НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Вопреки надвигающемуся кризису. Горожан ожидает рост зарплат, а власти – поиски новых источников бюджетных доходов


Правительство Москвы одобрило прогноз социально-экономического развития Москвы на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов, а также разработанный на его основе проект городского бюджета. В ходе обсуждения Мэр Москвы Сергей Собянин признал, что в ближайшие годы сохраняются серьезные риски снижения доходов из-за нестабильности в глобальной экономике и колебания цен на энергоресурсы, поэтому проект бюджета-2013 получился достаточно напряженный. Для его безусловного исполнения потребуется проводить взвешенную финансовую политику.


Умеренно-оптимистический прогноз

Как известно, плановые прогнозы экономического развития у нас базируются на главном показателе – уровне цен на нефть. Бюджет этого года рассчитывался, исходя из показателя 109 дол. за баррель. В будущем году из-за разворачивающегося кризиса цена нефти упадет предположительно до 97 дол., потом должен последовать небольшой рост, и к 2015 году она может стоить 104 дол. Таков умеренно-оптимистический прогноз, на основе которого исполнительная власть Москвы планирует свои доходы и расходы на предстоящие три года.

Такой прогноз означает, что доходы городской казны упадут, следовательно, чтобы реализовывать масштабные планы в области транспортной инфраструктуры и осваивать присоединенные территории, городу придется позаботиться об увеличении доходной части бюджета. Сделать это предполагается в первую очередь за счет усиления налоговой дисциплины.


Укрепление налоговой дисциплины

Как сообщил руководитель Департамента экономической политики и развития Максим Решетников, уже в IV квартале этого года планируются рейды с участием полицейских и налоговиков для выявления хозяев квартир, сдающих их в аренду, не уплачивая подоходный налог. А участковые инспектора и старшие по подъездам начнут сбор информации о сдаваемых квартирах и их собственниках. Для этого власти подписали соглашение о совместных действиях с МВД и ФНС.

По словам г-на Решетникова, от того, что город до сих пор смотрел на уход от налогов при сдаче жилья внаем сквозь пальцы, бюджет ежегодно лишался 5 млрд руб. По оценке специалистов Департамента жилищной политики и жилищного фонда, сейчас в Москве доля жилых площадей, которые сдаются внаем с использованием «серых» или «черных» схем, превышает 90%. Постоянно сдается минимум 100 тыс. квартир, на каждой из которых владельцы зарабатывают в среднем по 30 тыс. руб. в месяц.

По закону, средства, получаемые от сдачи квартиры внаем, должны облагаться 13%-ным подоходным налогом. Чтобы уплатить налог, придется подать налоговую декларацию. При этом налоговая инспекция вправе потребовать подтвердить размер доходов документами, то есть предоставить договор с нанимателем, выписку со счета, на который поступают арендные платежки, или акты приема-передачи денежных средств, если оплата осуществляется наличными.

Что же до бюджетных расходов, то город не собирается напрямую сокращать расходы на социальную поддержку населения, но впредь будет следить, чтобы ее получали именно те, для кого она предназначена.


Расходы на социальную сферу

Социальная политика остается, наряду с совершенствованием транспортной инфраструктуры, приоритетным направлением бюджетной политики. В бюджете на следующий год заложено сохранение социальных выплат на том же уровне, что и в нынешнем году. Фактически это означает, что расходы на социальную сферу увеличатся.

Стабильно растет и в ближайшие годы, согласно прогнозу, будет расти впечатляющими темпами доля детей в городском населении. Так, к 2015 году число учащихся средней школы вырастет на 50 тыс. человек, а детей 3–7 лет – на 60–70 тыс. по сравнению с уровнем 2011 года. И это заставляет городские власти все больше внимания уделять финансированию системы образования. По словам Максима Решетникова, в прежние годы доля средств, выделявшихся на эти цели, была у нас катастрофически низка по сравнению с экономиками сопоставимых городов мира. И в ближайшие годы власти намерены резко увеличить финансирование этой сферы. За последние два года расходы на образование в Москве уже выросли с 2,3 до 2,6% ВРП, то есть на 15%.

С другой стороны, происходит и неуклонное увеличение доли пенсионеров. Только в начале года их было зарегистрировано 2,654 млн, а до 2025 года Москва потеряет свыше 1 млн трудоспособных граждан. Вместе с тем отмечается снижение смертности и рост продолжительности жизни. Соответственно, неизбежен рост с 24 до 26% доли населения в возрасте старше трудоспособного. И она будет ежегодно увеличиваться на 60–70 тыс. человек.

Поскольку Москва обеспечивает своим пенсионерам самый высокий в стране социальный стандарт, это создает феномен миграции нетрудоспособного населения. Пенсионеры из провинции едут к своим устроившимся в столице детям, чтобы получать московские надбавки к пенсиям, дополнительные выплаты и преференции.

И чтобы расходы на их содержание не стали неподъемной ношей для бюджета, городские власти планируют ввести «ценз оседлости». Чтобы пользоваться московскими льготами и надбавками, пенсионер должен иметь в столице постоянную регистрацию не менее 10 лет. Но данное ограничение не будет распространяться на тех, кто получал городской социальный пакет до 1 января 2013 года, пообещал Максим Решетников.

Из складывающейся ситуации выход все тот же – дисциплина плюс оптимизация. Например, город продолжит выделять субсидии малообеспеченным категориям населения на оплату ЖКУ, но перестанет дотировать предприятия ТЭК, чтобы тариф для населения был ниже экономически обоснованного. На это, по словам главы Департамента экономической политики и развития, ежегодно расходуется из бюджета 40 млрд руб.

С другой стороны, 10 млрд руб. напрямую выплачивается городом ресурсоснабжающим организациям за льготников, а еще примерно столько же – самим горожанам, у которых расходы на ЖКУ превышают 10% дохода. Эти выплаты, в отличие от субсидий, производителям тепловой энергии в Департаменте экономической политики и развития признают обоснованными и намерены сохранить.


Параметры бюджета

Если же говорить о параметрах бюджета-2013, то доходы планируются в объеме 1,495 трлн руб., расходы – 1,695 трлн, а дефицит останется на нынешнем уровне – около 200,4 млрд руб. Уровень дефицита довольно значителен – 13,4% уровня расходов, что ставит Правительство Москвы перед выбором: либо прибегать к заимствованиям, либо пытаться найти новые источники доходов. Кроме вышеупомянутого решения «квартирного вопроса» планируется, например, ужесточать штрафные санкции. Уровень доходов города от уплаты штрафов должен к 2015 году удвоиться.

Кроме того, при обсуждении бюджета на заседании Правительства Москвы одним из важных факторов экономии бюджетных средств Мэр назвал систему размещения государственного заказа.

Дефицит бюджета в 2014 году составит 172,9 млрд руб., а в 2015-м – 195 млрд. Это тоже многовато, но вполне в пределах максимально допустимого Бюджетным кодексом уровня (15%). В реальности же за счет того, что субъектам Федерации предоставлено право привлекать на покрытие бюджетного дефицита средства от продажи принадлежащих им пакетов акций и остатки средств на счетах, его реальный размер не превысит и 8%.

Как и в предыдущие годы, основную долю доходов составляют налоги. В 2013 году – 92%. Основных среди них – три: налог на прибыль организаций (более 41%), налог на доходы физических лиц (около 43%) и налог на имущество организаций (около 7%).

Неналоговые доходы в общем объеме составят около 8%. Из них наиболее крупные – доходы от аренды земли (около трети всех неналоговых доходов), от аренды городского имущества (примерно 20%), от продажи имущества (8,8%) и средства, получаемые за счет штрафов и возмещения ущерба (8,6%).

В проекте бюджета учтены поступления доходов с присоединенных территорий.

В 2013 году они составят 12 млрд руб.-- При этом расходная часть бюджета формируется теперь в соответствии с программно-целевым подходом по 16 городским утвержденным программам. Итоги первого года реализации программного принципа в 2012 году показали его высокую эффективность с точки зрения исполнительской дисциплины и контроля достижения показателей, обозначенных в программах.

Уже сегодня не относящиеся к этим 16 программам расходы составляют чуть больше 8% общего объема расходной части бюджета, причем половину их составляют расходы, относящиеся к сфере, где еще не утверждена соответствующая программа, – к охране окружающей среды. К следующему бюджетному циклу московские власти рассчитывают окончательно минимизировать объем таких расходов, которые будут состоять в основном из резервного фонда и отдельных направлений субвенций и субсидий, то есть межбюджетных трансфертов.

По приоритетным направлениям город не только не сокращает, но и наращивает расходы. Одним из таких приоритетов, наряду с исполнением социальных обязательств, является совершенствование транспортной инфраструктуры. В 2013 году из 1,5 трлн руб. расходной части бюджета треть (460 млрд) составят расходы на адресную инвестиционную программу.

При этом 2/3 ее ресурсов будут направлены именно на эти цели. Половина пойдет на строительство метро, а другая – на прокладку и реконструкцию дорог и закупку нового подвижного состава для наземного общественного транспорта.

В 2013 году АИП предусматривает ввод семи станций и 14 км линий метро. Должна быть в целом завершена реконструкция Варшавского, Каширского шоссе и Большой Ленинградки. Начнется активная реконструкция двух других вылетных магистралей – Ленинского и Волгоградского проспектов. На строительство социальных объектов и муниципального жилья в программе предусмотрено 108 млрд руб.

Будет построено 25 новых детских садов, девять школ, пять пристроек к школам, четыре поликлиники и 678 тыс. кв. м муниципального жилья. На возведение большинства этих объектов уже заключены контракты с подрядчиками, и их проекты прошли все необходимые согласования.

Характерной особенностью бюджета станет децентрализация бюджетных полномочий. Сформирован фонд социально-экономического развития районов в размере 5 млрд руб. – средства, которые будут расходоваться по решениям районных советов депутатов. С ними же будут согласовываться и сметы на благоустройство дворов, парков и капитальный ремонт жилья по соответствующим городским программам.


Насколько вырастет зарплата москвича

При этом, несмотря на умеренно оптимистичный характер прогноза социально-экономического развития Москвы на 2013–2015 годы, горожан ожидает существенный рост доходов. Средний уровень заработной платы москвича вырастет на 40% (с 50–51 тыс. на конец 2012 года до 68 800 в 2015-м). Это выше нынешней средней по России зарплаты в 1,8 раза.

Несмотря на угрозу того, что и до нашей столицы может добраться мировой кризис, уровень безработицы здесь, согласно прогнозу, останется чрезвычайно низким – 0,7% общей численности экономически активного населения в 2013 году, а в 2014–2015 годах и того меньше – 0,6 %.

Уровень бедности, измеряемый как отношение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общему числу москвичей, по прогнозу, также должен планомерно снижаться – в среднем на 0,15% в год. При этом прожиточный минимум на душу населения в Москве будет постоянно расти и к 2015 году достигнет 12 071 руб. И при любом сценарии развития макроэкономической ситуации темпы роста экономики города будут пусть и не очень высокими, но достаточно стабильными (4–4,5% в год).

Одна из причин падения доходов бюджета – изменения в налоговом законодательстве по консолидированным группам налогоплательщиков. Они лишают городскую казну так называемой углеводородной ренты, то есть доходов от торговли нефтью и газом. Рента, которую платили городу нефтяные компании, ушла из бюджета уже сегодня, а поступлений от торговли газом он лишится в течение ближайших пяти лет.

Все это приведет к падению доходов городской казны примерно на 150 млрд руб. к 2015 году, то есть к потере 10% доходной части бюджета. Уже в этом году оценка доходов, которую внесли при правке бюджета весной, снизилась на 85 млрд руб.


Как восполнить потери бюджета

Восполнить эти потери, а также потери от неблагоприятной мировой конъюнктуры Правительство Москвы рассчитывает за счет реиндустриализации, создавая в городе новые эффективные производства.

В сфере промышленности запущен ряд проектов, реализация которых должна принести отдачу уже в ближайшей перспективе. Речь идет об особой экономической зоне технико-внедренческого типа в Зеленограде, в развитии которой город будет принимать участие наряду с Министерством экономического развития. Там уже подготовлены обширные площадки со всей необходимой инфраструктурой, которые позволяют инвесторам начать их быстрое освоение.

Другим проектом станет территория инновационного развития «Москвич», где создана вся необходимая инфраструктура, имеется комплекс недвижимости, который сейчас насыщается предприятиями. Город сотрудничает с госкорпорацией «Роснанотех» над созданием современного высокотехнологичного производства на территории ЗИЛа и оказывает поддержку крупным частным предприятиям, на которых занято значительное количество москвичей, таким как «Автофрамос» и МНПЗ. В городе происходит реновация и реконструкция старых промзон, и политика направлена на то, чтобы на их месте создавались новые обрабатывающие производства, инновационные и научно-прикладные центры. За счет этого, как рассчитывают городские власти, уже в ближайшее время должен произойти рост объемов производства на 3–4%.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосинжпроектГеопроектизысканияГераСатори
СбербанкФонд