В сфере информатизации в течение двух последних лет в Москве создается принципиально новая инфраструктура. Часть новых сервисов уже полностью внедрена и дает реальную отдачу, помогая москвичам решать их повседневные проблемы. Это прежде всего система электронной записи в детские сады, школы, на прием к врачу… Порадовала москвичей система электронной очереди, внедренная в половине столичных подразделений ГИБДД. О том, что сделано и что планируется сделать в рамках программы «Информационный город 2012–2016», рассказал глава Департамента информационных технологий Артем Ермолаев.
В приоритете – медицина и образование
Как известно, основные цели программы – повышение качества жизни населения за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий.
Бюджет программы распределен между тремя источниками: бюджетом города, федеральным бюджетом и внебюджетными источниками.
Три основных направления – это развитие информационно-коммуникационных технологий, создание интеллектуальной системы управления городом и формирование информационно-коммуникационной среды.
Что было сделано конкретно? В социальном блоке настоящий прорыв совершен в здравоохранении. Благодаря электронной записи к врачу, применяемой к середине 2012 года во всех столичных поликлиниках, более 3,5 млн москвичей сэкономили в очередях в среднем по 6 часов.
Удобство удаленного бронирования времени визита в поликлинику оценил уже каждый третий житель столицы. А управленцы, по словам Артема Ермолаева, получили мониторинг степени загрузки системы здравоохранения в режиме онлайн, что позволило наработать базу для анализа, чтобы проводить управленческие меры по улучшению собственно приема населения. В текущем году у департамента большие надежды на то, что повседневной реальностью во многих медицинских учреждениях станут электронный рецепт и электронная медицинская карта, – наконец-то уйдет в прошлое знаменитый врачебный почерк, который за долгие годы никак не улучшился.
В этом большие надежды возлагаются на ЕМИАС – единую медицинскую информационно-аналитическую систему, создаваемую с целью повышения качества и доступности медицинских услуг государственных учреждений здравоохранения.
Созданием ЕМИАС занимается Департамент информационных технологий. Система построена на основе использования web-технологий, и единственный инструмент, который нужен пользователю, для того чтобы войти в ЕМИАС, – это обычный интернет-браузер, используемый для просмотра сайтов. Единая медицинская информационно-аналитическая система состоит из нескольких модулей и нескольких изолированных сервисов.
Первый модуль, созданный в системе и уже внедренный практически во все поликлиники столицы, – это система управления потоками пациентов, ее еще часто называют электронной регистратурой. Другой модуль ЕМИАС – система интегрированной медицинской информации, или электронная медкарта. Еще один модуль – система персонализированного учета, то есть данные об услугах, оказанных пациентам. На основании этих данных производится оплата труда медперсонала фондами обязательного или добровольного медицинского страхования.
Четвертый модуль – консолидированный управленческий учет, или бухгалтерия, реализованная на основе облачных технологий. А управление регистрами подразумевает учет пациентов специализированных диспансеров и выдачу соответствующих справок.
А вскоре стартует особенно важный этап проекта, имеющего несомненный социальный эффект, – подключение к единой базе данных врачей и бригад «скорой помощи» с использованием мобильных устройств. Помимо сотрудников «скорой помощи» доступ к базе данных получат также и вызвавшие их пациенты. Мобильные считыватели смарт-карт, совместимые с планшетными компьютерами и смартфонами, уже тестируются в лаборатории ISBC Group. На практике это будет означать, что пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии, врач не вколет препарат, противопоказанный ему вследствие, например, аллергии или непереносимости: все актуальные данные о здоровье и особенностях пациента будут доступны врачу.
В образовании особый акцент был сделан на безопасность. В 1,3 тыс. школ установлено 5 тыс. камер видеонаблюдения: мониторится не только сама школа, но и территория вокруг нее. С помощью системы электронного прохода родители имеют возможность точно знать, в какое время их ребенок пришел в школу, – на телефон приходит SMS-сообщение. Дополнительные сервисы позволяют следить за успеваемостью ребенка.
Каждый учитель-предметник обеспечен необходимыми интерактивными средствами, позволяющими по-новому вести преподавание. В школах появились мощные виртуальные лаборатории.
Очередь, которая радует
Также особенно порадовала москвичей система электронной очереди, внедренная в половине столичных подразделений ГИБДД. Она позволила сократить срок регистрации автомобиля в два раза. В лучших подразделениях ГИБДД работа с обращениями граждан полностью автоматизирована. Посетители через компьютерные терминалы могут внести заявки, где указываются цель визита (например, постановка на учет транспортного средства или восстановление утерянных документов на автомобиль), фамилия автовладельца и данные об автомобиле.
После этого клиент выбирает удобное для себя время, не занятое другим водителем, и в указанный день, час и минуту подходит к нужному окошку.
Записаться на процедуру можно также по телефону и на сайтах www.gosuslugi.ru и www.pgu.mos.ru. За счет этого почти полностью решена проблема с очередями: подойдя в назначенное время к инспектору, человек в течение нескольких минут регистрирует автомобиль.
Людям, которые плохо знакомы с IP-технологиями, в частности пожилым людям, всегда поможет разобраться с техническими премудростями дежурный офицер. С помощью портативных компьютеров полицейские в онлайн получают информацию об очередности поступающих на проверку машин. Инспектору дается на каждый осмотр около пяти минут, и он не вправе выбиваться из графика, чтобы не создавать очереди.
Система электронной очереди позволяет бороться не только с очередями, но и с коррупцией. Притчей во языцех за последние годы стали слухи о торговле «красивыми» номерами в ГАИ. Система исключает контакт инспекторов и техников, выдающих регистрационные знаки.
Компьютер автоматически присваивает номер автомобилю, после того как владелец подал заявление, поэтому фактор влияния на этот процесс извне полностью исключен.
На конечном этапе автомобилист приносит документы и получает знак, который для него выбрала «бездушная» машина.
Процедура постановки на учет автомобиля в среднем занимает менее часа.
Всегда в диалоге
Взрывной рост наблюдался в мобильном сегменте.
Практически все москвичи имеют мобильный телефон, некоторые – по два. Это помогает доносить необходимую информацию до каждого горожанина. Именно поэтому в прошлом году была создана общегородская мобильная платформа, которая позволяет получать уведомления и информацию с помощью SMS либо иметь, если это интеллектуальный смартфон, приложение и получать информацию непосредственно от него.
Городские SMS-сервисы и мобильные приложения, представленные в 2012 году, менее чем за 12 месяцев собрали аудиторию более 800 тыс. человек. Из них 143 тыс. установили на свой смартфон одно из официальных городских приложений, а еще 684 тыс. москвичей подписаны на SMS-уведомления, такие как напоминание о записи к врачу, оповещение о новом штрафе ГИБДД или приходе ребенка в школу.
Отдельно стоит сказать о мобильных приложениях, которые позволяют городским службам улучшать качество уборки города. Речь о мобильной приемной, где концентрируются жалобы граждан: увидев яму на дороге или неубранную территорию, человек может написать текст, сделать фото и отослать информацию по нужному адресу. Онлайн-город всегда в диалоге со своим жителем, где бы он ни находился.
Сервис в электронном формате
Количество пользователей городского портала госуслуг в 2012 году выросло с 50 до 600 тыс. человек (к 1 апреля 2013 года число личных кабинетов превысило 800 тыс.). На долю электронных сервисов приходится уже каждая десятая государственная услуга, заказанная москвичом. Примерно 35% электронных сервисов, доступных на портале, не требуют похода в ведомства – результат возвращается в личный кабинет заявителя, а соответствующие изменения вносятся в электронные базы данных. До конца 2013 года столичные власти рассчитывают вовлечь в использование онлайн-сервисов до 2 млн горожан, или более 40% всех московских пользователей Интернета.
Перевод госуслуг в электронный вид также связан с межведомственным электронным взаимодействием – ведомства все больше берут документы друг у друга, не требуя их от гражданина. В прошлом году уже было переведено в электронный вид 150 различных документов – как внутригородских, так и федеральных, – что позволило не проводить примерно 150 тыс. транзакций. «Это означает, что 150 тыс. раз москвичи не были вынуждены пойти в ту или иную инстанцию, – говорит Артем Ермолаев. – И это самое ценное для нас. На 2013 год стоит задача по увеличению числа документов, которые не будут подлежать востребованию».
Электронный документооборот, окончательно вытеснивший в 2012 году бумагу во всех московских органах власти, ежемесячно экономит городу до 80 млн руб. за счет сокращения почтовых расходов. При этом время движения документов между ведомствами сократилось с нескольких дней до 2–3 секунд.
Большое внимание уделяется системе начисления платежей. Дело в том, что огромное количество услуг в городе сопряжено с теми или иными оплатами – начиная от оплаты за секцию в музыкальной школе и заканчивая каким-либо штрафом или налогом, который гражданин должен заплатить. Поэтому в 2012 году была создана система, которая работает как некоторый шлюз между государственными учреждениями и жителями. Например, любое государственное учреждение (скажем, музыкальная школа) передает в данную систему информацию о том, сколько имяреку следует заплатить за соответствующую услугу. Его родители могут прийти в любой банк и спросить: сколько мы должны заплатить за такую-то услугу? И в любом банке ему выведут необходимую информацию.
По новому принципу
Информационно-коммуникационные технологии призваны сделать город безопасным и чистым.
В 2012 году с помощью системы видеонаблюдения было раскрыто 1549 правонарушений. Кстати, наличие в городе множества видеокамер, понимание человеком того, что его действия будут замечены, значительно снижает вероятность самих противоправных устремлений. Департамент информационных технологий ведет переговоры с другими ведомствами, а также банками с целью обмена видеоинформацией.
Более того, Мэром Москвы поставлена задача создания единой информационной системы видеонаблюдения: информация не обязательно должна храниться в одном месте, но система доступа должна быть понятна для всех ее пользователей, и прежде всего для правоохранительных органов. Стоит напомнить, что ранее созданная общая система видеонаблюдения стоимостью 7 млрд руб. была признана неэффективной и поэтому отключена.
В 2010 году разгорелся скандал вокруг установки муляжей видеокамер в подъездах и во дворах домов на севере Москвы. Властям даже пришлось выделить 100 млн руб. на инвентаризацию камер, в том числе чтобы понять, сколько реально действующей, а не фальшивой техники есть в распоряжении Мэрии.
К новой единой системе видеонаблюдения должны быть подключены не только подъезды и дворы жилых домов, но также и стройплощадки, школы, вузы, медицинские учреждения, городской транспорт и камеры на дорогах. Уже сегодня к общей системе наблюдения подключены 123 тыс. камер. При этом в местах массового скопления граждан в 2012 году было установлено 1,6 тыс. камер, во дворах жилых домов – 12,8 тыс., а в подъездах – еще 66,5 тыс.
Новая система видеонаблюдения строится и по новому принципу.
Город не устанавливает видеокамеры и не прокладывает к ним каналы связи – это делают частные компании, у которых Мэрия покупает готовую картинку с камер. Все данные передаются в единый ситуационный центр, построенный, впрочем, на бюджетные средства. Столица провела во всех городских округах конкурсы на поставщиков данных с камер трех типов – установленных во дворах жилых домов, в подъездах и местах массового скопления граждан (например, у станций метрополитена).
К поставщикам выдвигались следующие технические требования:
а) картинка с камер должна транслироваться 24 часа в сутки и быть приближена по качеству к стандартам высокой четкости (HD);
б) на площадях и у станций метро камеры должны позволять делать 30-кратное увеличение (во дворах жилых домов – 10-кратное);
в) для камер в подъездах жилых домов обязательна функция ночной съемки и ведение записи в цвете (прежние модели позволяли делать лишь черно-белую съемку).
По итогам тендеров все городские округа поделили три поставщика сигнала с камер: МГТС, «Акадо» и структуры Ростелекома. Полученные записи хранятся в ситуационном центре 12–15 дней, при этом в 2012 году непосредственно на закупку картинки было потрачено около 642 млн руб. В 2013 году расходы на закупку сигнала, очевидно, вырастут, поскольку к системе были подключены школы.
Полностью покрыть видеонаблюдением город планируется к 2015 году, и на эти цели потратят около 6 млрд руб.
Департаментом информационных технологий переданы в другие ведомства протоколы, которые необходимо соблюдать при создании единой информационной системы видеонаблюдения. Изначально система проектируется так, чтобы была возможность подключения всей информации к любому ситуационному городскому центру, то есть она унифицирована.
Текст: Александр Губанов
Назад в раздел