НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Здоровая система. На форуме «Госзаказ – ЗА честные закупки» обсудили проблемы закупок в сфере здравоохранения


В начале апреля в Москве прошел XIII Всероссийcкий форум-выставка «Госзаказ – ЗА честные закупки». В рамках этого мероприятия много времени уделили проблемам закупок в здравоохранении.

Современное отечественное медицинское оборудование и прочие достижения российской медицины можно было увидеть на выставке форума. Экспозиция оказалась настолько захватывающей, что чиновники разных рангов, руководители профильных (и не профильных) министерств и ведомств задерживались здесь надолго.

Кроме того, в рамках форума-выставки прошли пленарные заседания и дискуссии по проблемам ценообразования в здравоохранении (что влияет на стоимость лекарств), импортозамещения, закупки и эксплуатации медицинского оборудования и средств реабилитации. Это был откровенный разговор, в котором приняли участие не только медики, но и представители Общероссийского народного фронта, депутаты Госдумы РФ, ФАС России, руководители Министерства здравоохранения РФ.

– Тема форума исключительно актуальна – борьба с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств, – сказала Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. – Необходимость решения данной проблемы стоит и перед здравоохранением страны. Поэтому одной из задач, которые ставит перед собой Минздрав России, является обеспечение прозрачности закупок, развитие конкуренции для обеспечения эффективного расходования выделенных государством средств в интересах защиты жизни и здоровья пациентов.

Тема актуальна еще и потому, что сегодня программа развития здравоохранения эволюционирует, к тому же надо учитывать ее нынешнюю нацеленность на импортозамещение – как гарантию эффективности отрасли.

Выступая на одном из пленарных заседаний в рамках форума, первый заместитель Министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян отметил, что здравоохранение – одна из жизнеобразующих отраслей, а эффективное использование бюджетных ресурсов – один из резервов системы здравоохранения.

– Наши надежды в ценообразовании связаны и с импортозамещением, – отметил он. – Те разработки, которые еще в прошлом году не могли внедрить, сегодня на выставке уже представляют собой действующую технику, на которой можно работать, она уже знакома медикам и пациентам. На нас работает и правило «третий лишний», когда при наличии двух отечественных поставщиков иностранцы не допускаются к участию в торгах.

Еще год назад руководитель Департамента здравоохранения
города Москвы Алексей Хрипун отмечал: если ограничения на госзакупки коснутся более широкого спектра импортной медицинской аппаратуры, расходных материалов и лекарств, столичное здравоохранение не пострадает в ближайшее время. Потому что за последние несколько лет ресурсная часть здравоохранения Москвы очень окрепла. В медклиники города в этот период поставили около 100 тыс. единиц медицинского оборудования. Срок его работы может составлять даже не один десяток лет: есть время для импортозамещения.

И вот слова руководителя департамента подтверждаются. На выставке в рамках форума мы увидели немало новой медицинской аппаратуры отечественного производства, которая уже находится в работе. В том числе и в московских медучреждениях. Жизнь показала: мы выбрали верное направление.

По словам Алексея Хрипуна, поликлиники столицы имеют сегодня все ресурсы, чтобы поставить любой диагноз, москвичи уже привыкают к тому, что медучреждения города становятся современными, оснащенными, технологичными.

На недавнем заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам курс Правительства Москвы в вопросах здравоохранения, по сути, получил одобрение на высшем уровне. Даже один из аспектов говорит о многом. По информации руководителя Департамента здравоохранения Алексея Хрипуна, в 2015 году высокотехнологичную медицинскую помощь оказывали 32 московских стационара, а в 2016-м – уже 39 больниц оказывают такую помощь по 20 профилям. Количество получивших высокотехнологичную медицинскую помощь составило 100 тыс. человек в год. Это практически втрое больше по сравнению с 2011 годом. Понятно, что так работать позволяет современное оборудование и технологии. В том числе и успешно внедряемые отечественные.

Руководители Минздрава РФ отмечают один из главных успехов – создание информационно-аналитической системы, которая уже запущена в тестовом режиме. Такая система сможет контролировать ценообразование в регионах при осуществлении закупок. Это разработка специалистов Минздрава РФ, Ростеха, ФАС России и других ведомств. Предполагается, что в промышленную эксплуатацию она вступит уже с нового года, что позволит следить за ценами на медицинские изделия, препараты в любой точке России.

Видеть эти цены смогут и губернаторы, и такие ведомства с
контрольными функциями, как, например, федеральное казначейство. Для заказчика это может стать хорошим сберегающим механизмом. Но не только это отмечали эксперты: речь идет одновременно и о поддержке соответствующей отрасли, соответствующих отечественных производств.

На пленарном заседании обсудили много важных для закупок в здравоохранении тем. Это непосредственно контроль закупок лекарственных средств, а также оценка эффективности препаратов при подготовке решения о закупках, стоимость лекарственной технологии в рамках процесса ценообразования. Поднимались вопросы о справочнике цен, о референтных ценах.

По словам депутата Госдумы РФ, координатора Центра Общероссийского народного фронта по мониторингу качества и доступности здравоохранения, члена Центрального штаба ОНФ Николая Говорина, информация, размещенная заказчиками по закупкам лекарств и медоборудования, говорит, что они занимают 2-е место по объему бюджетных трат. Вместе с тем, по данным Счетной палаты, по итогам 2014, 2015 и 2016 годов эффективность закупок невысокая, экономия составляет всего 6–7%. Не удалось полностью избавиться от коррупционных рисков, до сих пор не принят каталог товаров, работ и услуг. К системным проблемам эксперт также отнес некорректное описание объекта госзакупок, объединение в один лот разных препаратов и некоторые другие.

Если возвращаться к теме высоких технологий, инноваций в здравоохранении, то стоит остановиться на позиции руководителя Федерального медикобиологического агентства Владимира Уйбы. Он отметил, что в Законе 44-ФЗ не прописаны преференции для инноваций. Чтобы удешевить покупку, регулятор предлагает находить аналоги. Однако инновации не могут быть аналогами: инновация всегда прорыв.

А еще на форуме в рамках обсуждения проблем закупок в здравоохранении рассматривалась возможность не покупки,
аренды медицинского оборудования. Это когда владельцем техники является поставщик, а покупаются только услуги. Такая схема может позволить не зависеть от наличия или отсутствия средств в бюджете.

Важный вопрос затронул в своем выступлении заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Дмитрий Готовцев. Он отметил: для более эффективного расходования бюджетных денег контракт надо заключать на длительный срок, а бюджет при этом утверждается на три года, поэтому о долгосрочности можно говорить только в рамках государственных программ.

В ходе еще одного мероприятия – дискуссии по совершенствованию механизмов закупок лекарственных средств и медицинского оборудования – участники продолжили поднимать острые вопросы в сфере закупок для здравоохранения. В спорах, как известно, рождается истина. А она работает на пользу пациентов, медицинской отрасли, государства в целом.


Назад в раздел
МосинжпроектГеопроектизысканияКапиталМД-групп
СтройИнвест-3ДоркомэкспоРоссийскийСбербанк