года.

Власти даже приступили к реализации проекта по строительству хордовых линий. Первым участком будущего третьего пересадочного контура можно считать Каховскую линию, в которой всего три станции: «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

В силу известных политических событий, планы по строительству метрополитена пришлось пересмотреть. Были заморожены несколько уже начатых проектов, так что о начале новых не стоило и думать.

К идее строительства вернулись уже в нулевые годы. Правда, в проекте произошли изменения. В сентябре 2014 года решение было окончательно принято в пользу кольцевого движения, «поскольку организация хордового слишком затратна как с финансовой, так и с организационной точки зрения». Чуть ранее были созданы концепция, техническое обоснование и появились первые проекты трассировки Третьего пересадочного контура (ТПК).

«Третьим пересадочным контуром» новую линию называют потому, что первым пересадочным контуром Московского метрополитена условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым – сама Кольцевая линия. Эксплуатационное название линии будет выбрано в ходе голосования на портале «Активный гражданин».

Временное хордовое беспересадочное движение планируется запустить от «Некрасовки» до «Делового центра» через северный участок ТПК. С постройкой южной части хорды перерастут в кольцо, и тем, кто едет от начала и до конца бывшей хорды, придется делать пересадку на ТПК.

Реализация проекта

Работы шли несколько лет, и вот наконец в начале сентября 2017 года Мэр Москвы Сергей Собянин лично провел технический пуск первого участка ТПК метро. Столичный градоначальник вместе с метростроевцами проехал по пяти станциям новой ветки: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Петровский парк».

Каждая из них имеет свой «характер» и цвет в отделке. Например, доминанта в отделке станции «ЦСКА» – спортивный дух, который подчеркивают витражи и фигуры лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста на платформе самой станции. «Петровский парк» выдержан в бело-зеленой гамме. «Хорошевская» и «Шелепиха» радуют обилием пространства и поражают строгостью, а «Деловой центр» несет в себе черты расположенных неподалеку небоскребов международного центра «Москва-Сити».

Объезд Мэра стартовал с «Шелепихи». Для этого был использован специальный диагностический состав метро, который имеет характерную желтую окраску.

– Московские строители завершили сооружение одного из сложнейших и важнейших объектов Московского метрополитена. Первый участок Третьего пересадочного контура свяжет «Москва-Сити» с «Петровским парком», – отметил Сергей Собянин.

Кроме того, Мэр сказал, что каждая из пяти возведенных станций является крупным транспортно-пересадочным узлом (ТПУ), который возьмет на себя функцию связи наземного и подземного транспорта. Кроме того, ТПУ обеспечат соединение новой ветки с уже существующими радиусами.

Например, с «Петровского парка» можно будет пересесть на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии, станция «Хорошевская» обеспечит переход на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской линии, а «Деловой центр» объединяет метро и Московское центральное кольцо. Также на МЦК можно будет пересесть и с «Шелепехи». Только станция «ЦСКА» не соединена с другими ветками, так как находится на территории Ходынского поля, где сейчас идет активное жилищное строительство.

Запуск ТПК позволит москвичам экономить свое время в пути. Теперь не надо будет ехать в центр для пересадки, сократив почти 30 минут на одной поездке. Новая кольцевая линия протяженностью около 60 км расположится ближе к окраинам столицы и пересечет все радиальные линии подземки. Третий пересадочный контур станет настоящим спасением для периферийных районов города с самым большим пассажиропотоком.

– Большое кольцо метро пересекает новое наземное кольцо, – рассказал горожанам, пришедшим на станцию «Шелепиха» МЦК, Сергей Собянин. – Проект большого подземного кольца становится реальностью. Буквально через несколько месяцев пойдут первые пассажирские поезда по новым станциям. Ими будут пользоваться от 200 до 300 тысяч москвичей ежедневно.

Все станции находятся в высокой степени готовности. По словам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, для пассажиров линия откроется до конца года.

– Строители уже завершают монтаж инженерного оборудования и чистовую отделку помещений. В то же время на поверхности ведутся работы по благоустройству прилегающей территории, – рассказал он.

Общая протяженность нового участка составила 10,5 км. Новые станции серьезным образом повлияют на транспортную ситуацию в ряде столичных районов, разгрузят радиальные направления метро и старую Кольцевую.

– Особенно важно, что снизится нагрузка на Таганско-Краснопресненскую линию, одну из самых перегруженных линий метрополитена, – подчеркнул Марат Хуснуллин.

Станция «Петровский парк», а в перспективе и все второе кольцо помогут разгрузить часть зеленой ветки. Сейчас северный радиус Замоскворецкой линии обслуживает не только москвичей, но и жителей северо-западных районов Подмосковья, которые приезжают на работу в столицу.

– Например, сегодня дорога от станции «Динамо» до станции «Деловой центр» занимает 27 минут с двумя пересадками. С введением в эксплуатацию участка ТПК этот путь сократится до 12–15 минут, то есть практически в 2 раза, – отметил заммэра.

С трудностями справились

В ходе строительства пришлось решать ряд крайне тяжелых
инженерных задач.

– Самой большой сложностью стали водонасыщенные грунты на «Хорошевской» и на «Петровском парке», – рассказал руководитель АО «Объединение Ингеоком», занимавшегося возведением нового контура, Максим Поламорчук. – Нам пришлось постоянно откачивать поступающую воду на стройке «Хорошевской». Непросто было осуществлять и проходку тоннелей на «Петровском парке». Нам приходилось довольно-таки часто менять режущий инструмент тоннелепроходческого комплекса, но мы справились.

По его словам, еще одной трудностью при возведении первого участка ТПК стали стесненные условия на стройплощадках. Строителям приходилось искать удобные для всех решения: для жителей, проживающих рядом, и для предприятий, около которых развернулась стройка.

– Изначально станции были запроектированы в глубоком заложении, но консорциум из проектировщиков и строителей нашел более эффективное предложение по строительству участка, – продолжил Максим Поламорчук. – В результате новых проектных решений изменилась сама «посадка» станций на карте. Нам пришлось сооружать открытые котлованы и уже начинять их технологиями.

Возведение станций открытым способом оказалось проще для строителей и экономически выгоднее для города, вкладывающегося в развитие столичной инфраструктуры.

Сложности начались с котлованом «Хорошевской». После корректировки проекта он оказался на заброшенных железнодорожных путях. Рядом находились склады и хранилище воды «Мосводоканала».

Городу пришлось вести переговоры по освобождению участка. Тем не менее договоренности были достигнуты, и «Хорошевскую» построили.

В настоящее время строители покидают станции. Им остается провести пусконаладку оборудования и передать в эксплуатацию готовые объекты Московскому метрополитену. Сделать это планируют до конца года.

– В целом строительство Второго кольца – это мегапроект, самый масштабный за всю историю столичного метрополитена. Третий пересадочный контур станет спасением для ряда столичных районов, новая ветка метро соединит периферийные районы Москвы и позволит сократить время в пути для пассажиров на 20–25 процентов. Предполагается, что новой линией ежедневно станут пользоваться около миллиона человек, – сказал Марат Хуснуллин.

В ходе строительства ТПК будет применен ряд технических
новшеств.

– Планируется построить два участка с помощью щитов большого диаметра. Это позволит запустить поезда встречных направлений в одном тоннеле. Для Москвы это нетрадиционный способ, однако он позволяет существенно сэкономить время строительства, ресурсы и деньги, – сказал Марат Хуснуллин.

Один из участков будет расположен на западе – от станции «Нижние Мневники» до станции «Аминьевское шоссе», а участок на востоке, от «Каширской» до станции «Карачарово», будет частично однопутным, частично двухпутным.

Целиком ТПК с учетом реконструкции действующего участка Каховской линии, по данным Стройкомплекса, планируется построить в 2021–2022 годах. На новом кольце расположится 31 станция. Они обеспечат 21 пересадку на все радиальные линии метро и Московское центральное кольцо, увеличив тем самым число альтернативных маршрутов движения в разы. Для пассажиров первые пять станций ТПК откроют до конца года.


Назад в раздел