ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Первая пятилетка ТиНАО. Развитие дорожно-транспортной, социальной и парковой инфраструктуры в новых округах не отстает от жилищного строительства


1 июля исполняется пять лет с момента присоединения к столице новых земель на юго-западе. В преддверии юбилея мы решили выяснить: что за эти годы сделано на территории двух новых московских округов – Троицкого и Новомосковского, как развиваются присоединенные территории и что на них появится в ближайшее время. Об этом в интервью корреспонденту нашего журнала рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

– Владимир Федорович, скоро мы будем отмечать пятую годовщину вхождения в состав Москвы новых территорий. В какой степени получилось выстроить на этих вчера еще почти аграрных землях – чересполосице полей, лесов, сельских поселков, садовых товариществ и жилых комплексов – городскую среду?

– Полноценная городская среда – это гармонично застроенная территория, на которой помимо жилья имеются и объекты социальной инфраструктуры, и места приложения труда, и развитая улично-дорожная сеть, и регулярно курсирующий уличный транспорт, который охватывает эту территорию, и ухоженные парки. Постепенно, шаг за шагом, мы продвигаемся к созданию на территории двух наших округов такой среды. Мы определили 12 точек роста, где полноценная городская инфраструктура появится раньше. По существу, это моногорода – каждый со своей специализацией. Там сейчас строятся различные предприятия – технопарки, индустриальные парки, технополисы и современные логистические центры, а также создаются полноценные городские парки. Новые территории уже сегодня демонстрируют гармоничный рост. Население за эти годы увеличилось на 100 тыс. человек, создано 100 тыс. новых рабочих мест, появились десятки километров новых дорог, пришло метро. Все это осуществляется планомерно, в соответствии с Генеральным планом, территориальными схемами развития новых округов, правилами землепользования и застройки, инженерными и транспортными схемами. Расширение столичной агломерации или даже строительство новой столицы – дело уже достаточно опробованное в мире. Такой опыт есть и на постсоветском пространстве. Возьмите хотя бы Астану, построенную буквально в чистом поле. Но это достаточно компактный город с чисто административными функциями, а территория Новой Москвы в полтора раза больше, чем территория «старой». Мы следим за тем, чтобы строилось не только жилье, но и создавались все типы рабочих мест, в том числе и в существовавших там агрохолдингах, чтобы людям не приходилось далеко добираться до своей работы.

В этом году на развитие новых территорий из бюджета будет выделено примерно 60 млрд рублей. Всего же за прошедшее пятилетие в развитие Новой Москвы вложено 150 млрд рублей. Здесь построено 11 млн кв. м недвижимости суммарной стоимостью 600 млрд рублей. Общая сумма оценки развития новых территорий, по мнению специалистов, составит 7 трлн рублей.

– Но ведь во всех этих случаях в городскую среду не интегрировались такие специфические образования, как садовые товарищества. Как быть с ними, ведь они становятся частью Новой Москвы?

– Да, садовые некоммерческие товарищества остаются на территории новых округов. Мы надеемся, что со временем они будут интегрированы в городскую среду. Этот процесс не уникален. Например, в 1945 году в Кельне тысячи участков земли на окраинах города раздали горожанам, чтобы те на тот момент в непростых условиях могли с них прокормиться. Но с тех пор земли не изъяли, и они постепенно стали городской территорией, то есть существуют в составе города в современных границах. Что касается Новой Москвы, то те садовые товарищества, которые не развиваются, со временем будут застроены и вольются в городскую среду. Те же, что по уровню комфорта не отличаются от коттеджных поселков, вполне могут сохраниться, а их инженерная и транспортная инфраструктура постепенно улучшится до городских стандартов. Малоэтажная застройка будет составлять не менее 30% застройки Новой Москвы.

– Каким в итоге будет Административно-деловой центр в Коммунарке, одной из ближайших к Москве точек роста? Федеральные структуры туда переезжать так и не собираются? И когда завершится строительство здания префектуры ТиНАО? Как развиваются там территории кампуса Московского института стали и сплавов, а также медицинского кластера?

– Административно-деловой центр в Коммунарке – это одна из 12 точек роста Новой Москвы, территория площадью 300 га. На ней предусмотрено возведение 1,5 млн кв. м офисной недвижимости. Это тот резерв, который может быть задействован при переезде в Коммунарку не только федеральных органов власти, но и других структур. Размещение или неразмещение на территории административно-делового центра некоторых федеральных органов власти не оказывает принципиального воздействия на развитие этой точки роста, разве что несколько увеличит транспортный трафик. А вот московские органы власти туда будут переезжать. Из 33 тыс. кв. м здания помещения префектуры займут только 5 тыс. кв. м, остальное – различные городские учреждения. Здание, куда переедет префектура, будет введено в строй уже в сентябре-октябре. На площадку в 80 га, выделенную под кампус МИСИС, строители пока не вышли. Руководство вуза говорит, что в данный момент ведется разработка проекта. Но, судя по всему, денег на строительство у них нет, и участок может быть передан другому вузу.

В составе образовательного кластера в Коммунарке может появиться и еще один кампус. Компания «А101» рассматривает возможность размещения на своем участке кампуса Московского политехнического университета. Еще появится семиэтажное здание филиала Российской государственной библиотеки площадью 250 тыс. кв. м, рассчитанное на 34 млн единиц хранения. Что же касается медицинского кластера в Административно-деловом центре, то его основой станет огромная больница. Первая очередь клиники – корпус площадью 83 тыс. кв. м. А общая площадь медучреждения, когда оно будет полностью построено, составит 250 тыс. кв. м. Это будет новая городская больница с перинатальным центром, которая полностью обеспечит потребности населения присоединенных территорий.

– Владимир Федорович, на новые территории уже пришло метро, открылись две станции, как дальше будет развиваться метрополитен на новых территориях?


– Красная ветка, которая сегодня кончается станцией «Саларьево», к 2019 году будет продолжена дальше – до Коммунарки. В Коммунарку же придет и новая ветка, она протянется от станции метро «Улица Новаторов» на Третьем пересадочном контуре в ТиНАО. Так что, скорее всего, будет создан транспортно-пересадочный узел, и пассажирам можно будет пересесть с одной линии метро на другую. В конце этого года продолжена будет и Калининско-Солнцевская линия. Здесь появятся две новые станции – «Рассказовка» и «Говорово». Сейчас рассматривается возможность продления этой ветки дальше до Внуково. Что же касается городского транспорта, который свяжет с основной частью города удаленные районы Новой Москвы, то, скорее всего, это будет трамвай. Сейчас запланирована прокладка линии скоростного трамвая от Троицка до будущей станции метро «Прокшино» на Сокольнической линии. Рассматривается также на уровне идеи и концепции перспектива прокладки трамвайного маршрута между аэропортами Внуково и Домодедово по землям Новой Москвы.

– Как идет развитие дорожной сети на территории новых округов?

– В конце мая у нас произошло знаменательное событие, было запущено движение по первому прошедшему реконструкцию участку Калужского шоссе от Сосенок до МКАД. В общей сложности это 26 км дорожного покрытия. Если раньше Калужское шоссе имело две полосы движения в каждом направлении, то теперь его расширили до четырех. На этом участке построено десять искусственных сооружений: эстакады, тоннели, путепровод и мост через реку Сосенка в обход одноименной деревни. Теперь машины проезжают по этому участку стремительно, как по настоящему хайвею. Сейчас ведется второй этап реконструкции Калужского шоссе, дорогу обновляют на участке от Сосенок до кольцевой бетонки, до 49-го км. На будущий год мы сдадим и этот участок. Всего в этом году в Новой Москве будет построено и реконструировано 30 км дорог. И Калужское шоссе, конечно, самый крупный, но отнюдь не единственный дорожный проект, реализуемый на территории Новой Москвы в этом году. Одновременно строится сразу несколько хордовых магистралей. Ближайшая к Москве – Солнцево – Бутово – Видное, следующая – на уровне Сосенок и Московского, третья – на уровне Троицка. Эта система хорд будет связывать между собой не только отдельные населенные пункты, но и станции на Курском и Киевском направлениях Московской железной дороги. На станциях будут построены транспортно-пересадочные узлы с перехватывающими парковками, что дает возможность в случае напряженной дорожной ситуации на Калужском шоссе оставить машину рядом со станцией и продолжать свой путь по железной дороге.

– Но пока еще электрички ходят не так часто?

– Мы планируем сократить интервал между электричками за счет строительства дополнительных главных путей на Киевском и Курском направлениях Московской железной дороги. Кроме того, на этих направлениях появятся две дополнительные станции. Одна – на Киевском, в районе деревни Санино между станциями «Кокошкино» и «Крекшино», другая – на Курском направлении в районе деревни Старосырово.

Еще одним важным фактором, который позволяет увеличивать как частоту движения электричек, так и избавить дороги от транспортных заторов, является замена железнодорожных переходов со шлагбаумами переездами по эстакадам. В этом году на новых территориях предстоит реконструировать подобным образом шесть железнодорожных переездов. Два из них через пути Киевского направления уже открыты в Щербинке и Переделкине.

На практике дело идет к тому, что в Новой Москве не останется ни одного переезда со шлагбаумом. В итоге в часы пик на киевском направлении поезда станут ходить гораздо чаще, интервал между ними будет сравним с интервалом поездов метро.

– Если вернуться к теме поперечных дорог, пересекающих новые московские земли, то каковы планы федеральных властей в отношении строительства участка ЦКАД, пересекающего Новую Москву?

– Основной объем работ там должен быть завершен к будущему году, а сдавать, наверное, будут в 2019 году.

– Как идет процесс превращения неухоженных лесных массивов в новых округах в полноценные городские парки? Сколько их должно появиться на территории новых округов?

– На новых московских землях предполагается создать не менее 85 крупных парков различной направленности суммарной площадью около 12 тыс. га. Сейчас мы обсуждаем с Московским зоопарком возможность образования на территории ТиНАО сафари-парка. Это очень непростой проект, требующий длительной проработки. Сложности тут связаны не только с наполнением парка животными или созданием пригодного для них ландшафта и прочих условий, но и с финансированием. Ведь речь идет о десятках млрд рублей.

В данный момент с инвесторами обсуждается возможность размещения рядом с деревней Сосенки парка развлечений, подобного Диснейленду, но только посвященного персонажам фильмов компании Universal. Это проект стоимостью в $2,4 млрд. Он станет центром притяжения не только для жителей «старой» и Новой Москвы, но и для жителей близлежащих регионов, прежде всего Московской и Калужской областей. Компания RDI уже несколько лет ведет речь о создании на территории поселения Рязановское рядом с Остафьево тематического парка исторических реконструкций. Сейчас часть своей доли в этом проекте они переуступили компании «Самолет Девелопмент». Но создание на этом месте парка именно такой тематики уже заложено в Генеральном плане развития Новой Москвы до 2035 года. Кроме того, ООО «Глория парк» выиграла конкурс на размещение на новых столичных землях двух парков. Один из них – «Глория парк» площадью в 100 га – расположен рядом с Румянцевом. Здесь планируется создать площадку с аттракционами на площади около 5 тыс. кв. м, теннисный клуб с павильоном и кортами, конный клуб с павильоном и конюшней. Другой – «Парк героев», он разместится возле деревни Кузовлево на стыке границ Москвы, Подмосковья и Калужской области, примерно на 8-м км Калужского шоссе. Там на площади в 283 га разместятся аллеи, посвященные героям Советского Союза и России, и еще две тематические зоны – «Парк Рюриковичей» и «Парк Романовых», а также детский православный лагерь, конный клуб. И это лишь малая часть запланированного. РЖД намерена построить на присоединенных территориях детскую железную дорогу, наш департамент ведет с инвесторами переговоры о создании парка русских сказок. Департамент природопользования и охраны окружающей среды рассматривает планы создания на территориях за Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД) парков фотоохоты. И это лишь часть рекреационных проектов.

На землях Новой Москвы сохранилось немало старинных усадеб. У нас насчитывается 175 объектов культурного наследия. В их числе – усадьба Остафьево, памятник архитектуры XVIII века, имение Вяземских, усадьба Вороново, родовое гнездо семейства Волынских, писательские дачи в Переделкине, загородный дом булочника Филиппова в Роднёво. Недавно в поселении Первомайское на деньги Китайского культурного центра была восстановлена усадьба Старо-Никольское – имение рода Мусиных-Пушкиных. Теперь там размещается музей истории VI съезда КПК, который проходил в помещении усадьбы в 1928 году.

– Владимир Федорович, к 2035 году на новых территориях должен быть создан миллион новых рабочих мест. Как решается эта задача, сколько мест приложения труда будет создано в ТиНАО в этом году? Назовите, пожалуйста, особо значимые объекты.


– До конца года на территории двух новых округов должно появиться около 10 тыс. новых рабочих мест. В течение года запланировано ввести в строй около 20 объектов, общая площадь которых составит 438 тыс. кв. м. Самый значительный из них – индустриальный парк «Индиго», который планируется сдать в конце года. Это восемь корпусов площадью 46 тыс. кв. м производственного и логистического назначения. Индустриальный парк расположился на земельном участке площадью 80,6 га. Производственные, офисные и складские объекты там разместили свыше 50 резидентов. Предполагается, что в перспективе здесь будут работать 10–12 тыс. человек. Крупными местами приложения труда в Новой Москве в этом году должна стать новая очередь продуктового логистического комплекса «Фуд Сити», строится вторая очередь офисного центра Comcity, да и административное здание для префектуры и других городских структур тоже потребует новых рабочих мест. Всего в текущем году в ТиНАО построят более 700 тыс. кв. м. нежилой недвижимости. И все это помещения для тех или иных видов хозяйственной деятельности.

Стоит отметить, что за пять лет, прошедших с момента присоединения к столице новых земель к юго-западу от МКАД, на них было создано почти 100 тыс. рабочих мест. Из них 15 тыс. появилось на уже существующих предприятиях за счет их расширения или модернизации, а еще 85 тыс. – на новых предприятиях. Причем только половина из них (55 тыс.) расположена в отдельно стоящих помещениях логистических и торговых комплексов, офисных центрах либо в школах, больницах. Остальные размещены на первых этажах возводимых там жилых комплексов. Это небольшие магазины, аптеки, мастерские, предприятия службы быта, отделения банков.

– Заметен ли вызванный кризисом спад на рынке жилья, какой объем жилой недвижимости предстоит ввести в строй в нынешнем году?

– В первом квартале у нас, конечно, несколько снизились продажи жилья. Рынок реагирует на общую экономическую ситуацию, а сейчас она объективно хуже, чем в 2011–2012 годах. По итогам года на новых землях планируется ввести в строй 2,6 млн кв. м недвижимости, 1,5 млн из которых составит жилье. Всего за пять лет в ТиНАО введено свыше 10 млн кв. м различной недвижимости, в том числе около 8 млн кв. м жилой.

Существенной особенностью жилищного строительства на новых территориях является то, что около 30% вводимого в строй жилья составляет малоэтажная и индивидуальная застройка – таунхаусы и коттеджи.

– Комплексная застройка территории подразумевает, что одновременно с жильем строятся и объекты социальной инфраструктуры. Сколько их планируется ввести в строй в 2017 году? Какая часть из них будет построена за деньги городского бюджета, а какая за счет средств инвесторов, ведущих застройку новых территорий?

– В ТиНАО в текущем году планируется ввести в эксплуатацию 20 социальных объектов – 12 детских садов, четыре школы, три больницы и подстанцию скорой помощи. Это в два раза больше, чем в 2016 году, когда было построено 10 соцобъектов – восемь детских садов и две школы. При этом 13 объектов строят инвесторы. За счет внебюжетных средств в ТиНАО в этом году должны быть введены в строй семь детских садов на 1530 воспитанников, четыре школы на 3975 учащихся, две поликлиники на 450 посещений в смену. А за четыре предшествующих года в Новой Москве было построено 47 социальных объектов – 12 детских садов, четыре школы, три поликлиники и подстанция скорой помощи. Кроме того, сейчас на новых землях строится пять пожарных депо, и до конца года их строительство должно завершиться. В числе строящихся в настоящий момент объектов социальной инфраструктуры есть и выдающиеся, например, крупнейшая в столице школа на 2100 учеников. Ее возводят в Летове, а открыть планируют 1 сентября 2018 года. В будущее образовательное учреждение уже выстраивается очередь из желающих там учиться.

– Как модернизируется инженерная инфраструктура на новых московских землях?

– Постепенно, параллельно со строительством новых объектов, на новых московских землях создается сопутствующая инфраструктура, в первую очередь инженерные сети, соответствующие стандартам мегаполиса. Если говорить о водоснабжении, то сейчас АО «Мосводоканал» прокладывает коллектор диаметром тысяча миллиметров и протяженностью 3,5 км, который обеспечит качественной водопроводной водой жителей поселения Марушкинское. Его строительство предполагается завершить до конца года. В дальнейшем чистую воду по нему смогут получать также жители поселений Кокошкино, Филимоновское и Московский.

Если говорить о совершенствовании электроснабжения территорий, то главное направление здесь – замена воздушных линий электропередач напряжением 110 и 220 кВ, создающих неблагоприятный электромагнитный фон, подземными кабельными линиями. Сейчас при разработке новых проектов заранее предусматривается, что электроснабжение будет осуществляться именно по подземным кабельным линиям.

– Наступит ли время, когда грань между «старой» и Новой Москвой сотрется?

– Придет время (ведь проект очень масштабный), и присоединенные территории по комфортности для проживания значительно превзойдут историческую Москву. Именно к этому мы и стремимся.


Назад в раздел