НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Пешеходы против водителей. Департамент транспорта обнародовал планы на 2014 год


Нужды пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта для транспортников сегодня важнее, чем интересы автомобилистов. По словам заместителя Мэра, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максима Ликсутова, если раньше первоочередное внимание городские власти уделяли автотранспорту, то теперь во главе угла стоят интересы пешеходов и общественного транспорта.


Развитие транспортной инфраструктуры столицы остается одним из приоритетных и наиболее ресурсоемким направлением в работе Правительства Москвы. Для решения этих задач в нынешнем году из бюджета столицы будет потрачено 340 млрд руб. При этом Москва остается лидером среди мегаполисов России по количеству автомобильных пробок. На данный момент 20% горожан тратят на дорогу более трех часов в день.

Минувший 2013 год не прошел для транспортной системы столицы даром – в городе было введено в строй 12,5 км линий метро, построено 72 км новых дорог, закончена реконструкция пяти вылетных магистралей, началось строительство 30 новых станций метрополитена и прокладка Третьего пересадочного контура метро, завершено обустройство 135 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в плоскостном исполнении.

Прокладка новых линий метрополитена является, как выразились бы в прежние времена, «главной ударной стройкой» столицы. В минувшем году введено в строй 6 новых станций метро, закуплено 342 новых вагона с кондиционерами, на Кольцевой и Каховской линиях заработал Wi-Fi, также была увеличена частота движения поездов в часы пик. В результате метро стало доступно еще примерно для 300 тыс. человек. В текущем году будет построено 13,1 км линий, закуплено 352 новых вагона с кондиционерами, усилена безопасность работы метро, на всех линиях будет функционировать Wi-Fi.

Пирамиду приоритетов перевернули

Все эти масштабные свершения стали результатом кардинального изменения приоритетов городских властей в отношении транспорта и строительства новых транспортных объектов. По словам Максима Ликсутова, прежде в системе приоритетов первоочередное внимание городские власти уделяли припаркованному автотранспорту, следующим по значимости считались движущиеся автомобили, и лишь в последнюю очередь учитывались интересы общественного транспорта и пешеходов. Теперь же пирамида приоритетов в транспортной сфере перевернута и порядок приоритетов изменился в прямо противоположную сторону. На первом месте – пешеход, на втором – общественный транспорт, за ним идут автомобили – участники движения и на последнем месте – припаркованный автотранспорт. Сейчас возросло значение общественного транспорта.

Руководством столицы поставлена задача к 2020 году увеличить провозную способность общественного транспорта столицы с нынешних 870 тыс. пассажиров в час пик до 1230 тыс. Также на четверть – с нынешних 67 до 50 минут – должна сократиться и средняя продолжительность поездки пассажира к месту работы в час пик.

Большая часть транспортных инициатив Правительства Москвы касается улучшения работы общественного транспорта.

Это оптимизация маршрутной сети автобусов, появление новых типов билетов, действительных для разных видов общественного транспорта, и создание системы диспетчеризации движения общественного транспорта.

В нынешнем году должен быть запущен Центр диспетчеризации наземного транспорта на основе системы ГЛОНАСС.

На наиболее загруженных остановках установят около тысячи электронных табло, на которых будет высвечиваться информация о том, сколько минут до прибытия ближайшего автобуса каждого маршрута осталось.

В минувшем году было запущено движение автобусов и троллейбусов по более чем 40 км выделенных полос, в нынешнем году обустроят еще 58 км. Число пассажиров, ежедневно использующих наземный транспорт, который передвигается по выделенным полосам, ежедневно составляет 1100 тыс. человек. Суммарная длина выделенных полос на сегодняшний день составляет 277 км. Говоря о «выделенках», отметим, что запуск выделенной полосы на Ленинградском шоссе временно отложен, так как возникла необходимость ее оснащения дополнительными средствами организации движения. Как только будут проведены все необходимые мероприятия, полоса будет запущена. Выделенная полоса на Каширском шоссе заработает в мае – июне 2014 года.

Появились и новые полуэкспрессные и ночные маршруты наземного транспорта.

В будущем году изменения маршрутной сети будут продолжены, так как нынешняя сеть пассажирского транспорта действует с 1980-х годов.

Измайлово – полигон для испытания новых маршрутов

Пилотной зоной для отработки новой маршрутной сети определен район Измайлово в Восточном округе Москвы.

По его территории до недавнего времени курсировало 25 автобусных, 11 троллейбусных и 9 трамвайных маршрутов.

Кроме того, по 26 направлениям пассажиров перевозят маршрутки частных операторов.

Первый этап реформы стартовал в феврале прошлого года. В ходе него будет реструктурирована маршрутная сеть коммерческих перевозчиков. В первую очередь это коснется тех рейсов, которые полностью дублируют маршруты Мосгортранса. На направления, по которым курсирует муниципальный и частный транспорт, выйдут дополнительные автобусы и троллейбусы. На втором этапе, который начнется летом этого года, дополнительный подвижной состав появится на всех маршрутах Мосгортранса. Время ожидания сократится до минимума. А с осени на территории района Измайлово начнется внедрение новой маршрутной сети. В случае успешного проведения эксперимента подобная практика будет реализована и в других районах столицы.

Обретает вторую жизнь в качестве одного из важнейших видов городского транспорта и трамвай. При прежней городской администрации он считался неперспективным и устаревшим. Многие маршруты были отменены, а пути демонтированы. Теперь они восстанавливаются.

В 2013 году было реконструировано около 60 км трамвайных путей в однопутном исчислении, закуплено 67 трамваев повышенной комфортабельности.

Доля низкопольного пассажирского транспорта в парке ГУП «Мосгортранс» составила 65%. В новом году среди подвижного состава трамвайных депо появятся низкопольные машины, а также трамвайные вагоны, способные проезжать 1,5 км без контакта с проводами. Для удобства людей с проблемами опорно-двигательного аппарата на улицах Москвы появятся даже низкопольные марштутки-микроавтобусы.

Железнодорожный транспорт

Говоря о железнодорожном транспорте столицы, Максим Ликсутов сообщил, что в минувшем году было запущено скоростное движение на участке Москва – Новопеределкино, после реконструкции открылся Ленинградский вокзал, проведен капремонт 38 платформ, введено в эксплуатацию 48 вагонов. В 2014 году завершится программа по реконструкции всех московских вокзалов, с их территории будут выведены незаконные объекты торговли, а в октябре запущены двухэтажные поезда «Аэроэкспресс».

– По значимости пригородный железнодорожный транспорт занимает второе место после метрополитена с точки зрения его провозной способности и роли, которую он играет в утреннем и вечернем часах пик, – отметил Максим Ликсутов.

Самым масштабным проектом ближайших лет в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по городу должен стать запуск движения по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МЖД). Движение по кольцу должно быть запущено в конце 2015 года.

Планируется, что к 2025 году пассажиропоток на МК МЖД достигнет 300 млн человек. К тому моменту за день по кольцу будет проходить не менее 100 пар поездов, а интервал в часы пик составит около 5 минут. На Малом кольце Московской железной дороги будет действовать 31 станция, с 15 из них можно совершить пересадку на метро. К началу движения в декабре 2015 года будут закуплены 13 новых поездов, в 7-вагонном исполнении каждый, вместимость поезда – 1,25 тыс. человек, ежесуточное количество пассажиров – 250 тыс. В настоящий момент ведется электрификация путей железнодорожного кольца, а также работы по укладке третьего главного пути.

Вскоре ГУП «Московский метрополитен» проведет конкурс по выбору оператора, который займется пассажирскими перевозками по МК МЖД. Заказчиком работы транспорта на МК МЖД решено назначить ГУП «Московский метрополитен», чтобы проект был теснее интегрирован с метрополитеном. По словам Максима Ликсутова, оператор, который займется перевозками на кольце, должен прийти со своим подвижным составом и с укомплектованными локомотивными бригадами. Он также отметил, что на линии будет действовать та же система оплаты проезда, что и в метрополитене.

Транспортная карта открывает двери музеев

По словам заместителя Мэра, создание нового билетного меню, не существовавших прежде типов билетов на проезд в общественном транспорте – одно из главных достижений Департамента транспорта в минувшем году. В 2013 году в продаже впервые появились универсальные билеты, годные для оплаты проезда для всех видов городского общественного транспорта, срок их действия увеличился до 90 дней, были снижены цены на билеты на пять и более поездок.

В результате очереди в кассы метро сократились на четверть, а билеты у водителей наземного транспорта стали покупать в 2,5 раза реже.

Стоимость карты «Тройка» в текущем году не изменится. Более того, в 2014 году она станет доступна на банковских картах и мобильных телефонах, с ее помощью можно будет оплатить парковку, велопрокат и другие услуги. Совместно с Департаментом культуры Департамент транспорта разрабатывает проект использования карты «Тройка» для оплаты билетов в городские учреждения культуры – театры, музеи, концертные залы.

Кроме того, пассажиры, часто оплачивающие проезд в общественном транспорте картой «Тройка», смогут воспользоваться возможностями программы лояльности: в качестве бонуса им будет предложено бесплатное посещение московских музеев.

В нынешнем году пополнить карту «Тройка» можно будет через сайт troika.mos.ru и с помощью SMS. Также появится возможность персонификации этой карты, что позволит в случае утери полностью восстановить ее без лишения внесенных на карту средств. В конце первого квартала текущего года с помощью «Тройки» можно будет оплатить парковку в паркоматах и проезд в составах «Аэроэкспресса».

Москвичам предлагают следовать привычкам голландцев и датчан

Рассматриваются также варианты, когда картой «Тройка» будут оплачиваться услуги велопроката. Предполагается, что победитель конкурса, который определит оператора системы городского велопроката, до 1 мая 2014 года расширит систему проката до 300 пунктов с парком 5 тыс. велосипедов, тогда как в 2013 году на эти цели предполагалось выделить во временное пользование всего 450 педальных транспортных средств. При этом также планируется повысить требования к техническим характеристикам новых велосипедов: по словам Максима Ликсутова, они должны «стать более удобными и качественными».

В 2013 году было установлено 79 станций велопроката и около 1,2 тыс. велопарковок, введено 26 км велодорожек, 20 тыс. горожан совершили 70 тыс. поездок на велосипедах, взятых напрокат.

Сейчас суммарная протяженность велодорожек в столице составляет 146 км. Наиболее длинные маршруты – это 16-километровая велодорожка от парка «Музеон» в Центральном округе до парка Победы в Западном округе; 12-километровая велодорожка вдоль Рублевского шоссе и Балаклавского проспекта; 8-километровая дорожка от улицы Барклая через парк «Фили» до Крылатского.

В 2014 году протяженность этой сети должна увеличиться в два раза – до 281 км. В частности, велодорожка появится на Бульварном кольце, она свяжет все 10 бульваров и Москворецкую набережную. Кроме того, внутри нее будет шесть радиальных линий. Велодорожка длиной 41 км соединит станции метро «Нахимовский проспект», «Нагорная», «Новые Черемушки», «Университет» и «Проспект Вернадского», которые расположены в Западном и Юго-Западном округах, также 27-километровая велодорожка появится в Зеленограде.

В ближайшие два года активность велосипедного движения будет подвергаться постоянному мониторингу, для того чтобы определить загруженность улиц велосипедами и уточнить, на каких улицах следует отдать приоритет развитию велосипедной инфраструктуры, а на каких – пешеходной, решить, где нужно обустроить новые велопарковки или проложить новые велодорожки.

Сейчас в Москве насчитывается около 3 млн велосипедов, при этом ежедневно выезжает на улицы города не более 10 тыс. Предстоит ввести в обыкновение горожан не только прогулочные поездки, но и практику использования велосипеда как повседневного транспорта для поездок на работу, в магазин, в гости, чтобы москвичи переняли привычки датчан и голландцев, которые до 40% поездок по городу совершают на велосипеде, или хотя бы жителей Германии, где на двухколесном транспорте на педальной тяге совершается от 10 до 15% поездок.

Площади у метро расчистили для пересадочных терминалов

В минувшем году в городе было обустроено 147 транспортно-пересадочных узлов в плоскостном исполнении. В эксплуатацию было введено 20 перехватывающих парковок около станций метро на 8440 машино-мест. В итоге на большинстве пересадочных узлов созданы удобные условия для пересадки, а также заложена основа для интеграции с будущими станциями наземной электрички, которая будет курсировать по Малому кольцу Московской железной дороги. Наполняемость перехватывающих парковок у метро выросла на 43%. В 2014 году планируется завершить формирование плоскостных ТПУ и начать строительство капитальных ТПУ, построив 14 перехватывающих парковок у метро на более чем 5 тыс. машино-мест. Также предстоит благоустроить зоны радиусом 1,2 км около 61 станции метро.

Если для организации плоскостного ТПУ достаточно лишь расчистить территорию для свободного прохода пассажиров и обустроить парковочное пространство, то капитальный ТПУ будет представлять собой здание, надстроенное над станцией метро или наземной электрички, своего рода небольшой вокзал. Наиболее значительным и успешным примером обустройства плоскостного ТПУ стало упорядочивание пересадки пассажиров на одном из самых сложных и загруженных транспортных узлов столицы – возле станции метро «Выхино». В день через одну только станцию проходит 350–450 тыс. человек – это население среднего европейского города. Огромный рынок у станции метро «Выхино» был демонтирован за несколько дней. Взамен появилась удобная площадка для парковки личного и общественного транспорта с возможностью легко и просто дойти с остановочных пунктов до станции метро и железнодорожной платформы Рязанского направления, а также городских и областных автобусов и маршруток. Капитальные ТПУ будут возводиться уже с привлечением средств инвесторов.

Для того чтобы сделать эти проекты интересными для частного бизнеса, их позволят наряду с необходимой транспортной инфраструктурой насыщать также торговыми или офисными площадями. Всего к 2020 году в столице планируется построить 255 ТПУ – 163 капитальных и 92 плоскостных. До 2020 года власти города рассчитывают привлечь 800 млрд руб. частных инвестиций на развитие транспортной системы города.

– Транспортно-пересадочные узлы подразумевают в первую очередь улучшенную инфраструктуру для пассажира, для которого создается возможность комфортно пересесть с одного вида транспорта на другой, быстро и легко купить билет, пополнить электронный кошелек, оставить личную машину или велосипед, – пояснил Максим Ликсутов.

Функции регулировщика – искусственному интеллекту

В рамках внедрения в столице интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в 2013 году в Москве был построен и запущен Центр организации дорожного движения (ЦОДД), который разместился во 2-м Лесном переулке возле Белорусского вокзала. Кроме того, активными темпами шло формирование периферийной структуры ИТС, в городе были установлены 6741 детектор транспортных потоков, передающий информацию не реже одного раза каждые 5 секунд, и более 2 тыс. камер, введено в эксплуатацию около 1,2 тыс. комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, 100% подвижного состава Мосгортранса оснащено системой ГЛОНАСС, установлено около 1700 интеллектуальных светофоров, управление которыми ведется из единого центра, а также 180 динамических информационных табло и 150 управляемых дорожных знаков. В центре столицы за ситуацией на автостоянках следят мобильные комплексы – парконы, которые фиксируют нарушения и передают данные о них одновременно в ситуационный центр и ГИБДД. В 2013 году благодаря внедрению элементов интеллектуальной транспортной системы количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом уменьшилось на 24%, на ряде улиц сократилось количество заторов из-за ДТП, повысился уровень безопасности пассажиров городского общественного транспорта.

В нынешнем году в рамках работы по формированию интеллектуальной транспортной системы планируется запуск удобной системы информирования водителей о ситуации на дорогах, а также постепенный переход на автоматический режим управления дорожным движением.

С 1 июня 2014 года ситуационный центр ЦОДД должен начать работу в полном объеме, что позволит обеспечить оперативное взаимодействие всех служб города и синхронизацию расписаний городского транспорта. Также в эту систему будут интегрированы ситуационный центр московского метро, который регулирует частоту движения поездов в зависимости от загруженности линий метрополитена, и система управления пригородными электричками. Уже сейчас в центр поступает полная информация о движении аэроэкспрессов. Совместно с МЧС будет запущена служба «112» – аналог американского «911».

Во второй половине года для горожан станет доступно мобильное приложение, с помощью которого можно узнать точное время прибытия на остановку наземного общественного транспорта. Как сообщил Максим Ликсутов, сегодня это приложение проходит тестирование. Фокус-группе, состоящей из 30 участников эксперимента, на телефон установили бета-версию приложения. После трех месяцев ее эксплуатации пользователями она подвергнется окончательной доработке.

С 2014 года внедрение элементов ИТС начнется на присоединенных территориях. Это насущно необходимо уже сегодня, ведь, согласно прогнозам, пассажиропоток из «новой» Москвы к 2020 году должен увеличиться вдвое, а пропускная способность существующих дорог на территории ТиНАО уже практически исчерпана.

Платные парковки улучшили трафик в центре Mосквы

Наконец, еще одно важное направление деятельности Департамента транспорта, начатое в минувшем году, получит продолжение в году нынешнем, – реализация проекта по созданию единого парковочного пространства и расширение зоны платной парковки. С 1 июля 2013 года зона платной парковки появилась в историческом центре города в пределах Бульварного кольца, а с 25 декабря 2013 года она была расширена до границ Садового кольца. Возможность парковать свои автомобили бесплатно предоставляется резидентам этой зоны, то есть людям, зарегистрированным в ЦАО. Для этого им выдается по два резидентных разрешения на семью. Помимо резидентов бесплатно парковаться имеют право инвалиды и многодетные родители. В 2013 году выдано 10 тыс. разрешений резидентам, 6 тыс. – инвалидам и 1,7 тыс. – многодетным семьям. Для тех же, кому приходится платить, в центре города создана удобная современная система оплаты парковки с возможностью поминутной тарификации и автоматизированная система контроля с помощью комплексов «паркон», функционирующих на базе легковых автомобилей.

Новая система движения автомобилей позволила улучшить администрирование в зоне платной парковки.

Результатами внедрения платной парковки стало увеличение скорости движения в пределах платной зоны до 9% и снижение загрузки улично-дорожной сети на 25%. Время парковки сократилось с шести до полутора часов. С помощью мобильных устройств оплачивают парковку 70% пользователей.

В 2014 году планируется точечное расширение зоны платной парковки в пределах Третьего транспортного кольца. Расширение зоны платной парковки до ТТК не коснется территории жилой застройки, в основном в нее войдут торговые и бизнес-центры. Вопрос о зонах платной парковки будет обсуждаться с депутатами местного самоуправления и жителями города. Также в текущем году будет запущен пилотный проект, в рамках которого по воскресеньям и праздникам парковка станет бесплатной, а сами городские парковки оборудуют зарядными станциями для электромобилей. На городских улицах начнут работать инспекторы Московской административной дорожной инспекции, которая, как в западных странах, будет выписывать водителям квитанции за неправильную парковку, а процесс оформления дорожно-транспортных происшествий планируется сократить за счет использования возможностей системы видеонаблюдения.

Грузовой транспорт – за МКАД

В 2013 году принимались серьезные меры по оптимизации дорожной логистики. Было упорядочено движение грузового транспорта с разрешенной массой более 12 тонн, введены система администрирования движения грузовых автомобилей и система весового контроля, запущена система электронной выдачи пропусков для передвижения грузовиков в черте города, для крупногабаритных фур обустроены стоянки за пределами МКАД на более чем 1000 машино-мест. По итогам года средняя скорость движения на МКАД в час пик выросла на 8%, доля грузовиков на МКАД днем сократилась с 30 до 16%. Согласно проведенным Департаментом транспорта исследованиям, более 70% жителей Москвы приветствовали меры по ограничению движения грузовиков по городу и на МКАД.

В 2014 году планируется переместить центры обработки грузов к МКАД и за ее пределы, открыть 27 парковок для грузовиков на 4038 машино-мест, значительно сократить движение грузового транспорта в жилых районах, определить ключевые улицы для движения грузового транспорта. В сотрудничестве с ОАО «РЖД» Департамент транспорта планирует развивать систему интермодальных грузоперевозок на базе четырех современных логистических центров, расположенных за пределами МКАД.

Текст: Дмитрий Костенко



Назад в раздел
МИЦСаториМД-группМоскапстрой
РоссийскийЛокоБанкВКФонд