НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Рывок в будущее. В промзонах СВАО можно разместить 29 современных технопарков


В СВАО активно создаются «народные» парки, реконструируются природные территории. Здесь стартовал эксперимент по передаче функций эксплуатации жилого фонда и уборке дворовых территорий и местных дорог одной организации – государственному бюджетному учреждению «Жилищник». Вслед за Ярославкой и Дмитровкой начнется реконструкция Алтуфьевского шоссе. Что еще происходит в округе? Об этом в интервью «МТ» рассказал исполняющий обязанности префекта округа Валерий Виноградов.


– Валерий Юрьевич, что ожидает жителей северо-востока столицы в очередной День города? В каких праздничных мероприятиях горожане смогут принять участие?

– Программа обширная: у нас в округе ко Дню города приурочено в общей сложности 85 мероприятий. Главным событием станет театрализованная программа «Город сказка – город-мечта» на Певческом поле. На 14 сентября намечен День единых действий – экологическая акция по очистке реки Яуза. Завершится праздничный марафон велофестивалем «Яуза-2013», который состоится 15 сентября. Это – если вести речь только о мероприятиях окружного масштаба. Кроме того, СВАО станет площадкой и для общегородских мероприятий. 7 сентября на Ростокинском акведуке пройдет фестиваль «Спасская башня», в храме Покрова в Медведкове на Заповедной улице – фестиваль православных хоров «Сорок сороков».

В целом в этом году мы постарались сосредоточиться на мероприятиях, которые проходят внутри кварталов, непосредственно во дворах жилых домов. У нас более 700 дворов, которые мы благоустраивали на протяжении лета и в День города сдаем жителям. Не все в день праздника хотят покидать свой обжитой двор, но каждый должен прочувствовать атмосферу праздника– Как проводились в округе работы по благоустройству дворов и подъездов?

– В этом году было капитально отремонтировано 275 детских и 57 спортивных площадок. В рамках благоустройства дворовых территорий создано парковок на 700 машино-мест. Будет завершен ремонт более 4 тыс. подъездов. Это почти столько же, сколько за два предыдущих года. При приемке выполненных работ большое внимание уделялось замечаниям, высказанным жителями и депутатами муниципальных собраний.

Значительное внимание мы уделяем механизмам взаимодействия с горожанами. Одним из них стал созданный в округе институт общественных инспекторов по вопросам ЖКХ и благоустройства. Инспектора наделены полномочиями следить за ходом выполнения работ по благоустройству дворов и подъездов. В случае необходимости у общественного инспектора есть возможность встретиться с первыми лицами округа – префектом и (или) его заместителем по вопросам ЖКХ.

Взаимодействуя с населением, мы все шире используем возможности Интернета. Так, например, СВАО стал первым из округов Москвы, где была введена электронная предварительная запись жителей на прием к префекту и его заместителям. Также у нас внедрена система онлайн-мониторинга и анализа всех электронных обращений и жалоб населения. Она учитывает как прямые обращения, поступающие на городские порталы или сайты префектуры и управ, так и критические высказывания, сделанные жителями округа на форумах, блогах или в социальных сетях. Эта система основана на контекстном лингвистическом анализе открытых каналов обращений, с ее помощью ежедневно обрабатывается более полутора тысяч источников. Ежедневно в префектуру в электронном виде поступает до 350 обращений от населения, это около 80% от общего числа обращений.

– Сколько озелененных природных территорий прошли в этом году реконструкцию? Будут ли в следующем году на территории СВАО создаваться новые «народные» парки?

– Работы по благоустройству в этом году проводились в округе на 12 природных территориях. Ко Дню города в каждом из вновь созданных и реконструированных парков играют духовые оркестры. Реконструкции подверглись парк на улице Руставели и Бабушкинский парк.

«Народные» парки созданы в Бибиреве, Марьиной роще, в Алексеевском районе, в Отрадном, в Северном Медведкове, в районе Северный. Два будут благоустроены за счет города, остальные – на деньги частных инвесторов. Раньше других из наших «народных» парков, уже к середине августа была обустроена территория парка «Церковная горка» площадью 3,5 га. Жители и прихожане храма обратились с просьбой создать здесь «народный» парк. В прошлом году на этой территории проводился фестиваль цветников.

«Народный» парк «Церковная горка» состоит из трех зон. Первая примыкает к школе и предназначена для учащихся. На ее территории можно будет проводить уроки биологии.

Вторая зона будет обеспечена доступом к бесплатному Wi-Fi. Третья – для тихого отдыха представителей старшего поколения. Парк обустраивается на внебюджетные спонсорские средства, на средства бюджета будут сделаны лишь цветочные часы.

А в Северном Медведкове, к примеру, «народный» парк площадью 2,5 га обустроен на Осташковской улице – там будет детская площадка с игровым комплексом и резиновым покрытием, спортплощадка с уличными тренажерами и две площадки для тихого отдыха.

Очень интересный проект использован для реконструкции существующего парка на улице Руставели.

Он был разработан совместно российскими и голландскими архитекторами. Там появятся шахматный клуб, сцена, три детские и две большие спортивные площадки.

В будущем году работа по созданию «народных» парков продолжится. Один создадим в пойме реки Чермянки, на правом берегу, вдоль Юрловского проезда до проезда Дежнева, второй – в районе Северный, на участке жилой застройки вдоль 7-й Северной линии. Займемся и благоустройством пойменных территорий в зоне слияния рек Яузы и Чермянки, на стыке районов Отрадное, Южное Медведково и Свиблово.

Будет разработан проект обустройства зеленой зоны вдоль Савеловской железной дороги: рядом с улицей Руставели появятся Яблоневый сад и Липовая аллея. Таким образом будет продлена «народная тропа» – благоустроенная пешеходная зона, которая в настоящее время обустроена вдоль улицы Яблочкова.

– А какова судьба парка и усадьбы Останкино?

– В настоящее время ведется разработка проекта реставрации усадьбы. Благоустройство же приусадебного парка должно завершиться до конца нынешнего года. Пейзажный парк «Останкино» вернет себе облик произведения садово-паркового искусства XVIII–XIX века.

Кроме того, рассматривается вопрос о возможности проведения реставрационных работ в старинной купеческой усадьбе Алтуфьево.

В настоящее время на ее территории расположен приход церкви Воздвижения креста в Алтуфьеве. В храме проходят службы, а в бывшем купеческом доме расположились классы воскресной школы, библиотека, трапезная, музыкальный кружок и мастерская по обучению иконописи.

Члены прихода своими силами сделали косметический ремонт, отремонтировали крышу одного из флигелей, однако проблема ремонта фасадов исторического здания по-прежнему остается актуальной.

– Среди парков, которые вы перечисляли, не был упомянут самый большой лесной массив столицы – национальный парк «Лосиный остров». Префектура что-то делает для благоустройства той его части, которая примыкает к СВАО?

– Формально эта территория относится к Восточному административному округу, но власти города приняли решение выделить средства для СВАО – на приведение в порядок так называемой буферной зоны Лосиного острова, примыкающей к жилой застройке. Ее протяженность составляет около четырех километров – зона простирается от улицы Красной Сосны до МКАД, ее глубина – 800–1000 м (до реки Будайки и Бумажной просеки). Смысл обустройства этой территории в том, чтобы глубинная часть национального парка не испытывала антропогенного воздействия. Для этого мы стараемся заполнить буферную зону детскими и спортивными площадками, обновляем асфальтовое покрытие на дорожках, выделяем на них место для велосипедистов. Обустроили мостик через реку Будайку, оборудовали спортивную площадку уличными тренажерами, построили два детских городка и провели уборку сухостоя.

– В СВАО, как и в других округах, стартовал эксперимент по передаче функций эксплуатации жилого фонда и уборке дворовых территорий и местных дорог одной организации – государственному бюджетному учреждению «Жилищник». Причем получает оно этот заказ на безконкурсной основе. Не является ли это ограничением конкуренции?

– Не всегда аукционы и конкурсные процедуры хороши, когда речь идет о городском хозяйстве. Здесь важно не только снижение цены контракта, но и такие показатели, как надежность, стабильность, компетентность. У нас бывали случаи, когда подрядные организации выигрывали торги, делая снижение в 45%, а потом искали, на чем бы сэкономить.

Например, у нас в Северном Медведково уборкой территорий по контракту, заключенному по итогам аукциона, занималось ООО «ДВ-рупп».

В его штате числилось 27 человек, которые не получали зарплату. А работу выполняли 230 работников-мигрантов, которым в один «прекрасный день» вовсе перестали платить. Возник трудовой конфликт, и эта структура просто бросила уборку доверенных ей объектов. 

Подобного быть не может, если эксплуатацию зданий и уборку территории возьмет на себя государственное бюджетное учреждение. Там все – от директора до последнего дворника – числятся в штате и получают положенную по штатному расписанию зарплату. Тем более что рычаг воздействия на коммерческие подрядные организации у нас всего один – штрафы. В ГБУ же мы можем просто сместить не справившегося со своими обязанностями руководителя и назначить нового.

Кстати, по такому пути идут многие цивилизованные страны. Например, в Берлине вывозом мусора занимаются всего две организации. И определены они не по итогам торгов, а законом городского сената. Вроде бы никакой конкуренции, зато мусор вывозится исправно.

– Как в этом году на территории округа осуществляется ремонт дорожного покрытия?

– Дорожный ремонт в округе осуществляется «большими квадратами»: слой асфальтобетонного покрытия значительной площади снимается целиком и на его место укладывается новый. Никакого латания дыр, заливания смолой образовавшихся ям сегодня не допускается. За год у нас должен быть выполнен ремонт на 117 объектах дорожного хозяйства общей площадью 1,2 млн кв. м.

Во дворах дорожное покрытие обновилось на 303 объектах. Причем нынешний год выявил интересные закономерности: еще в середине августа, когда работы практически на всех объектах уже были завершены, к сдаче была предъявлена только треть из них.

Подрядчики, зная, что требования к качеству выполнения работ у нас ужесточились, не торопились предъявлять объекты и старались лишний раз перепроверить: все ли сделано на должном уровне. Объекты принимаются на основе заключений, выданных специализированной контрольно-аналитической лабораторией Дорожной инспекции ОАТИ, которая берет керны, определяет толщину асфальтобетонного слоя и подложки, смотрит, какой щебень был использован – габбродиабаз или обычный. Критерии приемки очень жесткие: многие объекты принимаются лишь со второго или третьего раза. И если вы где-то видите, что перекладывают недавно уложенный асфальт, не стоит возмущаться. Это не бездумное «освоение» бюджетных денег – просто подрядчики за собственный счет переделывают некачественно выполненную работу.

– Городские власти приняли в этом году решение увеличить темпы ввода в строй новых поликлиник. Сколько из них планируется построить в СВАО? Насколько перегружены поликлиники округа?

– В ближайшие годы в СВАО будут построены 12 новых поликлиник, строительство некоторых начнется уже в следующем году. Практически по всем проектам уже определены будущие места их размещения. Определенные нарекания у общественности вызвало предложение построить в Свиблове новый восьмиэтажный детско-взрослый поликлинический комплекс на свободном участке в промзоне на пересечении улиц Енисейская и Уржумская. Однако большинство общественных объединений округа, а также медики и представители Роспотребнадзора поддержали этот проект.

Ситуация в ряде лечебно-профилактических учреждений в самом деле непростая, но с введением в строй новых поликлиник эти проблемы будут решены.

А в этом году нам удалось завершить строительство в 9-м микрорайоне района Северный детско-взрослую поликлинику на 750 посещений в смену.

Этим летом также началось строительство четырехэтажной пристройки площадью 3 тыс. кв. м к 120-й поликлинике в районе Лосиноостровский.

– Какой объем жилья вводится в строй? Как идет реализация программы сноса пятиэтажных зданий первого периода индустриального домостроения?

– Всего до конца года на территории округа планируется построить 15 жилых домов общей площадью 160 тыс. кв. м, восемь из которых площадью 80 тыс. кв. м планируется ввести за счет средств городского бюджета.

Что же касается расселения и сноса ветхих пятиэтажек, то этот процесс планируется завершить в 2015 году, хотя первоначально предполагалось, что реализация программы продлится до 2018 года. В общей сложности 25 (из оставшихся на начало года 89) зданий сносимых серий должны быть расселены и снесены до конца нынешнего года.

В 2012 году было отселено и снесено всего шесть пятиэтажек. Новый импульс программе удалось придать благодаря тому, что были найдены дополнительные площадки для сооружения стартовых домов. Чтобы расселить жителей оставшихся пятиэтажек площадью 309 тыс. кв. м, необходимо построить примерно 420 тыс. кв. м жилья.

– Как в округе идет строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры? Вылетных магистралей? Какие новые станции метро откроются на территории СВАО?

– Реконструкция Ярославского шоссе завершилась 3 сентября, когда было открыто движение автотранспорта по эстакаде на пересечении Ярославского шоссе с Малыгинским проездом и по его боковым проездам, а также на участке продления улицы Подольских Курсантов до Московской кольцевой автодороги и на транспортной развязке на МКАД. В середине лета была введена в строй трехсотметровая эстакада на пересечении с улицей Вешних Вод.

Кроме новых развязок, на шоссе провели два основных блока строительных работ. На участке от Северянинского моста до МКАД были созданы боковые дублеры для машин и выделенная полоса для общественного транспорта. От Садового кольца до Северянинского моста расширили проезжую часть в районе Крестовского путепровода и ВДНХ. Также на этом участке появились заездные карманы, выделенные полосы для общественного транспорта, реверсивная полоса от Северянинского путепровода до МКАД. При реконструкции трассы были построены три новых подземных перехода и реконструированы три существующих – на проспекте Мира, 122, Ярославском шоссе, 115, и Ярославском шоссе, 133, а подземный переход возле МГСУ будет продлен под дублерами. В период строительства в домах, выходящих фасадами на трассу, было заменено 16 тыс. окон.

Кстати, при реконструкции мы также взаимодействовали с населением – и жители нашего округа помогли выявить недочеты при прокладке велосипедных дорожек вдоль Ярославки. Планировалось, что их протяженность составит около 4 км, однако выявилось, что местами есть непредусмотренные разрывы: где-то из-за ошибок проектировщиков трасса упиралась в рекламный щит, где-то в столб. Любители велосипеда засняли все недочеты, чтобы мы могли принять меры.

Реконструкция другой вылетной магистрали – Дмитровского шоссе – должна завершиться до конца текущего года. Будут введены в строй три эстакады, в том числе в месте пересечения Дмитровки с Долгопрудненским шоссе. Кроме того, завершится реконструкция развязки на пересечении Дмитровки и МКАД.

Если же говорить о планах, то подготовлен проект реконструкции Алтуфьевского шоссе. Запланировано построить три эстакады. Одна из них – самая крупная – пройдет на пересечении Алтуфьевского шоссе с улицами Череповецкая и Лескова. Еще одну эстакаду построим на пересечении с Бибиревской улицей, третью планируется возвести на пересечении магистрали с улицей Хачатуряна. В планах и расширение улицы Яблочкова. После реконструкции ширина проезжей части улицы составит 11 м, на ней будут оборудованы заездные карманы для общественного транспорта.

А новые станции метро нам должен дать ввод в строй участка Люблинско-Дмитровской линии: от станции «Марьина роща» до станции «Петровско-Разумовская». Его строительство должно завершиться в 2014 году. На территории округа в будущем году появятся две новые станции подземки – «Фонвизинская» и «Бутырская».

– Вы упомянули о велодорожках вдоль Ярославки, а какая еще инфраструктура для велосипеда создается на территории округа?

– Ведется работа по созданию единой велосети, которая свяжет между собой все районы округа. На сегодняшний момент протяженность велодорожек в СВАО составляет 15,3 км. Четыре километра из них – это дорожка вдоль Ярославского шоссе: от Северянинского путепровода почти до МКАД. Другая, длиной шесть километров, – в парке «Останкино». Третью проложат в «народном» парке в пойме реки Чермянки. Еще одна велодорожка «побежит» вдоль Костромской улицы: от метро «Бибирево» до торгового центра «Маркос Молл». На 2014 год запланировали сооружение велодорожки протяженностью 1,2 км в пойме Яузы и Чермянки и прокладку велодорожек в национальном парке «Лосиный остров».

В округе оборудовано 56 велопарковок на 10 мест каждая у станций метро и железнодорожных платформ и 89 велопарковок у школ, колледжей и вузов.

– Что в округе делается для реорганизации промзон?

– На территории СВАО в настоящий момент расположено 26 промышленных зон общей площадью около 600 га. Это огромный потенциал для дальнейшего развития округа. Мы не хотим потерять рабочие места, которые дают городу эти территории, и стремимся сделать их более эффективными. 90% инициатив, поступающих от собственников, связаны с развитием этих территорий – префектура их поддерживает. Отказ получают лишь предложения, связанные со сворачиванием производственной деятельности и строительством вместо этого торгово-развлекательных комплексов и иной коммерческой недвижимости.

В округе также началась работа по созданию четырех технопарков – «Калибр», «Северянин-Свиблово», а также на Огородном проезде и Алтуфьевском шоссе. Всего же в промзонах СВАО можно разместить 29 современных технопарков, однако пока мы не форсируем этот процесс, ведь территория промышленных зон может понадобиться городу для дорожного строительства, возведения жилья или социальных объектов.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГераКапиталМоскапстройКрост
СтройИнвест-3МОСПРОМСТРОЙШвабеВК