НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Школы новых технологий. Каждое из 200 победивших учебных заведений получит до 5 млн рублей


Начиная с прошлого года Правительство Москвы изменило концепцию финансирования средних образовательных учреждений, сочтя, что все школы города уже достигли минимально необходимого базового уровня оснащенности вычислительной техникой. Департамент образования города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий перешли ко второй стадии реализации программы «Школа новых технологий», в ходе которой две сотни наиболее продвинутых в использовании современных технологий московских школ получат дополнительное финансирование на реализацию IT-проектов.


На протяжении двух предшествующих лет городские власти тратили ежегодно 3–5 млрд руб. на оснащение школ компьютерами, интерактивными досками и широкополосным доступом в Интернет. По подсчетам руководителя Департамента образования Исаака Калины, в 1,5 тыс. столичных школ в настоящий момент эксплуатируется около 160 тыс. компьютеров, почти 28 тыс. мультимедийных проекторов и свыше 16 тыс. интерактивных досок. Все столичные школы получили выделенные каналы доступа в Интернет с базовой скоростью 10 Мбит/с.

С 2011 года в столице открыта электронная запись в первый класс. В 2013 году появились первые электронные дневники, которые помогали эффективнее взаимодействовать учителям, ученикам и их родителям. К началу 2013/14 учебного года электронные дневники использовались в 1305 школах. При этом 36% учебных заведений полностью отказались от использования традиционных бумажных дневников. Уже год назад в 60 столичных школах прошел успешный эксперимент по внедрению электронных учебников. В 218 школах уже используются электронные карты для фиксации входа и выхода, а также для оплаты питания в школьных столовых и буфетах. Таким образом, с помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» родители смогут получать информацию о том, как часто дети опаздывают в школу или насколько регулярно они питаются.

Компьютеризация школ станет адресной

С начала 2014 года в 75 школах проходит эксперимент по внедрению электронных учебников. Подобное нововведение не только избавит школьников от необходимости набивать свой ранец книгами под завязку, но и использовать мультимедиа в процессе получения знаний. С помощью электронных учебников проходят занятия по русскому языку, литературе, истории России, алгебре и геометрии, физике и химии, изобразительному искусству и музыке.

С помощью электронного носителя можно также выполнять практические задания, лабораторные и контрольные работы.

В нынешнем году информационную и телекоммуникационную инфраструктуру планируется развивать точечно, поддерживая целевыми выплатами те педагогические коллективы, которые разрабатывают собственные проекты в IТ(сфере.

Теперь деньги получат не все школы, а лишь те, которые, по мнению конкурсной комиссии, окажутся достойными принять участие в проекте «Школа новых технологий». Средства школам будут выделяться на конкретные проекты, связанные с использованием информационно(коммуникационных технологий.

– Особая роль принадлежит в этом деле Департаменту информационных технологий, который позволяет вывести образование на абсолютно новые позиции, – отметил глава Департамента образования Исаак Калина.

В декабре прошлого года на первом этапе эксперимента компьютерной техникой дополнительно было оснащено 20 наиболее продвинутых школ. Отбор победителей конкурса проводился в несколько этапов. После анализа объема и структуры школьного интернет(трафика осталось 116 претендентов. Затем преподаватели и администрация этих школ прошли онлайн(тестирование на знание информационных технологий, число претендентов сократилось до 75. В рамках третьего тура они подготовили мотивационное письмо, в котором подробно описали перспективы дальнейшего развития информационнокоммуникационных технологий в своих учебных заведениях. Например, одним из победителей первой стадии проекта в декабре 2013 года стал лицей № 1537, предложивший проект внедрения электронного дневника не только посещаемости, но и успеваемости. В финал конкурса вышли представители 40 школ. Они были приглашены к участию в четвертом этапе, в ходе которого директора защищали перед комиссией проекты, на которые они собирались потратить полученные гранты.

Помимо целевого финансирования учителя школ – победительниц первой стадии проекта прошли подготовку на обучающих курсах и получили учебные пособия по 15 сертификатам от IT(компаний – партнеров проекта, а школьники посетили московские офисы этих компаний, где приняли участие в ряде образовательных мероприятий. Всего состоялась 41 экскурсия для 800 школьников в офисы таких флагманов отрасли, как «Мегафон», Microsoft, IBM, MTC, «Яндекс», Google, Xerox, Cisco, DEPO, Mail.Ru Group и Polymedia.

В конце апреля стартовала вторая стадия проекта «Школа новых технологий», в ходе которой будет отобрано еще

200 столичных образовательных учреждений, наиболее подготовленных к внедрению инновационных решений. В настоящий момент поступили заявки от 320 московских школ, ожидается, что общее число претендентов на гранты может достичь 700. Участники проекта будут отобраны в ходе конкурса, состоящего из нескольких этапов, позволяющих оценить как уровень технологического развития образовательных организаций, так и их кадровый потенциал. В нынешнем году, в отличие от прошлого, внедрена автоматическая система подачи заявок на участие в конкурсе.

На этот раз отбор для участия в проекте пройдет в пять этапов. При определении победителей будет учитываться, в частности, объем и структура потребляемого трафика и посещаемые интернет(ресурсы. Учителя школы должны пройти тестирование на знание информационных технологий. Для участия в «Школе новых технологий» есть два непременных условия: ведение с 1 сентября 2014 года электронных дневников без бумажного аналога и обучение в школе не менее 700 человек.

После подачи заявки каждая школа(соискатель будет оценена на качество использования интернет(канала в классах: общий объем трафика, посещаемые интернет(ресурсы. Учителя должны пройти проверку на умение использовать информационные технологии в процессе обучения. На завершающем этапе руководители школ, прошедших отбор, должны представить планы использования информационных технологий.

В состав комиссии, которой предстоит вынести окончательную оценку, будут включены представители профессионального сообщества, родителей и общественных организаций. Каждая из 200 победивших школ получит на реализацию своих программ информатизации от 2 до 5 млн руб. в зависимости от содержания заявки. До 30% суммы, требующейся на реализацию плана развития, образовательные учреждения должны обеспечить из собственных средств.

Таким образом, затраты на «Школу новых технологий» со стороны бюджета не превысят 1 млрд руб., что меньше, чем 3–5 млрд руб., которые до сих пор ежегодно тратились Москвой на информатизацию образования.

Кроме того, каждая школа(победитель получит автоматизированные системы контроля прохода и безналичной оплаты питания по электронной карте учащегося.

Помимо этого, до конца 2014 года в образовательных учреждениях, участвующих во втором этапе проекта «Школа новых технологий», будет внедрена облачная бухгалтерия на базе «1С» и факультативный курс «Полезный Интернет». В рамках проекта будут также организованы IT(клуб для учителей и творческий конкурс для школьников «IT(репортер» на лучшую заметку с впечатлениями по итогам посещения IT(компаний.

Исаак Калина призвал школы использовать свой шанс и принять участие в проекте.

Школы, победившие в этом состязании, помимо денег получат высокоскоростной канал доступа в Интернет (100 Мбит/с).

В родительских собраниях можно будет участвовать, не выходя из дома

Школы, победившие в конкурсе, получат доступ к городскому сервису видеоконференций АИС «Веб(конференция», который до сих пор использовался для проведения в удаленном режиме межведомственных рабочих групп и совещаний чиновников из различных подразделений Правительства Москвы. Теперь его начнут использовать и для проведения родительских собраний онлайн, а также для совещаний между различными подразделениями образовательных объединений, в которые входят несколько школ.

Система удобна тем, что не требуется никакого дополнительного оборудования или затрат времени: необходимы лишь веб(камера и компьютер или ноутбук, подключенный к Интернету. Родителям заранее высылается ссылка, логин и пароль.

Во время онлайн(собрания родители могут задать вопрос устно (с помощью микрофона или веб(камеры) или в письменном виде (в чате). Онлайн(собрания станут выходом для родителей, которые работают допоздна и не всегда могут прийти вечером в школу.

АИС позволяет проводить 20 мероприятий одновременно, а в собрании могут участвовать до 300 тыс. человек. Кроме родительских собраний и совещаний педагогических коллективов школы смогут проводить на специально созданном портале факультативы и транслировать занятия для заболевших учеников. При этом любое мероприятие, которое проводится в рамках этой системы, записывается и сохраняется в базе данных. В школе № 1420 в онлайн(режиме 26 июня состоялось первое родительское собрание, в котором приняли участие около сотни родителей.

Эксперимент оказался удачным, и с нового учебного года у московских школ появится возможность организовывать родительские собрания в режиме онлайн.

Классы разделят по уровню сложности преподавания математических дисциплин

Еще одно значительное начинание, которое должно преобразить облик городской системы, – вариативность преподавания. Начать решено с преподавания математики: с 1 сентября этого года 10(е и 11(е классы вместо привычных «А», «Б» и «В» будут делиться по уровню сложности преподавания дисциплины.

За основу деления взяты ясно обозначенные требования к уровню математического образования в зависимости от пожеланий каждого конкретного учащегося старших классов. В школах, участвующих в проекте, появятся классы с уровнем «Математика для успешной жизни» – базовый курс, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ и получения аттестата о среднем образовании. «Прикладная математика» – курс для тех, кто собрался поступать в технические вузы средней руки. И наконец, «Творческая область математики, или Математика как высокое искусство» – для тех, кто нацелился поступать в вузы уровня МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана или на факультет мехмата МГУ.

В дальнейшем возрастную планку, на которой можно выбирать степень углубленности изучения предмета, планируется опустить до пятого класса. Переход на новую систему преподавания алгебры и геометрии в школах – дело сугубо добровольное.

– В каком количестве образовательных учреждений стартует эксперимент, в одной или двадцати школах, значения не имеет, пока речь идет лишь о пилотном проекте, – пояснил Исаак Калина.

Старшеклассники перейдут на пятидневку

Еще одним существенным послаблением, облегчающим жизнь и ученикам, и преподавателям, должен стать перевод значительной части столичных школ на пятидневный режим обучения. По словам Исаака Калины, с 1 сентября занятия по субботам прекратятся примерно в 700 московских школах.

– Решение о переходе на режим пятидневки принимает совет школы, в который входят педагоги, родители, представители общественности, – пояснил Исаак Калина. – Продолжительность учебного процесса зависит и от того, какая это школа – начальная (с 1(го по 4(й классы), основная (с 5(го по 9(й) или старшая (10(й и 11(й классы).

До недавнего времени пятидневка была во всех начальных классах. В основной школе – примерно в половине школ. А вот старшеклассники везде учились шесть дней в неделю. Но с осени прошлого года, по словам главы департамента, в ведомство все чаще стали обращаться учителя и родители с просьбой перевести их на пятидневку.

Возможности перевода учащихся старших классов на пятидневку способствовало появление образовательных объединений, включающих в себя несколько школ, что позволило рационально использовать имеющиеся педагогические ресурсы и помещения. В итоге дети стали гораздо больше времени проводить в семье, а старшеклассники получили возможность посвятить высвободившийся день «университетским субботам», в ходе которых преподаватели вузов знакомят их с новыми научными достижениями во время экскурсий, лекций и мастер(классов.

В детский сад через интернет

Позаботились в департаменте не только о старшеклассниках, но и о малышах, которым еще рано посещать школу. Главное достижение в системе дошкольного образования последних лет – ликвидация очереди в детские сады на территории «старой» Москвы. В этом году впервые запись в детские сады производится через Интернет на городском портале госуслуг столицы. Такой возможностью воспользовались около 36 тыс. родителей.

Чтобы облегчить жизнь родителям, столичные власти в декабре прошлого года приняли временные правила предоставления дошкольного образования. В них четко расписано, кто и когда получает место в детсаду. Реестр детей формируется программой автоматически в зависимости от возраста, района, в котором выбрана образовательная организация, срока, с которого московская семья хочет устроить ребенка в учреждение, формы получения дошкольного образования. Временные правила позволили четко выстроить приоритет при предоставлении мест детям жителей города Москвы в дошкольных образовательных учреждениях, основанные на принципе: чем старше ребенок, тем больше у него должно быть гарантий, что его право на дошкольное образование будет обеспечено. Для всех детей старше 2 лет и 5 месяцев, родители которых пожелали отдать их в садик, места нашлись.

По словам Исаака Калины, если три года назад городские учреждения системы дошкольного образования столицы посещали 280 тыс. детей, то сейчас – 426 тыс.

Проблема предоставления мест в детских садах решается за счет как строительства новых дошкольных образовательных учреждений (за три года Москва получила почти 150 новых зданий), так и создания дошкольных отделений при школах. В этом году в городе планируется построить 36 новых детских садов.

Около 80 зданий бывших детсадов советской эпохи, переделанных в 90(е годы под офисы, были возвращены в систему образования.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталЭнергокомплексГлавУПДКМосгаз
АКСИТЕХПНСЛокоБанкРоссийский