НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Новая» Москва учится у «старой». С думой о городе, не забывая о природе


«Один из главных вопросов, стоящих перед нами на новых территориях, – это сохранение экологического каркаса и всех рекреационных зон», – заявил глава столичного Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин. Еще один акцент: строительство нового жилья предполагает обязательное создание полноценной инженерной и транспортной инфраструктуры. На них из городского бюджета будет выделено 11,9 млрд руб.


Экология –в приоритете

В рамках решения, а точнее, предотвращения экологических проблем на новых территориях, где сейчас зеленеют леса, будут созданы парки. «В ближайшее время будет построена первая очередь парков. Это будут парки в Красной Пахре и в Крекшино, – заявил Владимир Жидкин. – Также ведутся работы по созданию тематического парка в Воскресенском, недалеко от Щербинки. Там планируется построить тематический парк для реконструкции исторических событий».

Предполагается, что за 20–25 лет появится не менее 45 парков. И это при- том что департамент, возглавляемый Владимиром Жидкиным, был образован всего год назад, сразу же после того как Москва приросла территорией на юго-западе, получившей название «новая» Москва. Многие тогда говорили, что теперь природе юго-запада Московской области конец, леса вырубят жадные застройщики, а на их месте построят бетонные коробки безо всякой инфраструктуры.

Но этого не случилось. Старые методы сплошной застройки не прошли. Напомним, что еще год назад Сергей Собянин, облетая на вертолете новые территории, был поражен количеством и хаотичностью расположения возводимого жилья, после чего приказал взять процесс жилого строительства в «новой» Москве под особый контроль.

Но для принятия верных решений нужно было понять, с чем имеешь дело. «Мы проанализировали на новой территории всю существующую ситуацию по градостроительной документации. Для нас это было самое важное, учитывая, что наш департамент курирует вопросы градостроительства. Кроме того, изучили состояние разработки документов территориального планирования генеральных планов поселений, наличие всех разработанных и разрабатываемых проектов планировок территорий, наличие всей разрешительной документации. Разрешений на строительство до 1 июля прошлого года было выдано на общий объем 16 млн кв. м, из них 12 млн кв. м жилья и 4 млн кв. м других объектов недвижимости», – рассказал журналистам Владимир Жидкин.

Чтобы ехать поперек

Столичные власти в самом начале пути: «новая» Москва переживает тот период, когда она потребляет больше, чем производит. Ни для кого не секрет, что количество средств, инвестируемых в развитие новых муниципальных образований, существенно превышает количество собираемых там налогов.

Владимир Жидкин рассказал, что в 2013 году вложения продолжатся. На создание инженерной и транспортной инфраструктуры «новой» Москвы из городского бюджета будет выделено 11,9 млрд руб.

«В этом году мы планируем на новой территории ввести в эксплуатацию около 1700 тыс. кв. м объектов недвижимости. Это и жилье, и объекты нежилого назначения. Кроме того, мы приступили к программе реализации оснащения сельских населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ дорогами, а также инженерной инфраструктурой, – поделился информацией Владимир Жидкин. – Наш департамент является госзаказчиком по строительству дорог второй категории. Это дорога Мамыри – Саларьево, которая соединяет Коммунарку с Южным Бутово, и участок дороги от Киевского до Боровского шоссе. В этом году мы уже провели торги на проектирование, сейчас готовимся к торгам по выполнению строительно-монтажных работ».

И это все только на текущий год. В рамках специальной программы за три будущих года в новые территории также предусмотрено вложить еще 20 млрд руб., которые будут потрачены на «поперечные связи», то есть на дороги между различными населенными пунктами самой «новой» Москвы. Это делается для того, чтобы уйти от радиально-кольцевой схемы планирования: ради поездки в соседнюю деревню не нужно будет ехать на МКАД. Кстати, сама МКАД тоже подвергнется серьезной реконструкции, которая пройдет не только на деньги городского бюджета, но и за счет частных инвесторов, тех, кто строит объекты недвижимости по обеим сторонам кольцевой дороги.

Департамент также разместил заявку на поиск подрядчика, который займется строительством метро. По двум станциям – «Румянцево» и «Саларьево» – подрядчики уже определены и ведутся работы, в следующем году станции должны быть построены.

Будет проведена реконструкция Калужского шоссе – подготовительные работы начнутся уже в этом году. Департамент привлекает и сторонних инвесторов к решению транспортных проблем. «У нас есть одна инвестиционная дорога. Ее инвестором является «Газпром». Она пройдет от поселка Коммунарка, где расположен административный комплекс «Межрегионгаза», до аэропорта Астафьево», – сообщил Владимир Жидкин.

Помимо наземного предполагается и развитие воздушного транспорта. В частности, в Астафьево построят аэропорт для бизнес-авиации. А в действующем аэропорту «Внуково» удлинят взлетную полосу.

На присоединенных территориях будет продолжена работа по созданию новых рабочих мест. Однако должно пройти не менее 10 лет, прежде чем налоговые поступления с имеющихся и новых предприятий станут заметны в структуре городского бюджета.

Сейчас в новых муниципальных образованиях всего лишь 84 тыс. рабочих мест. За последующие 25 лет их количество планируется увеличить более чем в 10 раз – до 1 млн. Как пояснил Владимир Жидкин, было бы неплохо, если бы не только жители «новой» Москвы ехали в «старую», но и наоборот. Может быть, таким образом удастся скомпенсировать маятниковую миграцию населения.

Застройка – комплексная

«Новая» Москва уже успела взять некоторые черты от «старой» и усвоить отдельные ее уроки. Как рассказал Владимир Жидкин, сразу же после присоединения на новых территориях наблюдался резкий рост цен на жилье. По отдельным позициям он составлял от 20 до 50% за квадратный метр. По его словам, если бы этого не было, то объемы строительства новых объектов были бы значительно больше. «Построено уже около 500 тыс. кв. м жилья. Здесь и объекты средней этажности, и малоэтажное жилье. До конца текущего года у нас по плану должно быть введено 1100 тыс. кв. м жилья. Мы соблюдаем график, и пока нет никаких сомнений, что запланированные объемы будут введены», – заверил собравшихся Владимир Жидкин.

Тем не менее определенные выводы из опыта строительства жилья в прежние годы были сделаны. В частности, решено было отказаться от многоэтажных домов.

«Теперь при разработке новых проектов планировок мы считаем, что жилье должно быть не 17–25 этажей, а максимум 9–10. Да, в отдельных микрорайонах акцент может быть сделан на 14–15 этажей. Но в среднем этажность не должна быть более 9–10 этажей. Далее от Москвы – не более 4–5 этажей, ну и ближе к Калужской области – малоэтажное жилье», – заявил Владимир Жидкин.

По его словам, удалось согласовать это решение с застройщиками и инвесторами. А инициатором данного подхода был Сергей Собянин.

Еще одним выводом, извлеченным из столичного строительного бума «нулевых», станет комплексная застройка новых территорий. «Такого, когда на всю округу не сыщешь ни приличного магазина, ни школы, ни детского сада, больше не будет. В ближайшее время войдут в строй детские сады в Ватутинках. К 1 сентября мы откроем школу в Пыхтино. Это все – инвестиционные объекты. Планируется и ввод в эксплуатацию объекта, который финансируется за счет бюджета Москвы, – это в Щапово. Кроме того, откроются две поликлиники в поселке Московский – на 300 и на 400 посещений в смену. Всего в этом году мы планируем ввести в эксплуатацию не менее 10 объектов», – рассказал Владимир Жидкин.

Не осталась без внимания и проблема обманутых дольщиков. «У нас семь таких объектов, по каждому из них ведем работу. Самый сложный из них в поселке Овражный, что в Щербинке. Сейчас там три дома уже строятся, остаются еще два.

Однако механизм, который сейчас нами прорабатывается, позволит возобновить работы в текущем году».

Пока не ясно, что будет с предполагавшимся переездом федеральных министерств и ведомств в «новую» Москву. Идея переезда была одним из стимулов присоединения новых территорий. Как бы то ни было, 150 га уже выделено под «административные функции», а как в конечном итоге ими распорядятся, покажет время.

А вот с Международным финансовым центром (МФУ) определенная ясность уже есть. «По Международному финансовому центру утверждена схема развития всей транспортной инфраструктуры. Сейчас готовится документация для объявления международного конкурса по разработке концепции его развития. В качестве госзаказчика по основным объектам, то есть по строительству дорог и метро, выступит Департамент строительства города. Планированием занимается сам МФУ, по ряду объектов он уже приступил к проектированию», – рассказал Владимир Жидкин.

Текст: Дмитрий Ильин


Назад в раздел
ГераМИЦОЭКГеопроектизыскания
КапстройситиМОСПРОМСТРОЙВКШвабе