ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Правила общежития. Зачем для работников ЖКХ столицы создаются бытовые городки


Работники ГБУ «Автомобильные дороги» – «аристократы» уборочных работ, они в круглосуточном режиме осуществляют уборку и содержание проезжей части дорог, тротуаров и остановок общественного транспорта на Садовом кольце, Третьем транспортном кольце, Новом Арбате, Кутузовском проспекте и других магистралях федерального значения. При этом среди 6 тыс. сотрудников городского ГБУ нет ни одного трудового мигранта из-за рубежа.


Вместо общежития

Жители Москвы и Подмосковья составляют треть сотрудников городского ГБУ «Автомобильные дороги». Остальные две трети приезжают из регионов Центрального федерального округа. Регионы – это Рязанская, Курская, Брянская и другие близлежащие к Москве области. В советское время для таких людей предоставлялись общежития, сегодня такой возможности нет. Поэтому в ГБУ было принято решение построить бытовой городок для отдыха работников – впрочем, этот отдых для многих является полноценной ночевкой. Ведь работают в ГБУ в две смены по двенадцать часов: с восьми утра до восьми вечера, и наоборот. Для приехавших из Рязани или Калуги и работающих пять дней на неделе подряд это точно – ночевка (понятно, что те, кто работал в ночную смену, отсыпаются днем). К тому же иногда и подмосковным жителям возвращаться домой не хочется, особенно в непогоду. Сразу отметим: пребывание в городке полностью бесплатное!

Бытовой городок ГБУ – это, собственно говоря, одно здание, которое существует с августа прошлого года. Вмещает более 200 человек – пока этого хватает. Все коммуникации подведены, есть своя котельная.

Главный инженер ГБУ и по совместительству «экскурсовод» Алексей Шарин любезно приглашает группу журналистов внутрь здания.

Главное – выспаться

Отдохнуть и переночевать можно в небольших и, прямо скажем, спартанских условиях. Двухъярусные кровати, в каждой комнате (а их в здании 28) – максимум шесть человек. Вдоль стены – ряд шкафчиков для личных вещей. Комнаты, где проживают женщины, выглядят чуть более уютными, как тому и положено. Впрочем, было бы, наверное, неправильным рассуждать о настоятельной необходимости большего комфорта: проработав двенадцать часов подряд на дорогах столицы, человеку главное – выспаться. Ну и опять-таки вспомним о бесплатности предоставляемых услуг.

Кстати, бесплатно работнику ГБУ можно и пообедать – взять в столовой комплексный обед. В эти дни столовая, однако, на ремонте, но ремонт обещано провести быстро, в течение месяца. Что делать пока? Легче всего заказать продукты и приготовить их в кухне-столовой. Конечно же можно принести и свои продукты, купленные в магазине. При этом – стоит подчеркнуть особо! – на территории бытового городка царит «сухой закон». Спиртное запрещено категорически, в случае нарушения «режима» виновный от бытового городка отлучается.

Кухня-столовая довольно просторная, хотите – используйте электрические плиты, хотите – микроволновку. Разумеется, есть несколько холодильников. Приготовил пищу, тут же поел, помыл посуду, – и можно отдыхать или ехать на смену.

Понятно, что в здании имеются туалетные комнаты и душевые. Вполне современные, надо сказать.

Есть в помещении комнаты мастеров. Тут, «не отходя от кассы», то есть не посещая кабинеты дирекции, можно получить задания и наряды.

Старые новые времена

Времена бездумной толерантности проходят. Москва, в том числе ее коммунальные службы, последовательно отказываются от труда мигрантов, стремясь набирать работников – только граждан России. И тут нет никакого национализма, скорее это исключительно прагматичный профессионализм. Потому что на первый план все более выходит квалификация работников.

Да, вы можете набрать нелегалов и платить им меньше, но потом придется переделывать их работу, платить штрафы…

– Городское хозяйство Москвы способно обойтись без несанкционированной иностранной рабочей силы. Мы ориентированы на то, чтобы россияне больше участвовали в развитии жилищно-коммунального комплекса столицы – такова позиция заместителя Мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова.

Однако выше уже было сказано, что в ГБУ «Автомобильные дороги» трудятся только граждане РФ. Более того, здесь не скрывают, что даже среди россиян есть отсев «по внешности». Неряшливого, откровенно неприятного на вид человека на работу не возьмут, потому что ГБУшники все время на виду, они – на лучших магистралях столицы.

Что же касается дальнейшего сокращения использования труда мигрантов в коммунальных службах города, то следующим шагом, как известно, станет создание на базе ДЕЗов системы ГБУ для уборки дворовых территорий и эксплуатации жилого фонда. Трудиться в этих госучреждениях также будут в основном граждане РФ – жители Москвы, Подмосковья и ближайших к Москве областей Центрального федерального округа. В каждом районном ГБУ будут работать от 1,5 до 2 тыс. человек, а работники последней трети состава смогут поселиться в бытовых городках на 100–300 мест. Для их создания будут использоваться промзоны.

Чтобы привлечь в сферу ЖКХ россиян, проживающих в областях Центрального федерального округа, минимальный уровень зарплаты рядового сотрудника «Жилищника» не будет опускаться ниже 25 тыс. руб. И городской бюджет такие зарплаты отнюдь не разорят. Ибо прежде по нормативам выходило, что на уборку 800 кв. м выделялась одна ставка. Для окраин она составляла 13,5 тыс. руб., для центра – около 15 тыс. Обычно дворник убирает три или даже четыре таких участка.

Вот только гастарбайтеры, нанимаемые подрядными организациями, реально таких денег никогда не получали – они оседали в карманах подрядчика. Теперь подобному бесправию работников будет положен конец: с каждым россиянином, приходящим на работу в ГБУ, заключаются полноценные трудовые договоры с соцпакетом. При этом ГБУ оказываются экономически эффективнее коммерческих фирм, потому что госучреждениям не приходится тратиться на налоги, ориентированные на получение прибыли учредителями.

Испокон веков в России дворниками в подавляющем большинстве были или русские, или татары – коренные москвичи. Старые времена возвращаются?

Текст: Александр Губанов



Назад в раздел