ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

По дороге высоких технологий. В России появится интернет-каталог инноваций в дорожной отрасли


Перевод экономики страны на инновационные рельсы обычно связывают с развитием информационных технологий, микроэлектроники, биотехнологий и некоторых других достаточно молодых высокотехнологических отраслей. Между тем по-настоящему инновационная экономика имеет гораздо более широкий охват, распространяясь практически на все сектора – на производство товаров широкого потребления, на строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс и т.д.

Пути снижения расходов

В преддверии Дня работников дорожного хозяйства мы поговорим об инновациях в сфере строительства, содержания и ремонта российских автомобильных дорог. Отметим, что, вопреки достаточно распространенному мнению, инновации в дорожное строительство могут быть экономически оправданны. Некоторые из них позволяют снизить цену самого строительства, не снижая или даже повышая его качество. Другие ведут к росту стоимости строительства, но при этом позволяют увеличивать срок службы дорожного полотна, а значит, в долгосрочной перспективе заказчик экономит за счет сокращения количества ремонтов.

Есть и такие технологии, которые позволяют заказчикам легко проконтролировать качество строительных или ремонтных работ. С 2015 года у российских дорожников есть и собственная дискуссионная площадка для обсуждения инноваций – ежегодный форум, проходящий в конце весны или начале лета в городе Сочи.

Для начала назовем ряд направлений внедрения инноваций в дорожной отрасли. Во-первых, речь идет об укреплении самих дорог, продлении срока службы дорожного полотна. Этого можно добиться за счет использования новых, инновационных материалов в дорожном строительстве. В последние годы на российском рынке появился целый ряд подобных продуктов.

Одна из перспективных технологий связана с повышением качества асфальтобетонной смеси – АБС, используемой для возведения дорожного покрытия. Суть технологии состоит в модификации битума, входящего в состав АБС, с помощью инновационных полимерных материалов. Это повышает эластичность дорожного покрытия, его устойчивость к нагрузкам, уменьшает появление трещин, особенно в период низких температур. Таким образом, хотя строительство с использованием новых материалов будет стоить дороже, ремонтировать дорогу придется значительно реже, что в итоге даст существенную экономию.

Другая перспективная технология дорожного строительства связана с использованием пеностекольного щебня – материала, обладающего малым весом, устойчивостью к высокому давлению, морозостойкостью и гидроизоляцией. Благодаря его применению при возведении дорожного полотна можно отказаться от некоторых дренажных конструкций, слоя песка и уменьшить слой из традиционного щебня, что позволяет достичь экономии уже на этапе строительства.

Целый ряд новых материалов используется не только при строительстве дорог, но и в дорожных работах. Так, например, для нанесения дорожной разметки на асфальтобетонные и цементобетонные покрытия применяются наноструктурированные термопластики, обладающие высокой износостойкостью и устойчивостью к частым перепадам температур. Конечно, они стоят дороже традиционных материалов, но служат во много раз дольше. Еще одно направление связано с разработкой новых, более качественных противогололедных реагентов для обслуживания дорог в зимний период.

В качестве примера инноваций, не связанных с созданием новых материалов, можно привести обследования с помощью георадаров – геофизических радиолокаторов, позволяющих сканировать землю, грунт и различные дорожные покрытия. Эти инновационные приборы имеют чрезвычайно широкое применение – от геологоразведки месторождений полезных ископаемых до археологических исследований и кладоискательства.

Конкретно в дорожной отрасли они могут использоваться и при проектировании строительства новой дороги, и при выявлении дорог, которые нуждаются в ремонте. Так, например, в 2015 году в Москве были запущены передвижные лаборатории с георадарами, способные передвигаться по дорогам со скоростью до 60 км/ч и при этом получать данные о количестве слоев дорожного полотна, их толщине и т.д. Другой метод проверки качества дорог связан с использованием комплексов лазерного сканирования, оснащенных фотокамерами. Такие комплексы, также принятые на вооружение столичных дорожных служб, позволяют, к примеру, точно определить объем свежего асфальта на улице, провести ряд измерений, необходимых для проектирования работ. Подобные технологии не только помогают лучше выбирать участки для ремонта, но и лишают недобросовестных подрядчиков возможности обмануть заказчика, к примеру, выдав тонкий слой асфальта за толстый.

Под эгидой «Автодора»

Ведущей в России площадкой для обсуждения вопросов внедрения новых технологий в дорожной отрасли является международный форум «Инновации в дорожном строительстве», организуемый государственной компанией «Автодор». В числе госучреждений, принимающих участие в его работе, – Министерство транспорта РФ, Федеральное дорожное агентство – Росавтодор, и профильные комитеты Государственной Думы РФ. В июне текущего года форум прошел уже в третий раз. В нем приняли участие более 430 специалистов из шести стран, в том числе сотрудники федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ, разработчики новейшего оборудования, материалов и технологий, представители проектных и строительных организаций, научного сообщества и образовательных учреждений. В рамках приуроченной к форуму выставки были продемонстрированы разработки 18 компаний, а также аспирантов и студентов профильных вузов.

В связи с проведением в России Года экологии одной из главных тем форума стали экологические новации в дорожной отрасли. В частности, на форуме был одобрен проект ГОСТа по строительству экодуков – специальных мостов или тоннелей для перехода животных через автотрассы. (Напомним, что первый в России экодук появился в 2016 году на территории Калужской области).

В рамках работы форума прошли круглые столы по использованию инновационных материалов для создания эффективной дорожной инфраструктуры, по перспективам развития дорожно-строительной техники и оборудования, по применению инновационных технологий для обеспечения безопасности дорожного движения и ряду других тем. Кроме того, на форуме обсуждались вопросы участия субъектов малого и среднего предпринимательства – МСП в реализации государственных программ импортозамещения в сфере создания дорожной инфраструктуры нового поколения.

Выступавшие на форуме представители госкомпании «Автодор» сообщили о намерении сформировать до конца 2018 года интерактивный каталог инновационных технологий дорожной отрасли. Это будет общедоступный интернет-ресурс, позволяющий получить информацию и об уже внедренных инновационных решениях, и о тех, которые находятся на рассмотрении. Создание каталога должно ускорить внедрение новых технологий и материалов, а также обеспечить их общественное обсуждение.

Участники форума не обошли стороной и закупочную тематику. Так, специалисты «Автодора» провели практикум по участию субъектов МСП в закупках отдельных видов юридических лиц, работающих по Закону № 223-ФЗ. Работа форума завершилась принятием резолюции, в которой было подчеркнуто, что дорожно-строительный сектор является «одним из крупнейших генераторов и потребителей инноваций». Документ содержал целый ряд рекомендаций по проектированию, строительству и эксплуатации дорог, экологической безопасности и безопасности дорожного движения.


Назад в раздел