НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новые проекты «Автодора». Будущее за беспилотными автомобилями на скоростных трассах


Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») была создана в 2009 году. Основная цель, поставленная перед ней, – развитие сети скоростных платных магистральных автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, привлечение внебюджетных инвестиций. «Автодор» также осуществляет комплексную реконструкцию трасс. О ходе реализации крупных проектов в России и перспективах мы говорим с председателем правления госкомпании «Автодор» Сергеем Кельбахом.

– Сергей Валентинович, расскажите, пожалуйста, какова на сегодняшний день зона ответственности государственной компании «Российские автомобильные дороги»? Какие дороги находятся в ее управлении?

– В доверительном управлении государственной компании «Автодор» находятся трассы М-1 «Беларусь» (450 км), М-4 «Дон» (1517 км), М-3 «Украина» (432 км) и новая скоростная автомобильная дорога М-11 «Москва – Санкт-Петербург». «Автодор» является ответственным заказчиком строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области.

– Одной из задач компании является организация строительства и реконструкции автомобильных дорог. Какой объем работ сегодня выполняется в этом направлении в Московском регионе?

– «Автодор» в Московской области ввел в эксплуатацию первые автодорожные объекты, реализованные в рамках концессионных соглашений: новый выход на МКАД с автомобильной дороги М-1 «Беларусь» в обход города Одинцово и участок автодороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» от МКАД до Солнечногорска.

Одним из самых значимых объектов является строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Четыре участка новой автодороги будут введены в эксплуатацию в 2018 году. Первая, третья и четвертая секции ЦКАД пройдут параллельно существующей автодороге А-107 (Малое Московское кольцо). А пятый участок новой автодороги А-113 ЦКАД будет представлять собой полностью реконструированный участок существующего Малого Московского кольца от М-3 «Украина» до М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

– Внесла ли какие-либо коррективы в реализацию прежде намеченных планов нынешняя экономическая ситуация в России? Как много проектов сегодня реализуется на основе государственно-частного партнерства?

– Для создания и развития сети скоростных автомобильных дорог госкомпания привлекает частных инвесторов, все больше снижая нагрузку на федеральный бюджет при реализации своих объектов. Такая система позволяет даже в условиях уменьшения бюджетирования сохранять темпы строительства важнейших объектов.

Все крупные проекты государственной компании реализуются на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Как уже было сказано, в стадии эксплуатации в настоящее время находятся два концессионных объекта: участок новой автодороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» и новый выход на МКАД с автодороги М-1 «Беларусь», так называемый северный обход города Одинцово. В рамках долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС) построен участок трассы М-11 в обход города Вышний Волочек в Тверской области. Москва и Московская область, безусловно, важные регионы, однако только развитием Московского транспортного узла (МТУ) наши проекты не ограничиваются. На условиях ГЧП был построен и эксплуатируется участок дороги М-4 «Дон» в обход Воронежа. «Автодор» также заключил первый в России операторский контракт на участке 225–633 км автодороги М-4 «Дон».

В рамках ДИС в этом году реализуются такие проекты, как пятый и первый пусковые комплексы ЦКАД, строительство четвертого и шестого участков новой автодороги Москва – Санкт-Петербург общей протяженностью 267 км, строительство участка автодороги М-4 «Дон» в обход населенных пунктов Новая Усмань и Рогачевка Воронежской области, реконструкция 70-километрового участка автодороги М-3 «Украина».

В этом же году в рамках концессионного соглашения началось строительство участков автодороги М-11 в Новгородской и Ленинградской областях. В конце октября мы будем подводить итоги открытого конкурса на исполнение ДИС относительно участка магистрали М-11, который пройдет в Московской и Тверской областях. В нем участвуют две компании. А в ноябре состоится прием заявок от участников концессионных конкурсов относительно третьего и четвертого пусковых комплексов ЦКАД. На каждый из них пришли пять претендентов. Это ведущие международные строительные, финансовые компании либо их консорциумы. Так что пока ни один из проектов по причине отсутствия интереса к нему на рынке не отменялся.

При этом мы смотрим вперед и уже начинаем готовиться к масштабному строительству российской части международного транспортного маршрута (МТМ) Европа – Западный Китай. В конце августа – начале сентября в рамках визита Президента России Владимира Путина наша делегация провела в КНР ряд встреч с китайскими компаниями, в том числе с финансовыми институтами. Тогда же был подписан ряд важных двусторонних соглашений. В частности, в присутствии лидеров обеих стран мы подписали меморандум о сотрудничестве с Китайским банком развития. Интерес потенциальных китайских партнеров к нашим проектам, в частности к МТМ Европа – Западный Китай, велик. И пока мы можем предложить рынку хорошо структурированные перспективные проекты, этот интерес будет сохраняться.

– Масштабный проект строительства Центральной кольцевой автодороги имеет большое значение для Москвы, так как позволит перераспределить транспортные потоки. Расскажите, пожалуйста, о ходе его реализации.

– Центральная кольцевая автомобильная дорога для нас является одним из ключевых объектов. На сегодняшний день выбраны подрядчики по двум этапам строительства: первый – от М-4 «Дон» до автодороги М-3 «Украина» и пятый – от М3 до М-11. Продолжаются конкурсные процедуры по выбору концессионеров третьей и четвертой секций. На всем протяжении нового кольца ведутся рабо ты по подготовке территории под строительство: выкуп земель, поисковые работы, перенос инженерных коммуникаций. На пятом этапе начались непосредственно работы по реконструкции автодороги и возведению искусственных сооружений.

Несмотря на перенос сроков строительства на первом участке, вызванный тем, что победивший в ходе конкурсных процедур исполнитель отказался от исполнения соглашения, мы планируем сдать объект в срок – в 2018 году. У нас уже есть опыт реализации масштабного строительства с опережением графика и вводом объектов в эксплуатацию раньше запланированного срока.

– Качество дорожного полотна имеет большое значение. Появляются ли в этой области новые разработки, позволяющие увеличить долговечность дорог в нашем климате, улучшить шумовые характеристики?

– Государственная компания «Автодор» разработала проект технической политики, реализация которой позволит увеличить к 2020 году срок эксплуатации автомобильных дорог до проведения капитального ремонта на 30%, а сроки между текущими ремонтами – на 20%. Затраты на содержание автодорог при этом снизятся на 15%, стоимость автомобильных перевозок уменьшится на 20%, а количество дорожно-транспортных происшествий сократится на 20%.

Техническая политика «Автодора» разрабатывается в рамках программы инновационного развития, которое всегда являлось и является одним из приоритетных направлений деятельности государственной компании.

В 2014 году «Автодор» начал проектировать ремонты покрытий автодорог на основе цифровых моделей поверхностей, которые создаются мобильными лабораториями лазерного сканирования. На сегодняшний день с применением такой технологии разработана проектно-сметная документация семи участков ремонта покрытия автомобильной дороги М-4 «Дон».

– Строительство и реконструкция дорожной инфраструктуры так или иначе затрагивают состояние окружающей среды. Какие мероприятия предусматриваются в целях минимизации негативного воздействия на состояние флоры и фауны при строительстве новых дорог?

– Госкомпания «Автодор» большое внимание уделяет окружающей среде и защите населения от негативного воздействия. Каждый проект компании предусматривает не только минимизацию негативного воздействия при строительстве и эксплуатации, но и компенсацию причиненного ущерба. Нами разработан так называемый «зеленый стандарт», который предъявляет повышенные требования к подрядным организациям при строительстве и эксплуатации дорог в части защиты населения и окружающей среды.

Экологическая политика «Автодора» гарантирует при строительстве и эксплуатации трасс применение самых современных природо- и ресурсосберегающих технологий и материалов.

– Информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Как в компании «Автодор» внедряются инновации, в частности автоматизированные системы управления дорожным движением?


– Одним из важнейших направлений в плане развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в деятельности государственной компании «Автодор» является внедрение новых технологий в области управления дорожным движением и обеспечения безопасности движения. Акцент делается на строительство инфраструктуры для освоения так называемых кооперативных систем (Cooperative Intel ligent Transport Systems, C-ITS, КИТС).

Данное направление выбрано как одно из основных не случайно. Ученые пророчат светлое будущее беспилотным автомобилям. Это не только удобно, но и, что главное, безопасно, ведь в случае возникновения аварийной ситуации компьютерный «мозг» автомобиля выберет оптимальный вариант.

Мы отдаем предпочтение кооперативным системам, в которых транспортные средства взаимодействуют друг с другом и/или с инфраструктурой. Именно кооперативные ИТС позволяют значительно увеличить качество и надежность доступной информации о транспортных средствах, их расположении и условиях дорожной среды.

Назначение кооперативных ИТС – помочь водителям поддерживать безопасную скорость и дистанцию, осуществлять перестроения, избегать обгона в критических ситуациях и безопасно проходить дорожные пересечения.

В рамках одной из ключевых задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным 4 декабря 2014 года в Послании к Федеральному Собранию, – реализации Национальной технологической инициативы – Агентство стратегических инициатив сформировало рабочую группу AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя). Государственная компания «Автодор» принимает самое активное участие в этой группе.

Успешная реализация концепции ИТС в пилотных зонах станет трамплином для перехода к следующей стадии – использованию полученных наработок в общегородских или общемагистральных сетях и масштабированию решения в пределах целых транспортных коридоров.

Госкомпания «Автодор» считает, что за беспилотными транспортными средствами будущее. Следовательно, мы должны быть готовы к появлению таких машин на наших трассах.

– Какую долю из объектов, находящихся в ведении госкомпании, составляют автодороги и их участки, используемые на платной основе?

– Общая протяженность дорог, находящихся в ведении госкомпании «Автодор», составляет 2860 км.

В настоящее время в платном режиме эксплуатируются восемь участков: шесть – на трассе М-4 «Дон», один – это новый выход на МКАД с автодороги М-1 «Беларусь» и один участок, платная эксплуатация которого началась 21 сентября, в обход города Вышний Волочек на новой скоростной автодороге М-11 «Москва – Санкт-Петербург». До конца этого года платный режим начнется и на втором построенном участке трассы М-11 от МКАД до Солнечногорска. Таким образом, общая протяженность платных участков на автодорогах государственной компании «Автодор» составит 385 км.

Ежегодно количество автомобилистов, выбирающих платные дороги, увеличивается. Так, в 2013 году по платным участкам автодороги М-4 «Дон» проехало 26 млн автомобилей, в 2014 году этот показатель составлял уже 39,5 млн. Рост интенсивности движения на платных участках был обусловлен увеличением количества легковых автомобилей: 78,2% в общем объеме трафика, или 30,0 млн транспортных средств, против 70%, или 18,2 млн, в 2013 году.

Комфорт, скорость и безопасность привлекают на платные участки не только автомобилистов, но и крупных перевозчиков. Они отмечают, что на платных участках федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» компании не только экономят время в пути, но и избегают убытков от хищений грузов, неизбежных на неохраняемых отечественных дорогах.

– Как известно, стоимость проезда на платных участках может различаться. Каким образом она определяется? От чего зависит уровень цен?

– Для расчета размера платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам выбран вариант тарифной политики, учитывающий необходимость адаптационного периода для привыкания пользователей к новой в нашей стране услуге – платная дорога. Данная система предусматривает установление в начальный период (2010 – 2011 годы) тарифных ставок в размере 1 руб/км для легковых автомобилей на реконструированных участках дорог и 1,5 руб/ км – на новых участках.

Размер тарифов на строящихся в рамках концессионных соглашений участках автомобильных дорог государственной компании устанавливается концессионером в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Начиная с 2011 года «Автодор» имеет право осуществлять ежегодную (по итогам каждого прошедшего года) индексацию тарифов в пределах инфляции.

Для удобства пользователей при определении стоимости проезда по участку автомобильной дороги производится ее округление до 5 и 10 руб. в зависимости от суммы, что также влияет на различие тарифов на разных платных участках.

– Часто приходится слышать, что несовершенство конкурсной системы приводит к тому, что в тендерах могут победить недобросовестные компании, не имеющие достаточного опыта и профессионализма. Как вы считаете, меняется ли сегодня эта ситуация?

– Закупочная деятельность государственной компании «Автодор» регулируется нормами Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Они направлены на обеспечение соблюдения основополагающих принципов закупочной деятельности и полной прозрачности.

Вопросы, связанные с установлением требований к участникам закупки и критериев отбора победителей, относятся к предмету регулирования положений о закупках (в случае государственной компании – порядка закупочной деятельности, утвержденного наблюдательным советом государственной компании) и документации о закупке.

Государственная компания «Автодор» устанавливает и эффективно применяет требования к участникам закупки и критерии отбора победителей исходя из предмета договора, на право заключения которого проводится конкурентная процедура для выбора лучшего исполнителя, который качественно и в срок выполнит необходимые работы.

Требования к участникам закупки подразделяются на общие, применяемые вне зависимости от предмета закупки, и квалификационные (квалификация и опыт участника), которые «Автодор» устанавливает исходя из специфики договора.

Критерии таких конкурентных процедур, как конкурсы, также имеют свою дифференциацию, прежде всего на количественные критерии, предусматривающие формализованный алгоритм расчета и сопоставления предложений, содержащихся в заявках участников конкурса, и качественные критерии, связанные с оценкой полноты, обоснованности и эффективности технических, инновационных, стоимостных, финансовых, организационно правовых и иных предложений участника конкурса. Сбалансированное соотношение данных критериев позволяет выбрать лучшее предложение и, соответственно, лучшего исполнителя по договору. Данный подход обеспечивает возможность выбора добросовестного контрагента, а не организации однодневки.

Все конкурсные процедуры, касающиеся реализации крупных проектов, мы проводим в открытом режиме в присутствии участников рынка, общественных организаций, ведущих российских средств массовой информации.

– Развитие дорожной инфраструктуры может стать локомотивом, который способен дать новый импульс развитию экономики, потянуть за собой другие отрасли. Согласны ли вы с этим утверждением?

– Дорожная отрасль является одной из наиболее капиталоемких отраслей экономики. Те механизмы, которые мы создаем, новые подходы в управлении уже проецируются на другие отрасли в нашей стране. Инновационные материалы и технологии, которые применяются в дорожной отрасли, являются сильным катализатором для внедрения новых технологий во всех сопредельных областях, побуждая производителей материалов и оборудования, разработчиков технологических решений продвигать через дорожную отрасль новые разработки, что, безусловно, способствует укреплению экономики страны.


Назад в раздел
ОЭКМИЦМосгазГлавУПДК
РоссийскийФонд