ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Создадут ли в России аналог Windows? ФАС впервые потребовала импортозамещения продукции Microsoft


В мае текущего года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отменила закупку Федеральным архивным агентством (Росархив) серверов, работающих на базе операционной системы (ОС) Windows и программного обеспечения (ПО), совместимого с данной ОС. Заказ Росархива был связан с автоматизацией федерального казенного учреждения «Российский государственный архив социально-политической истории» (РГАСПИ). Инициатором обжалования закупки в ФАС был Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), созданный в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина. Решение ФАС стало первым в России прецедентом отмены госзакупки Windows-систем по причине невыполнения требований по импортозамещению. В ближайшее время аналогичные решения могут быть приняты и по закупкам некоторых других федеральных ведомств.

Движение в правильном направлении

Для начала напомним в двух словах историю вопроса. Правовой базой импортозамещения в сфере ИКТ стало постановление Правительства РФ № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятое в конце 2015 года и вступившее в силу в начале 2016 года. В соответствии с документом Министерству связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) было поручено сформировать единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а госзаказчикам было запрещено закупать иностранное ПО при наличии отечественного аналога, включенного в данный реестр. В случае отсутствия российского ПО, удовлетворяющего требованиям заказчика, он вправе купить зарубежный софт, однако обязан составить обоснование невозможности выполнить требования импортозамещения, порядок подготовки которого был также утвержден постановлением № 1236. Отметим, что реестр российского ПО размещен в свободном доступе на сайте Минкомсвязи. В настоящее время в него входит более 3,5 тыс. программных продуктов.

В развитие постановления № 1236 в 2016–2017 гг. был принят ряд других правительственных и ведомственных документов, связанных с импортозамещением в сфере ИКТ. В середине прошлого года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал план перехода федеральных органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов на использование отечественного ПО, рассчитанный на три года. В целях координации работ по замене импортного ПО на отечественное осенью 2016 года была создана автономная некоммерческая организация «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ». Его учредителями выступили ассоциация «Отечественный софт», Экспертный центр электронного государства и Институт развития интернета, а директором центра стал президент Фонда информационной демократии Илья Массух. В число основных направлений деятельности Центра входят мониторинг тендерной документации на закупки ПО, анализ требований госзаказчиков и обоснований невозможности заказа российского софта. Таким образом, налицо тенденция роста независимости и самодостаточности России в сфере ИКТ.

Оценки текущей ситуации

Что дали принятые решения на практике? Судя по отчетам Минкомсвязи, за минувшие год-два ситуация на отечественном рынке ПО изменилась кардинальным образом. Так, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров заявил, что доля закупок отечественного ПО госучреждениями составляет 50–60%, тогда как еще недавно было 10–20%. Вместе с тем, по данным Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, в настоящее время 95% рабочих мест госорганов оснащены зарубежным офисным ПО. Правда, он отметил, что многие ведомства разработали хотя бы план перехода на отечественный софт. А, по словам советника Президента РФ по вопросам интернета Германа Клименко, темпы импортозамещения в сфере ИКТ необходимо ускорить. В противном случае российские разработчики софта не получат достаточное количество заказов и не смогут идти в ногу со своими зарубежными конкурентами, а страна рискует безнадежно отстать в данной области. Как видим, оценки ведущих экспертов выглядят неоднозначно. Так что же происходит на самом деле?

Напомним, что программное обеспечение можно разделить на две большие категории – системное ПО и прикладное ПО. Возможности импортозамещения в первой и во второй категории принципиально отличаются. Как говорят специалисты, в России действительно есть много конкурентоспособных разработок, относящихся к прикладному ПО. Это различные информационные системы, антивирусные, лингвистические, обучающие программы, программные продукты для бухгалтерии, для защиты информации и т.д. Ситуация с системным ПО, к которому относятся операционные системы, офисные программы, системы управления базами данных (СУБД), значительно хуже. Для того чтобы разработать конкурентоспособное системное ПО, потребуется несколько лет работы крупной компании. А ведь в те годы, когда Microsoft наращивал продажи ОС Windows и совместимых с ними офисных программ, российские высокотехнологические предприятия закрывались или влачили жалкое существование из-за отсутствия финансирования. Чтобы импортозамещать системное ПО, необходимо очень быстро наверстывать упущенное, притом что конкуренты тоже не будут стоять на месте.

Каковы перспективы российских ОС?

Теперь вернемся к истории с отменой закупки Росархива на автоматизацию РГАСПИ. В технической документации было указано, что закупаемое системное ПО должно быть совместимым с ПО, используемым в РГАСПИ в настоящее время, и в связи с этим должно строиться преимущественно на платформе Windows. Кроме того, проектные решения должны создаваться с учетом их последующей интеграции с процессорами Intel. Тендер с начальной ценой в 13,8 млн руб. был назначен в апреле 2017 года в форме открытого конкурса. В нем приняли участие две фирмы; победитель согласился выполнить контракт за 13,5 млн руб. Однако до заключения контракта комиссия ФАС направила предписание отменить закупку, вернув участникам конкурса внесенное обеспечение. Причиной такого решения стало нарушение заказчиком требований постановления № 1236: он не разместил в Единой информационной системе госзаказа (ЕИС) обоснование невозможности приобретения аналогичного отечественного ПО. По словам эксперта в сфере госзаказа Ивана Бегтина, это первая отмена закупки с подобной формулировкой; она тем более интересна, что альтернатив Windows практически нет. Так что теперь будут делать госзаказчики: начнут закупать отечественные ОС или просто будут лучше готовить тендерную документацию, не забывая размещать требуемое обоснование?

В связи с этим возникает и другой вопрос: а смогут ли российские производители ПО заместить Windows-системы своим софтом? Если заглянуть в реестр российского ПО, то в настоящее время в нем находится около 30 программных продуктов, которые можно отнести к классу операционных систем (часть из них входит и в другие классы ПО). По оценкам специалистов, большинство российских ОС нельзя назвать полностью отечественными, так как они базируются на зарубежном ядре Linux. К числу таких ОС относятся ROSA Linux, защищенные системы Astra Linux и «Заря», предназначенные для российских силовых структур, система «Эльбрус», разработанная для компьютеров с одноименным отечественным процессором, и ряд других. Необходимо отметить, что для пользователей, не обладающих навыками программирования, работать в Linux-системах значительно трудней, чем в Windows; это является ключевым фактором, сдерживающим их внедрение.

Есть и полностью отечественная ОС «Фантом», создание которой ведется «с нуля» еще с 2010 года. Эта система обладает одной приятной особенностью, которая, конечно, понравится пользователям: если внезапно выключить компьютер, все данные на нем сохраняться и после включения он будет в том же состоянии, что и перед выключением. Однако, чтобы широко внедрять эту систему, необходимо совместимое с ней ПО, а оно отсутствует. Такая же проблема ждет и любую другую, создаваемую «с нуля» ОС: пока она не установлена на достаточно большое число компьютеров, никто не захочет писать под нее прикладное ПО, а пока нет такого ПО, никто не захочет устанавливать систему. Единственный выход – создавать и ОС, и множество совместимых с ней программ одновременно, однако на это потребуются очень большие инвестиции и много времени. В условиях современной России на такие инвестиции в долгосрочный инновационный проект способно только государство. Однако, несмотря на все сложности, прогресс, безусловно, имеется. Даже если считать, что озвученные Минкомсвязи показатели закупок отечественного ПО достигнуты исключительно за счет прикладных программ, все равно это большой шаг вперед. А отмена закупок продукции Microsoft может стать позитивным сигналом для разработчиков отечественных ОС. Ведь в настоящее время стимулировать их развитие способен только госзаказ.


Назад в раздел