НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Крыло ангела. Музей имени Андрея Рублева представляет неизвестные шедевры средневековой иконописи


Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева представляет неизвестные шедевры средневековой иконописи. Бесценные экспонаты XIII–XVI веков входят в частное собрание Константина Воронина. В музее отмечают, что эта коллекция, созданная волей и увлеченностью одного человека, дает возможность познакомиться со многими пластами художественной культуры Средневековья.

Выставка открывает череду мероприятий, которые приурочены к празднованию в декабре 2017 г. 70-летнего юбилея музея. Руководство организации вообще планирует привлекать к выставочной деятельности коллекционеров. Ведь многие собрания состоят из уникальных и мало кому известных работ соответствующего направления.

Символично, что именно эта необычная выставка коллекции Константина Воронина стала важным моментом в работе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ведь жизнь и творчество Рублева были тесно связаны с иконописью. Это практически самый известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Напомним: иконопись – это писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам и культовой по назначению. Иконы – это живописные композиции на деревянных досках, холсте, редко на металлических пластинках. Специалисты отмечают: термин «иконопись» употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской культовой живописи – главным образом православной.

Для иконописи характерны особый художественный язык, техника и методы творчества. Здесь важны символизм жестов, цвета и света, обратная перспектива, статичность фигур, приемы написания ликов. Иконопись является неотъемлемой частью православной традиции, ведь иконописцы создавали образы для молитвы, которые воплощали представление о божественном мире и выражали религиозное чувство. Согласно принятым много лет назад догмам, языком иконописи являются символы и знаки, здесь невозможен реалистический метод изображения.

Специалисты отмечают: иконопись, в отличие от изобразительного искусства, преследует совершенно другую цель и принципиально от нее отличается. Дескать, иконописец отражает не свой внутренний образ, не свое видение объекта, этот образ приходит к нему свыше. Иконописец является не автором, а изображающим талантливым посредником – этот посредник выбран Богом. Тот, кто пишет иконы, должен обладать внутренними духовными качествами, чтобы ему было позволено свыше заниматься иконописью.

Иконопись родилась из позднеэллинистической живописи, она пришла на смену раннехристианским изображениям Христа, датируемым III–IV веками, в которых он представлялся в образах то доброго пастыря, то агнца и т.д. Иконопись на Руси получила свое развитие после принятия христианства в конце X века. А наибольшего расцвета достигла в XIV–XV веках, благодаря творчеству Феофана Грека, Дионисия и Андрея Рублева. И вот от общих понятий об иконописи, от большого творчества Андрея Рублева мы снова возвращаемся в Центральный музей древнерусской культуры и искусства, которому присвоено имя известного иконописца.

Экспозиция икон из частного собрания Константина Воронина действительно впечатляет. Сразу становится понятно, что коллекция – это не вложение денег, что она формировалась человеком, неравнодушным к истории и культуре своей страны, понимающим и глубоко уважающим тот культурный пласт, который представляет собой иконопись. Кураторы выставки отмечают научную значимость выставленной коллекции. Не мудрено. Константин Воронин – выпускник исторического факультета МГУ, археолог, собиратель. И это не могло не отразиться на его собрании шедевров – коллекции присуща индивидуальность.

На выставке представлены иконы древнерусских и греческих мастеров. Основу собрания Воронина составляют иконы XVI века, созданные в мастерских северных земель Руси. А еще в коллекции – произведения художественного металла русской и западноевропейской работы времен Средневековья. Тоже очень интересная экспозиция, есть чем насладиться почитателям прикладного искусства. Посетителей буквально уносят в древность такие экспонаты, как серебряная чаша и выносной крест XV столетия из Западной Европы. Здесь представлены некогда украшавшие икону цата с подвесками и витая гривна-цата русской работы XIII–XIV веков, колты, браслет того же периода. Невероятная красота, сотворенная искусными мастерами далекого прошлого. Тем временем посетители надолго замирают перед самым древним экспонатом выставки – «Чудо Георгия о змие». Он датируется концом XIV – началом XV века.

Одним из лучших памятников коллекции специалисты музея называют небольшую по размеру аналойную икону «Благовещение» времен Ивана Грозного. Внимание профессионалов и рядовых посетителей музея привлекает своей необычностью краснофонная икона «Святитель Николай Мирликийский, с житием». Завораживает монументальный образ «Великомученица Параскева Пятница».

По мнению знатоков, особенную ценность в коллекции представляют малоизвестные и малоизученные произведения иконописи Верхневолжья и вологодских земель. Большой интерес вызывает экспонат, исполненный ориентировочно в 1540-е гг. и представляющий новгородскую художественную культуру – образ «Богоматерь Тихвинская, с протоевангельскими сценами и Cобором святых». Сам коллекционер говорит, что его увлечение иконами интересным образом было предсказано еще в детстве. В 1972 г. в возрасте 6 лет на чердаке бабушкиной дачи он нашел черную доску, всю в пыли. Провел по ней рукой и увидел как будто крыло ангела. Понятно, что свою роль в становлении Воронина как собирателя икон, другой старины, представляющей огромный культурный пласт, сыграли и историческое образование, и выбранная профессия. И, конечно, увлеченность коллекционера. Константин Воронин говорит, что для него вера – это прежде всего мораль. Нам стоит вдуматься в эти слова и пересмотреть в их свете собственные принципы.

Когда стоишь перед старинными иконами, кажется, это не ты изучаешь древнюю работу, а на тебя смотрят святые лики. Иногда с укоризной. И ты вдруг понимаешь почему, вспоминаешь те моменты, когда сделал что-то неправильно.

Думается, для такой работы души и писались когда-то древние иконы. Благодаря таким коллекционерам, как Константин Воронин, мы можем сегодня прикоснуться к этому большому наследию. А кто-то нынче старается продолжить традиции иконописи. Духовная связь времен не разорвана, и ангел продолжает осенять нас своим крылом.

Выставка коллекции Константина Воронина в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева продлится до 26 февраля.


Назад в раздел
МОЭСКМОЭКМосинжпроектТеплоцентрстрой
ФУДШколаВККоминвест-АКМТ