НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Дело подания первоначальной помощи». Московской «скорой» – 115 лет


В начале XX века в Москве стал популярным грустный мещанский романс «Маруся отравилась»: «Вот вечер вечереет./ Все с фабрики идут./ Маруся отравилась./ В больницу повезут./ В больницу привозили, ложили на кровать./ Два доктора с сестрицей старались жизнь спасать…» Как известно из романса, девушке помочь не удалось, но множество людей наши медики тогда все-таки спасали. А вот когда в Москве заработала та самая «скорая помощь», которую мы вызываем сегодня в случае угрозы здоровью и жизни?


Широкие полномочия пожарной службы

Сама идея оказывать немедленную медицинскую помощь в обстоятельствах несчастного случая возникла давно. Еще в XVII веке Федор Михайлович Ртищев (1626–1673), получивший прозвище Милостивый муж, боярин при дворе царя Алексея Михайловича (1629–1676), второго царя династии Романовых, радел не только о школах и богадельнях, но и о больницах.

Его стараниями в эти больницы больные, обмороженные и пострадавшие при несчастных случаях люди доставлялись служащими боярина, которым он платил жалованье. Ртищев организовывал и доставку в пункты оказания медицинской помощи раненых с полей сражений, которых немало было и во время царствования Тишайшего.

Необходимость доставки больных и раненых в больницы никем не отрицалась в российской истории, но специальной службы для этого долго не было. Пострадавших доставляли в полицейские участки, при которых были организованы приемные покои, Пожарной службой, созданной в 1804 году московским градоначальником и генерал-губернатором графом Федором Васильевичем Ростопчиным (1763–1826).

Большая роль в создании немедленной медицинской помощи в России по праву принадлежит Федору Петровичу Гаазу (1780–1853), русскому врачу немецкого происхождения, по праву получившему звание «святой доктор». Гааз долгие годы был главным тюремным доктором Москвы, а все свое состояние и немалое жалованье тратил на помощь нуждающимся. Именно он первым выступил перед властью с предложением «об учреждении в Москве особого врача для наблюдения за организацией попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи».

Доктор Гааз считал, что специальная служба, доставляющая внезапно заболевших или пострадавших при несчастных случаях в медицинское учреждение, способна резко уменьшить число смертей и инвалидностей. Однако ходатайства Газа к князю Дмитрию Владимировичу Голицыну (1771–1844), генерал-губернатору Москвы, не получили должного ответа. Голицын, один из весьма неплохих московских губернаторов, здесь выступил как бухгалтер, не желающий лишних расходов. Он посчитал: так как при каждой полицейской части уже есть «положенный по штату лекарь», то и нет необходимости делать специальную службу доставки срочных больных и особый центр для их приема.

Вот так генерал Голицын, явно того не понимая, лишил Москву славы первого города Европы со скорой медицинской помощью и множество москвичей реального шанса на жизнь и здоровье.

Но в 1844 году доктор Гааз все-таки открыл в МалоКазенном переулке специальную больницу для тех, кто нуждался «по внезапным случаям для пользования и оказания бесплатной помощи», а также «для лиц, подобранных на улице в бесчувственном состоянии». Эта больница находилась в ведении обер-полицмейстера Москвы, которым в то время был Лев Михайлович Цынский. Рассчитанная на 150 коек больница постоянно испытывала наплыв больных, вдвое больший своей возможности. Но все равно, согласно отчетности, из принятых на попечение больных 70% выздоравливало и возвращалось к нормальной жизни.

Москва постепенно становилась промышленным городом, фабрики и заводы притягивали из провинции множество бывших крестьян, по городу шло масштабное строительство. На улицах становилось все теснее, возрастало и количество несчастных случаев. Как писала в 1909 году газета «Новое время», «в области всевозможных происшествий мы можем затмить не только Запад, но и заморские страны… Происшествия – наша область. Тут мы царим безраздельно и с гордостью можем себя провозгласить «царями катастроф». Хотя газета эта выходила в Санкт-Петербурге, все сказанное в полной мере относилось и к Москве.


«Для внезапно заболевших на улицах и в общественных местах»

В Российской империи первую станцию «Скорой помощи» открыли в Варшаве в 1897 году. А 30 апреля 1898 года в «Московских ведомостях» сообщалось, что «в видах упорядочения дела подания первоначальной помощи лицам внезапно заболевшим на улицах и в общественных местах города Москвы начальнику московской полиции предположено организовать при полицейских домах, а также в некоторых других пунктах особые санитарные станции для подания первоначальной медицинской помощи».

Дамское благотворительное общество попечения о приемных покоях при полицейских домах города Москвы, состоявшее под «покровительством е.и.в. Великой Княгини Елизаветы Федоровны» (1864–1918), не понаслышке знало, что в приемных покоях полицейских участков доставленные с улиц пострадавшие часто подолгу дожидаются медицинского осмотра и помощи.

А доставляют их «в прием-покой» на случайном транспорте, какой подвернется, на извозчиках или даже телегах. Состоявшая в рядах этого общества и принимавшая активное участие в его работе потомственная почетная гражданка, купчиха 1-й гильдии Анна Ивановна Кузнецова содержала на свои средства гинекологическую клинику.

Именно Анна Ивановна выделила необходимые средства на открытие первых двух станций «Скорой помощи» в Москве, которые и заработали 28 апреля 1898 года при Сретенском и Сущевском полицейских участках. Карета «скорой помощи» выезжала на место происшествия по телефонному звонку или устному сообщению. Поскольку телефонов тогда было мало, было достигнуто соглашение с их хозяевами о том, что в случае необходимости дворник, полицейский или ночной сторож может воспользоваться телефоном. Так что вызовы «Скорая помощь» принимала исключительно от официальных лиц – без их звонка она не выезжала. Запрещено также было принимать вызовы на квартиры – считалось, что на квартиру можно и врача вызвать, а пациенты «скорой» – те, кого беда застигла на улице.

Бригада «Скорой помощи» состояла из врача, фельдшера и санитара, которые должны были иметь при себе медикаменты, медицинские инструменты и перевязочный материал. Тяжелых больных «Скорая помощь» доставляла в больницы. И работала при каждой станции всего одна карета – вот так, с двух карет, и началась 115 лет назад история московской «Скорой помощи».

Изначально каждая станция обслуживала только район полицейского участка, в котором была выделена специальная комната. Доставленных больных записывали в журнал, где указывались паспортные данные, время оказания помощи, какая помощь потребовалась, куда в итоге был доставлен пострадавший.

Обер-полицмейстер Москвы Дмитрий Федорович Трепов (1855–1906) распорядился расширить территорию действия «Скорой помощи» и приказал обязательно оказывать помощь пьяным, находящимся «в бесчувствии». Раз обер-полицмейстеру пришлось остановиться на этом особо, значит, врачи явно не желали возиться с выпивохами, которые еще незнамо что могут выкинуть. Недаром на козлах кареты «скорой помощи» рядом с кучером сидел полицейский – на всякий случай.


Семь карет «Скорой помощи»

Москва, росшая не по дням, а по часам, нуждалась в развитии настоящей системы «Скорой помощи», и уже в 1899 году открылись станции при Лефортовском, Якиманском и Таганском полицейских участках. Врачей не хватало, поэтому они стали выезжать только на наиболее серьезные вызовы, на прочие же отправлялись фельдшеры с санитарами. В 1900 и 1902 годах открылись станции при Пречистенском пожарном депо и Пресненская станция. И на всю Москву в пределах Камер-Коллежского вала приходилось всего семь карет «скорой помощи». Но и на это средств, выделяемых Кузнецовой, уже не хватало.

Обер-полицмейстер Трепов, относившийся к делу «Скорой помощи» с большим вниманием, в 1900 году обратился в Городскую думу с просьбой выделить средства из городского бюджета на содержание этой службы. Это предложение было поддержано, и ежегодно стало выделяться около 3 тыс. руб., а средства от Кузнецовой использовались только для ремонта карет. В 1903 году был открыт родильный дом на Стромынке, на средства известных меценатов братьев Петра Алексеевича (1819–1894), Александра Алексеевича (1823–1916) и Василия Алексеевича (1832–1906) Бахрушиных. При родильном доме имелась специальная карета для перевозки рожениц.

Созданное в 1908 году Добровольное общество скорой медицинской помощи к 1912 году смогло собрать средства на первый автомобиль, и на Долгоруковской улице открылась первая станция общества. К этому времени общество выпустило первый в России сборник инструкций «Несчастные случаи и подача помощи потерпевшим при них. Станции скорой медицинской помощи, их задачи, устройства и деятельность». А доктор Владимир Петрович Поморцев разработал специальную конструкцию оборудования автомобиля «скорой помощи». Увы, проработала Долгоруковская станция всего два года – с началом Первой мировой войны автомобиль и все имущество станции отошли к военному ведомству.

История московской «Скорой помощи» на время как будто откатилась назад. Но ненадолго.


Три комнаты в крыле Шереметьевской больницы

Июль 1919 года. Еще не закончилась Гражданская война, в стране голод и эпидемии. Бывший врачебный губернский инспектор, а сейчас врач московского почтамта Владимир Петрович Поморцев, тот самый, создавший образец оборудования автомобиля для «Скорой помощи», обратился в коллегию врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов с предложением восстановить в Москве работу «Скорой помощи». На коллегии председательствует знаменитый врач и партийный деятель Николай Александрович Семашко (1874–1949). Постановили: в Москве «Скорой помощи» быть, ее главным врачом назначить доктора Поморцева. В постановлении сказано: «Организовать в Москве станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скорой помощи. В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий станцией, коему и поручается организация скорой медицинской помощи, для обслуживания станции – 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал». Но пришлось еще подождать, пока подберут помещение, обеспечат телефонную связь и выделят автомобиль.

История советской московской «Скорой помощи» началась 15 октября 1919 года, когда состоялся первый выезд новой службы. Помещение станции «Скорой помощи» располагалось на Большой Сухаревской улице, где в левом крыле бывшей Шереметьевской больницы было выделено три комнаты. Машина выезжала из гаража на Миусской площади и сначала ехала за врачом на Сухаревку, а потом уже к больному.

Кто мог тогда подумать, что с трех комнат в крыле Шереметьевской больницы, открытой еще в начале XIX века графом Николаем Петровичем Шереметевым (1751–1809) как Странноприимный дом, начнется история Московского городского НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского!

«Склиф» – так со временем стали называть в Москве эту больницу – стал крупнейшим в стране учреждением, где не только оказывают первую медицинскую помощь, но и ведут научную работу в области оказания срочной медицинской помощи. НИИ им. Склифосовского с 1978 года официально стал головным учреждением Научного совета по проблемам скорой медицинской помощи при Президиуме АМН СССР.

А начиналось все с подержанной машины, кадровых проблем, полного отсутствия нормативных документов…

В 1918 году эпидемия сыпного тифа достигла Москвы.

Руководство страны снимало врачей с фронта, чтобы остановить бедствие. Среди этих врачей оказался и Александр Сергеевич Пучков (1887–1952), организовавший работу городского эвакопункта.


Кто придумал «03»

Его способности блестящего организатора были замечены, и в 1922 году Пучкову предложили возглавить работу станции «Скорой медицинской помощи», занять место серьезно заболевшего Поморцева. С 1 января 1923 года Пучков приступил к своим обязанностям.

Именно Пучкова считают тем человеком, который создал московскую «Скорую помощь» и оказал огромное влияние на становление этой службы по всей стране.

Первое, что сделал Пучков на посту главного врача станции «Скорой помощи», – объединил городской эвакопункт и станцию. Новое учреждение стало называться «Московская станция скорой медицинской помощи».

Опыт дореволюционных лет работы «скорой» был утрачен, все приходилось изобретать заново. А делать это Пучков умел великолепно. Его энергичность, неутомимость и способность стратегического планирования дали нам ту «Скорую помощь», которой по праву гордился Советский Союз.

Созданная им единая форма отчетности для станции «Скорой помощи» дошла до наших дней. Фиксировались данные за сутки, декаду, месяц, квартал, цифровые и графические отчеты позволяли делать достоверный анализ как достижений «скорой», так и недостатков в ее работе. Система записи вызовов, благодаря которой легко можно было найти адрес, сегодня остается вполне «рабочей» в сети поликлиник. И сегодня на станциях «Скорой помощи» по всей России ведутся книги учета, выдаются бланки вызовов, листы учета работы машин и сопроводительные листы, в которых указывается диагноз больного. А ведь принципы этой системы создал Пучков.

Для того чтобы разбираться в обращениях в «Скорую помощь», определять тяжесть состояния пострадавшего и не ошибаться с первоочередными выездами, Пучковым была введена должность старшего дежурного врача. На эту должность назначались высокопрофессиональные медики, имевшие большой опыт практической работы. До сих пор в штатном расписании «Скорой помощи» есть старший дежурный врач.

С 1926 года было принято решение выезжать не только к тем, кто пострадал при несчастном случае на улице, но и к тяжелым заболевшим на дому. Для этого использовались мотоциклы с колясками и небольшие автомобили. В 1925–1928 годах был создан телефонный коммутатор, для которого Пучков придумал краткий номер «03».


Что дошло до наших дней

В 1927 году Александр Сергеевич открыл новую службу – неотложной психиатрической помощи, выезжавшей к больным, находящимся в «буйном» состоянии.

Стараниями Пучкова было доказано, что нужно создавать сеть подстанций «Скорой помощи» в Москве, так как из одного места в таком большом городе бригада может добираться слишком долго. В 1930 году, 1 ноября, была открыта подстанция на территории 1-й Градской больницы. Росло и количество бригад, обслуживавших Москву. К 1930 году их стало пять. В этом же году Пучков сумел переоборудовать диспетчерский центр «скорой». Звуковые сигналы телефонов были переоборудованы в световые, новые пульты позволяли телефонисткам не перекрикивать друг друга. И это изобретение дожило до наших дней.

К 1940 году в Москве было открыто еще шесть новых подстанций. Обобщая опыт работы «Скорой помощи» и систематизируя наиболее частые травмы, Пучков сделал немало добрых дел в предотвращении массового травматизма. Так, он настоял на том, чтобы были переоборудованы трамвайные вагоны и исключена возможность во время движения стоять на подножках, а двери трамваев были переведены на автоматическую работу.

Удалось Пучкову добиться запрета на езду по городу с включенными яркими фарами и с громкими звуковыми сигналами. По результатам его докладов были переоборудованы эскалаторы в метро.

Москва росла и хорошела, москвичей становилось все больше, в 1941 году должны были открыться еще две подстанции и новое здание центра «Скорой помощи». Но Великая Отечественная война надолго отодвинула эти планы.


«Скорая помощь» во время войны

Свой профессионализм и подготовленность к любым трудностям московская «Скорая помощь» показала и во время войны – она работала без перебоев даже в самые тяжелые дни обороны Москвы. И еще одна правдивая легенда о Пучкове относится ко времени начала войны. В это время из продуктовых очередей стали доставлять людей, упавших в обмороки. Пучков выяснил, что это случалось от потери или похищения месячных продовольственных карточек. И Пучков предложил в Моссовете выпускать карточки не на месяц, а на декаду, предположив, что потеря карточек на 10 дней будет вызывать меньший стресс. При бомбежках Москвы «скорая» оказывала помощь незамедлительно – чаще при сигнале опасности москвичи звонили в первую очередь не в пожарную часть, а в «скорую».


Инициативы доктора Пучкова

В 1947 году Пучков радовался выходу в город новых санитарных автомобилей ЗИС-110, в создании которых принимал самое активное участие. Доктор Пучков особое внимание обращал на то, что санитарная машина должна обладать специальной амортизационной системой, чтобы не ухудшать состояние получившего травму больного. В 1950 году при перевозке больного была впервые применена для анестезии закись азота. Множество изобретений Пучкова было внедрено в работу «Скорой помощи», например карта-светоплан, аппарат конференц-связи, аппараты, фиксирующие число разговоров, часы, контролирующие быстроту выезда бригады на вызов.

Благодаря Пучкову в городе были установлены решетки на люках полуподвальных окон, машины, очищающие снег, получили красные стоп-сигналы, а при буксировке неисправных автомобилей обязательной стала подсветка троса. Смерть Пучкова в 1952 году стала большим ударом для коллектива «Скорой помощи».

Сегодня Станция скорой и неотложной медицинской помощи в городе Москве носит имя Александра Сергеевича Пучкова, а 17 ноября 2012 года во дворе ее здания был торжественно открыт памятник основателю. Заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, руководитель Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов и главный врач ССП Москвы Валерий Фетисов разрезали ленточку – в честь 125-летия со дня рождения Пучкова.

1119 бригад и 700 человек

Рост количества подстанций «Скорой помощи», прерванный войной, возобновился только в 1958 году, когда в состав Москвы вошли новые районы.

С 1958 по 1960 год были открыты шесть новых подстанций, и к московской системе присоединились станции «Скорой помощи» городов Бабушкина, Кунцево и Люблино. В 1957 году была налажена двухсторонняя радиосвязь выездных бригад с диспетчерским центром.

Московская «скорая» все больше приобретала современные черты. С 1960 года создаются специализированные бригады – противошоковая, токсикологическая, неврологическая, педиатрическая, кардиологическая.

В 1962 году появилась специализированная подстанция, объединившая специальные бригады. В 1984 году «Скорая помощь» получила автоматизированную систему управления госпитализации, кадров, тарификации, бухгалтерии.

Сегодня в Москве работают 1119 бригад «Скорой помощи», не считая 235 специализированных реанимобилей. В штате оперативного отдела более 700 человек, из которых на дежурство ежедневно выходят более 100. В каждом округе Москвы работает своя подстанция, еще три подстанции обслуживают территорию «новой» Москвы. Все машины оснащены системой ГЛОНАСС, парк машин модернизирован и обновлен.

На помощь «скорой» могут рассчитывать все, кто находится на территории Москвы, вне зависимости от гражданства и места регистрации. Короткий номер «03», придуманный еще Александром Сергеевичем Пучковым, работает для всех…


Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
МД-группГлавУПДКМосгазМОЭСК
ФондМОСПРОМСТРОЙСбербанк