ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Запад развивается успешно. Народные парки, новые магистрали и реорганизация промзон


Запад столицы традиционно считается самым престижным и экологически благополучным округом столицы. Несмотря на высокий статус, у территорий имеются и свои проблемные точки – это транспортная доступность районов Солнцево и Ново-Переделкино, расположенных за МКАД, а также интеграция в городскую среду присоединенных к округу территорий инновационного центра Сколково и будущего Международного финансового центра в Рублево-Архагельском. О достижениях и проблемах Западного административного округа (ЗАО) в интервью корреспонденту «Московских Торгов» рассказал префект ЗАО Алексей Александров.

– Алексей Олегович, какие мероприятия пройдут в ЗАО на День города, как в вашем округе будут отмечать праздник?

– В выходные дни 5–6 сентября Западный административный округ вместе со всей столицей будет отмечать главный городской праздник. В ЗАО запланировано проведение культурно-массовых, спортивных и благотворительных мероприятий. Они пройдут на открытых городских площадках, в парках округа, в досуговых учреждениях, в музыкальных школах и детских школах искусств, в территориальных центрах социального обслуживания и библиотеках.

В первый день праздника, 5 сентября, центральным событием в Западном округе станет грандиозное зрелищное мероприятие и народные гуляния в парке Победы на Поклонной горе. Менее масштабными, но не менее интересными будут праздничные программы, которые начиная с 13:00 и до позднего вечера пройдут в ПКиО «Фили», на площадке возле кинотеатра «Брест» на Ярцевской улице и в Олимпийской Деревне. Возле ДК «Рублево» в Кунцеве состоится «Рублевский карнавал», на улице Скульптора Мухиной в Ново-Переделкине проведены праздничная программа «Великой Родины истоки» и фестиваль творческого досуга, а в парковой зоне района Солнцево на улице Богданова развернется «Солнечный город».

Празднование Дня города продолжится 6 сентября. Развлекательные программы в парке Победы, на площадке возле кинотеатра «Брест» и в Олимпийской Деревне будут проходить с 13:00 до 19:00. В полдень в парке Победы Центр физической культуры и спорта Западного округа проведет соревнования по бегу на лыжах-роллерах, по армрестлингу, шахматам, дартсу, стритболу, мини-гольфу, семейному спорту. В библиотеках округа пройдут видеопоказы фильмов о Москве, будут открыты выставки книг, посвященных столице нашей Родины.

– Основной приоритет развития городской инфраструктуры сегодня – транспортное строительство: прокладка новых линий метрополитена, дорог, реконструкция развязок. Как идет строительство западного участка Калининско-Солнцевской линии метрополитена?

– В настоящее время на территории округа активно строится участок с тремя станциями: «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки». Его планируется ввести в строй в следующем году. Он обеспечит доступ к метро для жителей районов Очаково-Матвеевское, Тропарево-Никулино. В дальнейшем планируется продление Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции «Раменки» в районы Солнцево и Ново-Переделкино и строительство электродепо на территории промзоны «Солнцево». В 2017 году должен быть введен в строй участок Калининско-Солнцевской линии протяженностью 14,2 км от станции «Раменки» до станции «Ново-Переделкино» и построено еще семь станций: «Мичуринский проспект», «Озерная», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе» «Ново-Переделкино» и «Рассказовка» и электродепо в Солнцеве.

Для жителей районов Ново-Переделкино и Солнцево новые станции станут настоящим спасением. В этих двух районах проживает около 300 тыс. человек, которые сегодня с учетом пробок в часы пик более часа добираются до перегруженной станции «Юго-Западная».

В 2018 году должен быть введен в эксплуатацию Юго-Западный участок Третьего пересадочного контура от станции «Кунцевская» до «Проспекта Вернадского». Здесь запланировано строительство четырех станций: «Давыдково», «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского».

– Если брать дорожное строительство, то по территории округа должна пройти первая внутригородская платная магистраль, построенная инвесторами, – северный дублер Кутузовского проспекта. На какой стадии находится этот проект?

– Строительство северного дублера Кутузовского проспекта начнут в 2017 или 2018 году. Сейчас инвестор занимается проектированием участка, этот этап должен завершиться в 2016 году. Платная скоростная магистраль протяженностью 11 км станет продолжением платной трассы в обход Одинцова и пройдет от Молодогвардейской транспортной развязки до ММДЦ «Москва Сити» вдоль Смоленского направления Московской железной дороги. По условиям заключенного концессионного соглашения, дублер должен быть как минимум четырехполосным. Более точные параметры станут известны после завершения проектирования. Ранее сообщалось, что частные инвестиции в проект составят около 40 млрд руб. Окупать их предполагается за счет платы за проезд по дублеру, максимальный размер которой будет определять город. Бюджетные средства при реализации проекта потратят только на изъятие земель под строительство. При ее строительстве будет учтен опыт Ниццы, где в прибрежной зоне расположена длинная платная дорога, которая полностью интегрирована в городскую транспортную сеть.

При подготовке проекта к реализации было учтено мнение жителей прилегающих к магистрали домов и изменена первоначально намеченная трассировка дублера в районе метро «Кунцевская». Дублер выходит на улицу Ивана Франко только рядом со зданием префектуры, где нет жилых объектов. Дорога представляет собой почти одну сплошную эстакаду, что в несколько раз увеличило стоимость строительных работ, но дало возможность снизить практически все возможные негативные последствия. Вдоль новой трассы будут установлены специальные экраны, они спасут от шума и пыли. А инвестор проекта обязан реконструировать путепровод на улице Барклая.

Что касается южного дублера Кутузовского проспекта, то строиться он будет на деньги городского бюджета. Стоимость строительства составит почти 30 млрд руб., проезд по нему будет бесплатный. Детальный проект новой магистрали пока не разработан, утвержден лишь проект планировки территории. Протяженность южного дублера, как и северного, составит почти 11 км, он пройдет по территории промзоны Очаково, далее вдоль Киевского направления железной дороги через районы Очаково Матвеевское, Раменки, Фили-Давыдково, Дорогомилово. Магистраль можно разделить на три основных участка: первый – от МКАД до Аминьевского шоссе, второй – от Аминьевского шоссе до ул. Минской, третий – от ул. Минской до Третьего транспортного кольца.

– Каковы итоги реконструкции вылетных магистралей в ЗАО? Как идет реконструкция развязок вылетных магистралей с МКАД?

– У нас уже построена новая Молодогвардейская развязка, которая соединила платную скоростную дорогу в обход Одинцово с дорожно-транспортной сетью города и приняла на себя транспортные потоки с Минского и Рублево-Успенского шоссе. В настоящий момент ведется реконструкция развязки МКАД с Можайским шоссе. Как и на других подобных развязках, съезды петли в форме листов клевера заменяются направленными съездами в виде тоннелей и эстакад, которые эффективнее справляются с транспортными потоками.

В предыдущие годы у нас была успешно завершена реконструкция Можайского шоссе. Причем в ходе проведения этих работ был реконструирован Можайский путепровод у станции метро «Кутузовская» Филевской линии без перекрытия движения и без остановки движения метрополитена. За весь период про ведения ремонтных работ полного перекрытия Можайского шоссе и Кутузовского проспекта не было. Движение на Филевской линии метрополитена тоже не останавливалось.

В процессе реконструкции на участке Можайского шоссе от улицы Толбухина до улицы Петра Алексеева была построена самая протяженная в городе эстакада длиной 2,3 км. Она проходит над пересечениями Можайского шоссе с улицами Кубинка, Витебская, Кутузова и Гришина, а также над перекрестками с улицами Гвардейская и Рябиновая.

Сейчас ведется строительство эстакады путепровода длиной 645 м, по три полосы движения в каждую сторону, через железнодорожные пути Киевского направления МЖД. Путепровод соединит улицу Рябиновую с Мичуринским проспектом и обеспечит заезд с Мичуринского проспекта на улицы Рябиновую, Генерала Дорохова, на Можайское шоссе и на МКАД. Его строительство было начато в августе 2014 года, и первоначально планировалось ввести его в строй в середине 2016 года. Но строители на этом объекте работают ударными темпами, и в итоге ввести в строй его удастся до Нового года.

Путепровод через Киевское на правление МЖД позволит Рябиновой улице выполнять функцию дублера МКАД на участке между Можайским шоссе и Мичуринским проспектом. Сейчас ведется также реконструкция Рябиновой улицы и Сколковского шоссе. Это позволит заметно улучшить транспортную доступность инновационного центра Сколково. В настоящее время ведутся работы по реконструкции и расширению проезжей части на улицах Витебская, Вяземская и Сколковском шоссе. Начато строительство транспортной развязки на пересечении Аминьевского шоссе и улицы Генерала Дорохова.

Если говорить о крупных перспективных проектах в сфере дорожного строительства, то помимо двух дублеров Кутузовского проспекта по территории Западного округа будет проходить Южный участок Северо-Западной хорды. На сегодняшний день решается проблема с проектированием, так как есть замечания со стороны жителей. Северо-Западная хорда должна соединить территории четырех административных округов – Западного, Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного. По территории нашего округа магистраль пройдет от Сколковского шоссе по улицам Витебская, Кубинка, Боженко, Ярцевская, Крылатская.

– Где в округе будут строиться транспортно-пересадочные узлы?

– В плоскостном исполнении ТПУ, включающие в себя качественные пешеходные подходы к станциям метро в пределах 1200 м от входа и перехватывающие парковки, будут обустраиваться практически у всех станций метрополитена.

ТПУ же в капитальном исполнении – комплексы для комфортной пересадки, включающие в себя остановки наземного общественного транспорта и коммерческие площади, – построят в местах, определенных адресным перечнем, в случае если городу удастся найти инвестора для реализации такого проекта. Предполагается, что капитальные ТПУ в ЗАО будут построены у станций метро «Молодежная», «Кунцевская», «Крылатское», «Кутузовская», «Матвеевская», «Проспект Вернадского» и «Тропарево. Также предусматривается строительство ТПУ на будущей станции «Озерная» Калининско-Солнцевской линии метрополитена. В настоящее время на данной территории размещается отстойно-разворотная площадка, где сосредоточено несколько маршрутов наземного общественного транспорта – троллейбусов, автобусов.

– Как в округе идет снос пятиэтажек? Сколько вводится жилья и нежилой недвижимости?

– С начала этого года на территории ЗАО было сдано в эксплуатацию 15 новых объектов жилой и нежилой недвижимости общей площадью 193,3 тыс. кв. м. Среди введенных в строй зданий – многофункциональный медицинский центр на улице Богданова, владение 52, и жилой дом с подземной автостоянкой на улице Барклая, владение 7, корпус 12.

В первой половине 2016 года у нас должен быть введен в строй знаковый объект – новое здание школы интерната при МГУ для одаренных детей в районе Раменки. Она будет рассчитана на 350 учеников. Это комплекс из пяти корпусов с общей стилобатной частью, где разместятся актовый зал, столовая и библиотека. На сегодняшний день два корпуса практически построены, третий готов на 85%. Еще в двух корпусах завершены работы нулевого цикла – земляные работы и возведение фундамента. Школа будет состоять из учебного корпуса, двух спальных корпусов на 233 и 120 учащихся и спортивного блока с бассейном. Школа интернат будет работать круглый год, учащихся отберут со всех регионов России.

Район Раменки – это место, где уже построены крупные объекты для главного университета страны: фундаментальная библиотека МГУ, два учебных корпуса для студентов и два жилых корпуса – «Шуваловский» и «Доминион» с детским садом и школой. В настоящий момент завершается строительство первого корпуса общежития МГУ на 2,5 тыс. студентов. Это будет самый большой в Москве комплекс студенческого общежития площадью76,5 тыс. кв. м. Строительные работы там практически уже закончены. Необходимо выполнить внутреннюю отделку помещений, установку дверей, наладку лифтов и устройство внутренних инженерных сетей. Общежитие расположено на западе столицы между Мичуринским и проспектом Вернадского. Новое общежитие Московского университета будет состоять из двух корпусов высотой 14–16 этажей, оно рассчитано в общей сложности на 5 тыс. студентов.

Если говорить о сносе пятиэтажных домов первого этапа индустриального домостроения, то полностью завершить эту работу мы планируем по графику – в 2017 году.

На сегодняшний день в ЗАО снесено 240 домов. В настоящее время остаточные объемы составляют 71 дом. В этом году запланировано к сносу 35 домов общей площадью 126 тыс. кв. м, из них в районе Проспект Вернадского – 14 домов, в районе Кунцево – 11 домов и в районе Фили-Давыдково – 10 домов. С начала текущего года снесено шесть домов, еще четыре дома отселены и переданы под снос.

В большинстве других округов снос осуществлялся за счет средств городского бюджета, а в ЗАО в таких районах, как Фили-Давыдково, Солнцево, Проспект Вернадского, Филевский парк, Кунцево, эта работа была предусмотрена в рамках инвестиционных соглашений, где инвестор брал на себя обязательства по сносу.

Несмотря на непростую ситуацию, складывающуюся в нынешнем году в строительной отрасли, в округе нам удается не только препятствовать появлению новых долгостроев, но и ликвидировать некоторые старые. Например, на месте недостроенного аквапарка на Аминьевском шоссе, строительство которого было начато еще в 1997 году, в будущем году новый инвестор построит многофункциональный комплекс, большинство площадей которого займут офисные помещения, однако 10% площадей будет отведено под спорт.

Вообще, с завершением масштабной реконструкции Гребного канала в Крылатском строительство спортивных сооружений за счет городского бюджета на западе Москвы не прекратилось. В ближайшие годы в соответствии с программой «Спорт Москвы» должно начаться строительство двух физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) на улице Рябиновой, 43, и по адресу: проезд Стройкомбината, 31.

– Сколько новых народных парков создано в ЗАО в этом году?

– За последние два года в рамках программы «Народный парк» в округе было благоустроено 10 небольших озелененных территорий, расположенных в шаговой доступности от жилья. Их суммарная площадь составила около 30 га. Они расположены в районах Ново-Переделкино, Дорогомилово, Фили-Давыдково, Можайский, Крылатское, Внуково, Солнцево, Кунцево. Только пять из них созданы на бюджетные средства, остальные – на средства спонсоров и инвесторов.

В этом году на территории округа обустроены еще пять народных парков, причем четыре из них создаются инвесторами. Работы по их об устройству завершились к началу осени. Например, на пересечении Мичуринского проспекта и улицы Лобачевского на территории, прилегающей к храму Иверской иконы Божьей Матери, благоустроена природно-рекреационная зона с прогулочной площадкой, детской площадкой, беседками, велодорожками, клумбами. Кроме того, новые парки разбиты на берегах пруда на улице Кравченко в Ломоносовском районе, на пересечении улиц Герасима Курина и Кастанаевская в районе Фили-Давыдково, на месте сквера «Молодежный», в Солнцеве и на улице Марии Поливановой в районе Очаково-Матвеевское.

Помимо создания новых народных парков в округе активно ведется благоустройство уже существующих парков и охраняемых природных территорий. Приводится в порядок природный заказник «Долина реки Сетунь», идет обустройство берегов реки Сетунь, сквера перед новой филармонией в Олимпийской Деревне и еще с десяток зон отдыха.

Наиболее масштабные работы в парках, выполненные в этом году, – это реставрация парка Олимпийской Деревни, на пересечении Мичуринского проспекта с улицей Лобачевского. С момента создания в конце 1970-х годов парк площадью 53,66 га ни разу не ремонтировали и не благоустраивали. Проект восстановления парка разработан британским архитектурным бюро LDA Design с учетом пожеланий жителей округа, определенных по итогам электронного голосования на портале «Активный гражданин». Благоустройство Олимпийского парка завершится уже в октябре этого года. После окончания благоустройства здесь будут работать спортивные секции, проходить праздники и фестивали, появится прокат оборудования и все необходимое для полноценного отдыха.

– Комплексное благоустройство каких улиц на западе столицы производится в рамках программы «Моя улица»?


– В этом году в программу «Моя улица» включены важнейшие вылетные магистрали – Можайское шоссе и Ленинский проспект, служащий границей с Юго-Западным округом. Здесь отремонтируют проезжую часть, уложат асфальтом и плиткой тротуары, а еще вдоль дорог обустроят бордюры. Причем вдоль Можайского шоссе на всем участке протяженностью 4,1 км от Кутузовского проспекта до МКАД тротуары замостят не обычной, а разноцветной крупноформатной бетонной плиткой, мосты украсят контейнерным озеленением. Вдоль Можайского шоссе отремонтированы фасады 46 строений, высажены 3100 деревьев и кустарников. А на Ленинском проспекте благоустроят аллеи и скверы.

– Как идет процесс реорганизации промзон на западе столицы?

– В общей сложности на территории округа расположены девять промзон: № 39 «Бережковская набережная», № 40а «Западный порт», № 61 «Крылатское», № 38 «Кунцево», № 37с и 37ю «Северное Очаково» и «Южное Очаково», № 71 и № 71а «Солнцево» и № 40 «Фили».

Наиболее конкретный план реорганизации разработан в отношении промзоны Западного речного порта. На территории 6,7 га планируется возвести жилой комплекс, многофункциональный комплекс с офисами и апартотелем. В общей сложности там будет построено 244 тыс. кв. м недвижимости, подавляющую часть которой – около 176 тыс. кв. м – составит жилье. Также здесь будет построен детский сад на 150 воспитанников и подземный паркинг на 3,5 тыс. машиномест.

На территории промзон Северное и Южное Очаково имеется возможность построить около 3 млн кв. м недвижимости. Несколько лет назад часть промзоны была реорганизована – снесли бывший кирпичный завод, на месте которого возвели жилые комплексы площадью около 98 тыс. кв. м.

Промзона «Солнцево» расположена на самой окраине города. Очевидно, поэтому ее территория будет преимущественно отдана под жилую застройку. Здесь планируется создать спальный микрорайон, с недорогим жильем и развитой инфраструктурой. На месте бывшей Западной водопроводной станции в ближайшее время появятся жилые дома, поликлиники и образовательные учреждения. Также планируется построить физкультурный комплекс, где смогут заниматься люди с ограниченными возможностями, пожарное депо и парковку на 600 машиномест.

В промзоне «Фили», расположенной в районе Филевского парка в непосредственной близости от ММДЦ «Москва Сити», и на территории так называемого «Большого Сити» предполагается комплексная жилая застройка – жилой квартал «Фили Град» (более 300 тыс. кв. м) с сопутствующей социальной инфраструктурой.

– Как в округе осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов, как идет процесс замены лифтов, прослуживших более 25 лет?

– В краткосрочный план капитального ремонта на ближайшие три года в ЗАО включено 419 жилых зданий. Трехлетний план является начальным этапом московской региональной программы капремонта, рассчитанной в общей сложности на 30 лет.

Программа разбита на трехлетние периоды. В плане на первые три года в основном – кирпичные пятиэтажки 1920–1930-х годов постройки. Сейчас ведется предварительное обследование зданий – состояния фундаментов, коммунальных систем, канализации, электропроводки... Сам ремонт начнется осенью Ремонтные работы по дому занимают, как правило, 3–4 месяца. Средняя стоимость работ обычно составляет 6,5–7 тыс. руб/кв. м. Впрочем, точные суммы станут известны, когда по каждому объекту пройдут конкурсы на выполнение работ и определятся подрядчики. Список домов, требующих частичного или полного капитального ремонта, утверждают БТИ и жилищная инспекция, эксперты которой проводят специальные исследования и приходят к выводу, в каком ремонте нуждается тот или иной дом.

Что касается выработавших свой ресурс лифтов, то в 2015–2016 годах в ЗАО должны быть заменены 157 лифтов. В этом году процесс замены стартовал в сентябре. Речь идет о полной, абсолютной замене всего: кабин, дверей на этажах, оборудования в шахте, систем управления, систем безопасности и т. д. Именно поэтому ремонт одного лифта длится более месяца – от 40 до 75 дней.

Перед началом работ состояние самого лифта, подъезда, лестниц фиксируется на фото. Составляется акт установленной формы. По окончании работ точно так же – с фотографиями, с актом – проходит церемония приемки. Лифты устанавливаются отечественные, произведенные столичными предприятиями ОАО «Карачаровский механический завод» и ОАО «Щербинский лифтостроительный завод». Примечательно, что оплата за работу будет производиться уже после оформления акта передачи лифта.

– В каких районах округа созданы государственные бюджетные учреждения «Жилищник», берущие на себя одновременно функции управляющих организаций в жилом секторе, уборку дворов и содержание дорог локального значения?

– По состоянию на сентябрь текущего года ГБУ «Жилищник» созданы в девяти районах округа – Внуково, Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Очаково Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Тропарево Никулино, Филевский парк. Если говорить о совокупном показателе, то под их управлением находятся 2563 жилых дома, что составляет 79% от общего числа многоквартирных жилых домов.

Сегодня эти предприятия оснащены полностью и бытовыми городками для иногородних сотрудников, и базами современной техники. Они успешно работают, и жильцы охотно доверяют управление своими дома ми городским компаниям. Некоторые из них работают просто образцово. Не случайно, когда в прошлом году Мэр захотел ознакомиться с работой ГБУ «Жилищник», он выбрал для этого наш «Жилищник района Дорогомилово» с базой на 70 единиц дорожно-бытовой техники и бытовым городком на 86 работников.

С января 2016 года мы планируем переход на обслуживание ГБУ «Жилищник» четырех районов округа: Можайский, Ново-Переделкино, Солнцево, Фили-Давыдково. В настоящее время уже завершено оформление правоустанавливающих документов.

Что же касается ремонта подъездов, то в этом году мы запланировали привести в порядок 829 подъездов. По состоянию на конец августа уже выполнены работы в 608 подъездах.

– Как осуществляется снабжение округа свежими продуктами питания из российских регионов? Сколько в округе площадок для проведения ярмарок выходного дня и региональных ярмарок? Как проводятся на территории округа тематические ярмарочные фестивали?

– В этом году на территории нашего округа функционирует 13 ярмарок выходного дня на 485 торговых мест. Что касается региональных ярмарок, то она у нас одна, и основная площадка для ее проведения в нашем округе расположена на улице Сеславинской, 12. Состоит она из 30 торговых мест, и каждые 10 дней на нее приходит новый регион.

При размещении ярмарок префектура учитывала в первую очередь мнение жителей. Мы обобщили результаты устного опроса граждан – жителей районов и голосования на портале «Активный гражданин», а также мнение депутатов Совета депутатов муниципальных округов, результаты анализа посещаемости и заполняемости ярмарок.

Ежемесячно на ярмарках реализуется 200–300 т продовольственной продукции.

По статистике, за первое полугодие 2015 года на ярмарках в ЗАО приняли участие около 40 регионов РФ. Вся продукция, представленная на ярмарке выходного дня, еженедельно проверяется выездной ветеринарно-санитарной лабораторией.

Ярмарки выходного дня проработают в ЗАО до начала серьезных холодов, то есть до ноября.


Назад в раздел