НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Что принесет новый год. Главный экономист Москвы уверен, что в 2013 году начнется переход городской экономики на новый уклад


Новая модель хозяйствования предусматривает ориентацию на инновации, создание высокотехнологичных производств и привлечение интеллектуальных, высококвалифицированных кадров из регионов и зарубежья. Уже в этом году городскими властями будет создана инфраструктура, обеспечивающая сопровождение инвестиционных проектов, а также начнется внедрение такой формы частно-государственного партнерства, как концессионные соглашения. Об этом и многом другом рассказал руководитель Департамента экономической политики и развития Максим Решетников.


В промышленности

Процесс трансформации промышленного производства связан с реорганизацией производственных территорий, часть которых будет использована для нужд градостроительного развития, а на оставшихся будут создаваться промзоны новейшего типа для предприятий из сферы высоких технологий. К 2017 году в Москве появятся 5 индустриальных парков, 10 технополисов и столько же технопарков. В настоящее время в Правительство Москвы поступили три заявки от организаций на создание технопарков, которые планируется открыть уже в 2013 году.

В технополисах будут размещаться научно-исследовательские и проектные организации, в технопарках – внедренческие инновационные предприятия с мелкосерийным производством, а на территории индустриальных парков – высокотехнологичные предприятия с массовым серийным производством. По словам Максима Решетникова, город намерен уйти от структуры экономики, основу которой создавали налоги, получаемые от сырьевых компаний, непродуманное строительство жилья и нежилой недвижимости и посредническая торговля. Такая структура эксплуатировала городскую среду, приводила к диспропорциям в градостроительном развитии и негативно влияла на экологию города.

В 2012 году удалось добиться серьезного увеличения притока инвестиций в производственный сектор. Заметным событием стало завершение реконструкции НПЗ в Капотне, который дает около 40% объема промышленного производства города. Городские власти способствовали реализации этого проекта, изменив порядок взимания платы за застройку городской территории по договорам земельной аренды. В минувшем году была также проведена модернизация производства и на «Автофрамосе», в результате чего заметно выросли объемы выпускаемой продукции.

В 2013 году должно завершиться создание инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Зеленограде. На эти цели из бюджета города в минувшем году было выделено 3,5 млрд руб. Также будет создана система сопровождения инвесторов крупных и средних проектов. По словам главы департамента, ее механизм позволит сделать прозрачными взаимоотношения города с инвесторами. Каждый инвестор

будет иметь четкое представление, к кому он может обратиться и по поводу проблем, возникающих при реализации проекта, в какие сроки его обращение будет рассмотрено, когда его вопрос решат.

Система сопровождения будет завершена до конца 2013 года, а первые результаты в департаменте рассчитывают получить еще до конца первого квартала.

Чтобы направить развитие промышленности намеченным курсом, Правительство Москвы в целях развития принятого в минувшем году городского Закона о поддержке научной деятельности утвердило предоставление на 10 лет налоговых льгот для резидентов высокотехнологичных промзон новейшего типа. Так, базовая ставка налога на прибыль для них опустится с 18 до 13,5%, а налог на имущество организаций, который сегодня составляет в столице 2,2%, будет вообще отменен. Собственники участков под промзонами, которые пожелают заняться их модернизацией и управлением, получат послабления и в налоге на землю – он снизится с нынешних 1,5% до 0,01%.

Все эти льготы будут действовать в течение 10 лет с момента предоставления организации статуса управляющей компании или резидента промзоны.

Льготы достанутся не всякому проекту, который назовется технопарком или технополисом. Иначе такие громкие имена присвоят обычные офисные центры. Примеры тому уже имеются. Например, в поселке Румянцево возводится объект, именующийся технопарком, а на самом деле состоящий лишь из офисных либо торговых площадей. Так что рассматривать заявки соискателей будет специальная комиссия под руководством заместителя Мэра по экономическим вопросам Андрея Шаронова. Владельцы недвижимости в промзонах должны представить предложения по развитию на своих площадках высокотехнологичных и инновационных производств и созданию новых рабочих мест. Ближайшими кандидатами на получение льгот стали территория инновационного развития «Москвич» и технопарк «Строгино».

Однако переход к новой экономической модели город не может осуществить лишь за счет собственных средств. Реализация проекта потребует максимально широкого привлечения частных инвесторов, для чего предполагается задействовать механизмы частно-государственного партнерства. В первую очередь это концессионные соглашения.


В социальной сфере

Город, по словам Максима Решетникова, намерен способствовать созданию детских садов и медицинских центров, привлекая частный капитал. Для этого он будет отдавать в аренду на льготных условиях свою нежилую недвижимость под частные учреждения дошкольного образования и здравоохранения, а также использовать механизм концессии для строительства инвесторами детских садов, которые затем будут передаваться им в управление на условиях концессионных соглашений.

По условиям конкурса, под концессию предоставляются 4 участка. На двух предполагается снос и новое строительство зданий под дошкольные учреждения, два участка пустуют. За полтора года на всех этих участках силами частных компаний предполагается возвести детские сады.

Срок концессии – 16,5 лет. Главная сложность в том, чтобы совместить интересы банков, которые профинансируют проект, с привлечением управленцев, способных его реализовать.

При этом город накладывает на концессионеров определенные ограничения.

Так, 80 воспитанников концессионного детского сада должны быть детьми жителей с постоянной регистрацией в городе, а примерно четверть – очередниками, которых будут принимать по направлениям Департамента образования и за которых заплатит городской бюджет. Прием заявок на все концессионные конкурсы по детским садам завершился в конце января. Итоги будут подведены в апреле.

Систему же передачи в концессию частному капиталу городских больниц сейчас начинают отрабатывать на пилотном проекте в городской больнице № 63 на улице Дурова. В дальнейшем московские власти собираются привлечь к концессионным соглашениям в области медицины и западных операторов.


В строительстве

Что же касается пересмотра инвестиционных контрактов, заключенных до 2010 года прежним руководством города, то из них продолжится реализация лишь тех, которые учитывают интересы города. Большинство же контрактов было ориентировано лишь на застройку территории, без учета потребностей градостроительного развития. Так, напомнил Максим Решетников, с 2007 по 2009 год в городе было введено в строй 11,5 млн кв. м жилья, а новых дорог проложено лишь… 15 км.

По линии комплекса экономической политики в 2012 году была прекращена реализация 250 контрактов. В результате городу было возвращено почти 600 га.

Часть их вновь будет выставлена на земельные аукционы или использована для объектов транспортной инфраструктуры.

Оставшиеся после пересмотра проектов на ГЗК объекты инвестиционного строительства не разрушают городскую инфраструктуру, а, напротив, в перспективе должны повысить качество городской среды. Около 100 контрактов были в 2012 году завершены, а построенные в результате их реализации объекты вовлечены в хозяйственный оборот.

В 2012 году ГПЗУ было выдано почти на 19 млн кв. м, что на 46% больше, чем в предшествующем году. При этом объем инвестиций в основной капитал в Москве за 2012 год вырос на 18%. Лишь треть из них пришлась на бюджет, а остальное – на частные инвестиции. Это, по словам руководителя департамента, свидетельствует об успешном экономическом развитии нашего города.


В бюджете

Говоря об итогах развития экономики города в 2012 году, Максим Решетников отметил, что рост ВРП Москвы составил 2,5%.

– На фоне страны это, может быть, и немного, но для постиндустриального города, каким является Москва, – совсем неплохо, – считает он.

До кризиса 2008 года Москва тоже демонстрировала заметные темпы роста, но в тот период они были связаны с бумом инвестиционного строительства. Сейчас же город демонстрирует рост принципиально иного качества.

Уровень инфляции в Москве в 2012 году составил 6% (в 2011 году инфляция в городе составила 8,4%), при этом рост зарплат составил 12%, а в бюджетном секторе – 17%. Существенно увеличился объем финансирования социальной сферы, учреждений образования и здравоохранения. Выросла эффективность работы специалистов бюджетного сектора.

При этом в целом штат бюджетников не уменьшается. Новые специалисты здесь нужны из-за улучшения демографической ситуации, отметил глава ДЭПР.

В реализации своих планов власти города рассчитывают не только на собственный бюджет и частные инвестиции, но и на поддержку федерального центра.

В частности, Министерство транспорта должно выделить в текущем году Москве 15,1 млрд руб. на реконструкцию Можайского шоссе и прокладку Северо-Восточной хорды.


В ЖКХ

В 2013 году тарифы ЖКХ повысятся в июле в среднем на 9,7%. Это самый низкий показатель ежегодного роста стоимости услуг ЖКХ за 20 лет. На протяжении 2012 года он составил в среднем 11,4%. По словам Максима Решетникова, власти в этом году достаточно жестко подошли к заявкам монополистов, отклонив все предложения о повышении цен, которые не связаны напрямую с повышением надежности ресурсоснабжающих систем и не обусловлены объективными издержками.

В столице субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают 580 тыс. семей. К ним относятся те, кто на услуги ЖКХ тратит более 10% своих доходов, в то время как на федеральном уровне эта планка установлена на уровне 22%. На эти цели правительство столицы в 2013 году выделит более 10 млрд руб.

Помимо этого еще 12,4 млрд руб. будет выделено на обеспечение льготами 3,5 млн москвичей. Предоставление жилищных субсидий в Москве осуществляется через ГКУ Городской центр жилищных субсидий. А в 2012 году у жителей столицы появилась возможность оформления субсидий и через районные многофункциональные центры. Те осуществляют прием необходимых для этого документов, а сама субсидия перечисляется непосредственно ГКУ ГЦЖС гражданам на их счет в любом коммерческом банке, который они укажут в документах.

Еще одной характерной особенностью проводимой городом экономической политики станет повышение самостоятельности органов местного самоуправления, в том числе и в вопросах расходования выделяемых им средств. Муниципалитетам 125 районов выделено из бюджета 5 млрд руб., которые они могут потратить, согласовав с жителями, на благоустройство своих территорий. Они смогут добавить и средства, вырученные за счет создаваемых платных парковок, а также деньги, собранные в виде налогов на доходы от сдачи в аренду частных квартир и плату за патенты на оказание услуг, приобретаемые индивидуальными предпринимателями. Наконец, в распоряжение органов местного самоуправления поступят также штрафы, которые платят подрядные организации за некачественно выполненные работы.


Текст: Дмитрий Ильин


Назад в раздел
КапиталМосводоканалМоскапстройМосинжпроект
ШвабеЦентр