НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Далее – везде. Московскому трамваю возвращают главную роль в общественном транспорте


В этом году городской трамвай отмечает свое 115-летие: 6 апреля (25 марта по старому стилю) 1899 года в Москве был запущен первый трамвайный маршрут от Бутырской заставы до Петровского парка. Сегодня трамвай переживает свое второе рождение – в городе действуют 48 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо.


Куда доехать на трамвае

Подобно тому как для троллейбусов и автобусов создаются выделенные полосы, так и трамвайные линии обособляются от основного транспортного потока.

Этот процесс начался в Москве в 2012 году. Выезду автотранспорта на трамвайные пути препятствуют специальные дорожные разделители – делиниаторы. А со второй половины 2014 года в Москве для защиты от автомобилей вдоль трамвайных путей установят 7,7 тыс. оранжевых сигнальных столбиков, покрытых светоотражающей пленкой. На сегодняшний день в столице обособлено более 60% трамвайных путей (244 км в однопутном исчислении). За год число задержек столичных трамваев, проходящих по обособленным участкам пути, снизилось почти в два раза.

К 2017 году примерно половина трамвайных путей должна быть обособлена от основного потока движения.

К концу 2013 года был выполнен трехлетний план по реконструкции более 200 км путей и практически полностью ликвидирован накопленный за годы износ путевой инфраструктуры городского трамвая. На протяжении 2014–2016 годов в рамках следующего цикла ремонтных работ в столице запланировано реконструировать около 140 км существующих трамвайных путей и построить 30 км новых. В Адресно-инвестиционной программе Москвы на ближайшие три года на эти цели заложено около 13 млрд руб.

К 2017 году протяженность трамвайных линий должна увеличиться до 247 км в двухпутном исчислении.

Помимо этого рассматривается возможность восстановления более 60 км трамвайных путей, демонтированных в столице начиная с 1985 года. За последние полтора года в Москве было восстановлено движение по нескольким маршрутам. Снова введен в эксплуатацию маршрут № 9 по Лесной улице, закрытый в 2008 году. Трамваи вернулись на Ленинградское шоссе – от станции метро «Сокол» до улицы Панфилова. Также проектировщики работают над восстановлением трамвайного движения по маршруту: улица Гиляровского – Трифоновская улица до поворотного кольца у Рижского вокзала. Трамвай здесь ходил исторически, затем движение временно приостановили, чтобы проложить коммуникации, да так и не возобновили. А это востребованный маршрут, им пользовались почти 40 тыс. человек в сутки. В дальнейшем эта линия должна стать частью магистрального маршрута, соединяющего станцию метро «ВДНХ» с Белорусским вокзалом.

Затем планируется пустить трамвай от Бауманской улицы. Еще одна линия пройдет по Малой Почтовой улице и Госпитальному переулку до Госпитальной площади. Городские власти планируют на время закрыть метро «Бауманская» для замены эскалаторов, и трамвай сможет принять часть пассажиров подземки.

Будет восстановлено движение трамвая и по Школьной улице, закрытое в 1981 году. В общей сложности в городе должно быть восстановлено около 20 км существовавших когда-то путей.

Новые линии планируется проложить из района Северный до платформы «Лианозово», от платформы «Лианозово» до станции метро «Медведково», от 3-й Владимирской улицы в район Ивановское и от улицы Чертановской в район Бирюлево Западное.

Пройдет не так много времени, и на трамвае можно будет отправиться за город.

Оснащенная современным подвижным составом трамвайная линия должна соединить к 2017 году станцию метро «Планерная» и подмосковные Химки. Протяженность этой линии составит 7,2 км, на маршруте будут четыре остановки. Ожидается, что ежегодный пассажиропоток здесь составит около 18 млн человек, а время в пути сократится более чем в 3 раза – до 16 минут.

Другую линию из города в область проложат до Мытищ. Эта трамвайная ветка протянется от метро «ВДНХ» вдоль проспекта Мира и Ярославского шоссе. Впрочем, проектировщики и Департамент транспорта пока еще не пришли к окончательному выводу, стоит ли выводить эту линию в область. Альтернативный вариант прокладки линии предполагает, что начинаться она будет у станции метро «Ботанический сад», а затем – через проезд Серебрякова и Ярославское шоссе – дойдет до МКАД. Частично эта линия может пройти не только по земле, но также по мостам, путепроводам, тоннелям и насыпям.

Новые линии трамвая, приспособленные для эксплуатации скоростных низко--польных составов, должны быть проложены из поселка Северный до районов Алтуфьево, Медведково. Ожидаемый пассажиропоток там составит до 200 тыс. человек в сутки. Будет курсировать трамвай и между разделенными сегодня Западным и Восточным Бирюлево.

А на востоке города трамваи новейшего типа пойдут вдоль шоссе Энтузиастов. Эта трасса хорошо подходит для запуска быстрого подвижного состава – она изначально была отделена и удалена от основного потока автотранспорта.

От шоссе Энтузиастов новые ветки будут проложены в Ивановское и в Южное Измайлово. Число действующих трамвайных маршрутов должно вырасти до 42.

В аэропорт по рельсам

В перспективе трамвайная линия соединит и московские аэропорты. Столичные власти собираются проложить трамвайные линии так, чтобы соединить важнейшие авиаузлы и наиболее крупные города Подмосковья.

Общая протяженность межаэропортного маршрута составит почти 250 км, на нем будет организовано 50 остановок, а трамваи будут курсировать со скоростью до 80 км/ч. Как предполагают разработчики, этот проект позволит разгрузить дороги между столицей и аэропортами примерно на 15%. Полностью завершить проект планируется через девять лет. А отдельные его части начнут работать уже в 2018–2019 годах.

На территории «новой» Москвы помимо «аэропортной» линии между «Внуково» и «Домодедово» пройдет еще одна трамвайная ветка. Она, по словам заместителя Мэра по вопросам транспортного развития, руководителя Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, соединит между собой Киевское и Курское направления железной дороги с административно-деловым центром, возводимым в поселке Коммунарка.

По последнему слову техники

Обновление подвижного состава не прекращалось все эти годы, например, в прошлом году парк столичных трамвайных депо пополнился 67 «оранжевыми» трамваями с переменным уровнем пола производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.

Но новые трехсекционные московские трамваи «Фокстрот» с низким полом – транспорт нового поколения. Это не просто новые серийные машины, которые закупил город, – их специально создавали для Москвы.

Техническое задание для конкурса на создание принципиально новых трамвайных вагонов для российской столицы было разработано в 2012 году специалистами ГУП «Мосгортранс» и одобрено на научнотехническом совете всеми производителями трамваев. В них будет возможен сквозной проход вдоль всего состава, он сможет развивать скорость до 75 км/ч, а наличие поворотной тележки снизит уровень шума и степень износа путей. Кроме того, вагоны оборудованы системой автономного хода.

Такой трамвай сможет ехать достаточно долгое время даже при отсутствии напряжения в контактной сети. Работать они способны и в жару, и мороз в температурном диапазоне от -40 до + 40 oС.

Среди других важных опций – современное кондиционирование и отопление, а также система видеоконтроля внутри салона и бесплатный Wi-Fi. Длина состава – 26 м, в нем 60 сидячих мест, а в час пик там могут поместиться 270 человек. Турникеты в новых трамваях не предусмотрены, зато валидаторы будут стоять у каждой входной двери. «Фокстроты» также будут оснащены подъемниками для инвалидных и детских колясок. А в салоне будет специальная кнопка, оповещающая водителя о том, что в трамвае находится маломобильный пассажир. Новые вагоны должны работать почти без шума и вибрации, срок их службы составит 30 лет.

Нынешней весной такие машины уже начали поступать в город. Их производят совместно Уральский завод транспортного машиностроения и польская компания PESA. В этом году в город должно поступить 70 машин, и еще 50 – на протяжении 2015 года. Всего же в трамвайных депо предстоит заменить от 800 до 1000 вагонов. Количество единиц подвижного состава в трамвайных депо должно вырасти более чем на 500 единиц: с нынешних 960 до 1471. Ежегодно в городе, по словам Максима Ликсутова, будет заменяться от 50 до 100 трамваев, подвижной состав будет меняться на маршрутах, которые прошли реконструкцию, и закупаться для вновь проложенных.

Турникеты – еще одна помеха

Обкатку новые вагоны будут проходить на маршруте № 6, от станции метро «Сокол» до Братцево и маршруте № 17, который перевозит пассажиров между районами СВАО – Останкино и Медведково.

Последний прошлым летом стал экспериментальной площадкой для проверки возможности снятия турникетов. Пассажиры при входе в этот трамвай не натыкаются на вертушку, они должны лишь прикладывать к валидатору проездные билеты и социальные карты. Посадка производится сразу через все двери. В итоге скорость на маршруте увеличилась на 11%, а очередь на посадку исчезла.

Правда, и выручка при этом упала на 10–15%. Бороться с безбилетниками городские власти намерены путем увеличения числа рейдов контролеров совместно с сотрудниками полиции.

За счет увеличения скорости циркуляции трамваев по маршруту с необходимым объемом перевозок удается справляться меньшим количеством единиц подвижного состава. Количество трамваев, выходящих в будний день на маршрут, снизилось с 46 до 40, а в выходные и праздники – с 32 до 30.

Другая возможность ускорить посадку пассажиров – вынести валидаторы на посадочную платформу. В 2014 году в Москве планируется провести эксперимент с установкой трамвайного терминала. Это будет крытый павильон до 30 м в длину с входом через турникеты. Для удобства пассажиров здесь повесят электронное табло с указанием времени прибытия ближайшего трамвая каждого маршрута. Такой терминал позволит вместо одной открывать сразу все двери трамвая для посадки пассажиров, что сократит время посадки и поездки примерно в 2 раза.

Наземный транспорт потеснит метро

Обновляться будет и подвижной состав городских автобусных и троллейбусных парков. Как отметил Максим Ликсутов, с 2010 года подвижной состав наземного пассажирского транспорта в столице обновился на две трети. За 2010–2013 годы городом было закуплено 4358 автобусов, 567 троллейбусов и 90 трамваев. Только для ТиНАО в прошлом году было приобретено 120 автобусов. Подвижной состав автобусных парков столицы насчитывает на сегодняшний день 6900 единиц техники, при этом ежедневно на линию выходит около 5,5 тыс. машин. Автобус в среднем перевозит в 37 раз больше пассажиров, чем личный автомобиль.

Другим важным фактором, повлиявшим на улучшение работы нерельсового наземного транспорта, стали выделенные полосы, созданные на важнейших городских магистралях. На сегодняшний день их суммарная протяженность составляет уже 200 км и ежедневно по ним перемещается более 1,3 млн человек. К концу 2014 года число полос вырастет с 18 до 24, а общая протяженность составит 255 км.

Средняя скорость движения пассажирского транспорта на тех участках, где появились выделенные полосы, выросла более чем на 15%. Если сравнивать с 2012 годом, то увеличение пассажиропотока составило 120%.

– Задача, стоящая перед транспортным комплексом, – сделать наземный городской транспорт таким же понятным, востребованным и удобным, как и метрополитен, – пояснил Максим Ликсутов.

По его словам, сегодня наземным транспортом в целом пользуется около 5,8 млн человек, что приближается к пассажиропотоку в метро. Метрополитеном в сутки пользуются более 8,5 млн человек.

В декабре был зафиксирован рекорд – 9,2 млн пассажиров в сутки.

В столице также работает шесть полуэкспрессных маршрутов, следующих по выделенным полосам, с малым количеством остановок. Они идут от крупных пересадочных узлов до дальних городских окраин и фактически заменяют линии метро в тех районах, куда их еще не проложили.

Транспортные средства, обслуживающие эти маршруты, вместительны, оборудованы двигателями экологического стандарта «Евро-5» и также приспособлены для перевозки маломобильных граждан.

До конца 2014 года будет открыто еще четыре таких маршрута, в 2015-м – еще три. Полуэкспресс № 906 будет курсировать по Варшавскому шоссе, № 908 проследует от Аминьевского шоссе до Балаклавского проспекта, № 909 – по Дмитровскому шоссе, № 910 – по Рязанскому проспекту, № 911 – по Волгоградскому, № 912 – по Ленинскому и № 913 – по Кутузовскому проспекту. Маршрут № 901 от Загорья до станции метро «Коломенская» будет продлен в сторону центра до Таганки.

В настоящий момент в Департаменте транспорта рассматривается возможность запустить еще ряд полуэкспрессных маршрутов не на радиальных, а поперечных направлениях, для того чтобы обеспечить перевозку пассажиров из районов массовой застройки к станциям метрополитена. Востребованными оказались и специальные ночные маршруты – с начала их запуска летом прошлого года такой услугой воспользовались более 130 тыс. человек. В настоящий момент в столице функционирует восемь ночных маршрутов. В ближайшее время некоторые из них могут быть продлены на территорию «новой» Москвы. Впрочем, и сегодня два из них выходят за пределы городской черты, доставляя пассажиров в аэропорты «Домодедово» и «Шереметьево».

Ночное движение легализовано

По инициативе Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры нынешней весной были внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП «Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве». Прежняя редакция правил ограничивала время работы наземного городского транспорта.

В соответствии с ними перевозка пассажиров по городу производилась лишь в период с 6 часов утра до 1 часа ночи.

Запущенные же ночные маршруты, не подпадавшие под эти правила, работали в рамках пилотного проекта. Теперь же эксперимент признан успешным и правовой статус маршрутов полностью узаконен. Из правил теперь исключены ограничения времени работы наземного городского транспорта.

С велосипедом на автобусе

Еще одно изменение коснулось перевозки велосипедов. Летом 2013 года Правительство Москвы проводило пилотный проект, в рамках которого на ряде маршрутов, за исключением времени часа пик, разрешалось провозить велосипеды.

– Этот эксперимент поддержали велосипедное сообщество и пассажиры наземного транспорта. На ряде маршрутов разрешили вне часов пик перевозку велосипедов. Проблем как у пассажиров, так и у велосипедистов не возникало, – отметил глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы. – Теперь возможность провоза велосипедов на наземном транспорте закреплена в тексте постановления Правительства Москвы. Бесплатный провоз велосипедов разрешен на накопительной площадке автобусов, троллейбусов и трамваев, но только не в часы пик.

Вход велосипедистов со своим транспортным средством должен осуществляться через вторую дверь после выхода всех пассажиров.

В частном секторе наводят порядок

В Департаменте транспорта составили рейтинг коммерческих перевозчиков, осуществляющих пассажирские маршруты в черте города. Всего в нем обозначены 20 организаций. При расчете рейтинга приоритетными стали уровень аварийности и состояние подвижного состава.

Пользуясь этой информацией, москвичи легко смогут выбрать, услугами какого перевозчика воспользоваться, чтобы быть уверенным в безопасности поездки. Профильный департамент транспорта намерен регулярно обновлять рейтинги и мониторить качество транспортных услуг.

В городе ликвидируются незаконные стоянки междугородных автобусов и стихийные автовокзалы. Более 40 автобусов, на которых совершались нелегальные межрегиональные перевозки, отправлены на спецстоянки. Органами полиции, управлением ФСБ по городу Москве, прокуратурой столицы и транспортными службами проводятся мероприятия, направленные на пресечение деятельности перевозчиков-нелегалов.

А для операторов легальных таксомоторных перевозок упрощен порядок получения субсидии Правительства Москвы на покупку новых автомобилей. Для этого действует специальная программа.

С 2011 года субсидий было выдано на покупку 822 автомобилей. В 2014 году на эти цели в бюджете города предусмотрено 100 млн руб.

Кроме того, будет упрощен порядок получения разрешений на занятие частным извозом. Эта госуслуга будет полностью переведена в электронный вид. Максимальный срок выдачи разрешений составит не более 10 рабочих дней. Уже сейчас они выдаются за три дня. Количество выданных разрешений легальным такси достигло почти 40 тыс.

– Мы ожидаем, с учетом нашей деятельности и планируемых изменений, что в этом году будет выдано более 15 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность и к концу года в городе будет около 55 тыс. легально работающих такси, – сообщил Максим Ликсутов.

На протяжении нынешнего года на самых оживленных остановках наземного общественного транспорта появятся автоматы по продаже билетов, чтобы пассажиры не задерживали отправление, приобретая билеты у водителя. Автоматы будут оснащены вандалоустойчивым корпусом. Сама операция покупки билетов будет доступна и с помощью безналичных платежных инструментов – банковской карты и мобильного телефона. В перспективе рассматривается возможность расплачиваться в московском наземном транспорте, используя мобильный телефон как бесконтактную оплату проезда.

Сейчас обсуждается, какую технологию для этого лучше использовать – оплату при помощи QR-кода или с NFC, так называемой «коммуникации ближнего поля».

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КростОЭКЭнергокомплексМосинжпроект
ФондЛокоБанкСоюзАктивКапитал