ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Работа реставратора – это как работа хирурга. Специфику закупок реставрационных работ обсудили на заседании круглого стола


К чему приводят попытки запрячь в одну повозку «коня и трепетную лань», обсудили на заседании круглого стола, посвященном специфике закупок реставрационных работ.

Ежегодный Форум-выставка «Госзаказ – ЗА честные закупки», состоявшийся в столице в прошлом месяце, признан единственной в России дискуссионной и выставочной площадкой федерального значения в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок, масштаб которой позволяет затронуть интересы всех участников рынка: заказчиков, регуляторов, поставщиков, подрядчиков и исполнителей. В рамках Всероссийского форума-выставки «Госзаказ – ЗА честные закупки» состоялось много дискуссий, в частности, прошло заседание круглого стола «Специфика закупки реставрационных работ», организатором которого выступила Общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России».

В мероприятии приняли участие спикеры от Общероссийской общественной организации «Союз реставраторов России», эксперты некоммерческого партнерства «Российская ассоциация реставраторов», члены региональной общественной организации содействия развитию реставрационной отрасли «Союз реставраторов Санкт-Петербурга», специалисты ГКУ «Мосреставрация», фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества», ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков».

Закон что дышло?


Заместитель председателя НП «Российская ассоциация реставраторов» Татьяна Черняева обратила внимание собравшихся на то, что законотворческие инициативы не всегда решают накопившиеся проблемы.

– Когда в 2013 году был принят новый Закон о контрактной системе № 44-ФЗ, у реставрационного сообщества появилась надежда, что оно наконец-то услышано. Новым законом, помимо обычного конкурса, вводился конкурс с ограниченным участием. Предусматривалось, что размещение госзаказов на работы по сохранению ОКН осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56 44-ФЗ).

А в июне 2014 года Федеральным законом 140-ФЗ ст. 56 Закона о контрактной системе была дополнена новой частью (ч. 2.1.), предусматривающей право заказчика размещать заказы на работы, указанные в данной статье, путем проведения аукциона, запроса котировок и у единственного поставщика. Таким образом, размещение заказа на реставрационные работы путем проведения конкурса снова стало не обязательным, – отметила Татьяна Черняева.

Вместе с тем, по мнению эксперта, учитывать невосполнимую ценность объектов культурного наследия для государства и мирового культурного наследия, а также установление дополнительных требований к участникам закупок на работы по сохранению объектов культурного наследия представляется обязательным.

– Проведение предквалификации способствует минимизации издержек, которые могут возникнуть в случае ненадлежащего исполнения контракта, в силу отсутствия у участника необходимого уровня квалификации. Это значит, что размещение заказа на такие виды работ должно осуществляться только путем конкурса с ограниченным участием, – подчеркнула Татьяна Черняева.

Жизненный цикл реставрационных работ сильно отличается от других сфер деятельности, в которых государственный и общественный заказ реализуется через систему госзакупок. И наоборот, сферы деятельности, которые по своему содержанию и правовой опоре на конституционные гарантии 2 главы Конституции России близки сохранению памятников, такие как охрана здоровья, финансируются с использованием специальных норм и отдельных законов, наделения организаций здравоохранения (как и образования, адвокатуры) особым правовым статусом. Таким же особым правовым статусом должны по смыслу конституционных гарантий обладать, наряду с музеями, библиотеками, архивами, и реставрационные организации.

В этой связи при совершенствовании Закона о контрактной системе возникает дилемма: либо придется включать в целом ряде статей дополнительные части, пункты и подпункты, посвященные специфике реставрационных работ и особенностям проведения конкурсов с ограниченным участием. Или же более правильно сделать в Законе о контрактной системе отсылочные нормы, позволяющие вводить и уточнять дополнительные ограничения, условия, порядок исполнения и контроля работ нормами специального закона для конкретной сферы деятельности (кроме реставрации, это может быть и охрана здоровья, и охрана природы).

Рискуют все


Председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина
Шангина напомнила коллегам о возникающих рисках заказчика и рисках подрядчика.

– Понятие «качество реставрационных работ» до настоящего времени точно не определено, что затрудняет оценку результата. Вместе с тем именно мониторинг и оценка качества уже выполненных работ являются существенным способом снижения риска невыполнения обязательств или недостижения заданного результата, – подчеркнула Нина Шангина.

Специалисты пришли к выводу, что уже сегодня можно и нужно сделать необходимые уточнения к Закону о контрактной системе, которые касаются сразу всех сфер деятельности с существенной научно-исследовательской, экспертной и иной творческой компонентой.

В частности, необходимо предусмотреть обязательное участие экспертов и экспертных организаций, в том числе в качестве экспертов также авторов творческих (научных, научно-реставрационных) проектов на всех этапах проведения конкурсов, их исполнения, а также контроля по итогам исполнения. Нужно признать подготовку и проведение конкурса госзакупки необходимым этапом осуществления реставрационного проекта, на котором требуется такой же авторский надзор, как и при исполнении работ.

Важнейшей гарантией высокого качества работ по сохранению памятников является не просто обязательное участие экспертов и других квалифицированных специалистов на всех этапах подготовки, исполнения и контроля реставрационных работ. Чтобы исключить риски, связанные с неизбежными ошибками отдельных конкурсных комиссий в оценке квалификации исполнителей и экспертов, необходимо сформировать постоянно действующую систему такой оценки квалификации, опыта и деловой репутации специалистов и организаций. Только такой подход позволит выйти из имеющегося существенного противоречия, когда оценить квалификацию и работу специалистов могут только эксперты, которые сами являются специалистами, как правило, аффилированными с научно-проектными и иными научно-реставрационными организациями.

Также, по мнению участников круглого стола, необходимо закрепить в законодательстве обязательное участие профессиональных НКО (по примеру медицинских и адвокатских объединений) в подготовке конкурсов и контроле исполнения госзакупок в сфере реставрации и других сферах с высоким квалификационным цензом.

Самым общим требованием к нормам законодательства о госзакупках является возможность для заказчиков и подрядчиков исполнять в полной мере нормы законодательства о сохранении культурного и исторического наследия. Сложившаяся практика формального выполнения норм Закона о контрактной системе ведет, к сожалению, к повсеместному неисполнению и нарушению норм Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а равно наоборот – исполнение норм отраслевого закона приводит к нарушению формальных условий конкурсов и норм Закона о контрактной системе.

Реставрация - это не строительство

Советник Президента Союза реставраторов России Роман Пугачев отметил, что главной проблемой законодательного регулирования реставрационной отрасли, в том числе и в части проведения конкурсов по госзакупкам, были и остаются попытки запрячь в одну повозку «коня и трепетную лань» – строительство и реставрационные работы.

– После очередной попытки бюрократии подстричь всех под одну гребенку приходится доказывать необходимость и вносить множество поправок, описывающих исключения из общих правил, которые являются общими правилами для реставраторов.

Эксперт сравнил работы по реставрации с работой врача.

– Самый близкий по смыслу к реставрации вид деятельности – это здравоохранение, а вовсе не строительство. Так же, как в медицине, врач не может на полдороге прервать операцию или ускорить ее в ущерб качеству, так и наши реставраторы должны руководствоваться особыми правовыми нормами и регламентами, а еще лучше – совершенно отдельной системой финансирования и страхования. Одной из важных норм должно быть, как и в медицине, создание и обязательное участие в реализации государственной политики, государственного заказа – профессиональных НКО. По мнению Романа Пугачева, без этого самоорганизации экспертного сообщества, в том числе на основе современных информационных технологий, невозможно обеспечить должный уровень контроля и качества работ в такой огромной стране, как Россия.

Участники круглого стола приняли решение подготовить предложения по внесению изменений в Закон о контрактной системе и продолжить обсуждение вопроса специфики закупки реставрационных работ в рамках Дня реставратора, который пройдет в Северной столице в июле 2017 года.


Назад в раздел