НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Социальный заказ столицы. Использует конкурс и аукцион


Число учреждений, подведомственных Департаменту соцзащиты, за последние годы резко увеличилось: ему был передан ряд учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от других ведомств – Департамента образования, Департамента здравоохранения и расформированного Департамента семейной и молодежной политики. Многие из объектов находились не в лучшем состоянии и требовали срочного капремонта, поэтому объем госзаказа, размещаемого Департаментом социальной защиты на ремонт и оснащение своих учреждений, резко увеличился. О том, как ведомство справляется с поставленными перед ним задачами в этой области, журналу «Московские Торги» рассказали начальник отдела капитального строительства и ремонта Департамента социальной защиты населения Наталья Васильченко и руководитель ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы» Сергей Кобзарь.

– Наталья Васильевна, скажите, в каком состоянии на сегодняшний день находится большинство учреждений соцзащиты?

Наталья Васильченко. В общей сложности в структуре департамента насчитывается 304 подведомственные организации. Это окружные управления социальной защиты населения, территориальные центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социально-реабилитационные центры для инвалидов, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пансионаты ветеранов труда, психоневрологические интернаты и еще широкий спектр различных учреждений.

Они размещены в 791 здании суммарной площадью 1,312 млн кв. м, из которых 407 отдельно стоящих и 384 встроенных или пристроенных строений. На этот год на их ремонт, оснащение и обслуживание из бюджета города выделено 3,47 млрд руб., из которых 2,057 млрд руб. пойдет на капитальный ремонт, 536 млн руб. – на текущий ремонт и благоустройство прилегающих территорий, 779 млн руб. – на закупку оборудования, на адаптацию учреждений для маломобильных групп населения – 97,7 млн руб. Под эту программу был сформирован адресный перечень, который утверждается заместителем Мэра по вопросам социального развития Леонидом Печатниковым.

Если говорить о приспособлении зданий для нужд инвалидов, то все наши учреждения по основным показателям адаптированы для использования гражданами с ограниченными возможностями здоровья. Входные группы оборудованы пандусами, в туалетах имеются расширенные кабинки с поручнями для инвалидов-колясочников, в лифтах номера этажей на кнопках продублированы шрифтом Брайля. Но, как говорится, нет предела совершенству. Например, в Управлении социальной защиты поселка «Московский» на присоединенных территориях дверь в туалет оснастили автодоводчиком. Инвалиду-колясочнику не нужно теперь тянуться, для того чтобы достать до ручки, а достаточно нажать на кнопку – и дверь откроется сама. В наших учреждениях направления к кабинетам слабовидящим указывают нанесенные на полу полосы, слабослышащим – бегущая строка.

По итогам первых трех кварталов намеченные на этот год работы и закупка оборудования выполнены в среднем на 70%. Капремонт учреждений выполнен на 75,8%, текущий ремонт – на 53,9%, закупка оборудования – на 66% и адаптация зданий – на 95,5%. Мы рассчитываем, что к декабрю программа этого года должна быть полностью завершена. В настоящий момент уже начались закупочные процедуры по программе 2015 года, но аукционов на капремонт и текущий ремонт, а также закупку оборудования и мебели в их числе нет, размещается заказ лишь на товары и услуги первой необходимости. На следующий год закупаются услуги на организацию питания, хлебобулочные изделия, бутилированная вода, средства дезинфекции.

Основная функция отдела капитального строительства и ремонта Департамента социальной защиты – это подготовка программ капитального и текущего ремонта и технического обслуживания учреждений социальной защиты населения и закупки оборудования для них и услуг по их содержанию. Мы готовим технические задания на выполнение ремонтных работ и технологических зданий, на строительство новых учреждений. ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы» – это государственный заказчик департамента, который готовит конкурсную документацию, процедуры торгов, заключает государственные контракты с поставщиками и подрядчиками, следит за их исполнением.

Отдел капитального строительства и ремонта координирует работу подготовке организаций к содержанию в осенне-зимний период, формирует и уточняет в конце года программу укрепления материально-технической базы учреждений соцзащиты на следующий прогнозный год. Отдел проводит исследование состояния учреждений и после согласования с руководством департамента определяет приоритетные объекты, на которых ремонт должен быть проведен в первую очередь. В 2014 году такими приоритетными объектами стали детские дома и санаторные школы для реабилитации детей с хроническими заболеваниями, переданные в ведение Департамента социальной защиты населения от Департамента образования и Департамента здравоохранения. В середине прошлого года нам было передано 27 детских учреждений и в декабре – еще 10, в этом году еще 8 лесных школ. Большинство из них были в не слишком хорошем состоянии, поэтому их поставили на первоочередной капитальный ремонт. В 2013 году мы успели комплексно отремонтировать 12 из них, в этом году должен быть завершен ремонт еще 10.

В общей сложности на протяжении последних двух лет Департаменту соцзащиты было передано более 300 тыс. кв. м недвижимости, при этом до сих пор суммарная площадь подведомственных учреждений составляла 990 тыс. кв. м. Так что забот, связанных с содержанием и ремонтом зданий, нам существенно прибавилось. А ведь проводить капитальный ремонт, скажем, в детских домах приходится в предельно сжатые сроки – за время летних каникул в период с 25 июня по 25 августа. При этом там выполняется комплексный капитальный ремонт, с полной заменой инженерных коммуникаций, утеплением фасада, кровли и заменой стеклопакетов, а также оснащением мебелью и оборудованием.

Когда три года назад формировалась программа укрепления материально-технической базы департамента, в качестве приоритетных объектов для капремонта в ней были обозначены пансионаты ветеранов труда. Их в подчинении департамента числится девять, и за три года все они должны быть приведены в удовлетворительное состояние.

Проведенные работы получили высокую оценку со стороны руководства города и страны: 1 октября 2012 года в День старшего поколения Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин посетили пансионат для ветеранов труда № 29 в Западном округе и ознакомились с результатами проведенного там ремонта. На тот момент там была обновлена материально-техническая база на 44 млн руб., 40 млн руб. из которых пошло на капитальный ремонт помещений, 1,9 млн руб.– на переоснащение блока, 2,7 млн руб. – на покупку мебели. Затем, уже после визита первых лиц страны и города в 2013 году и выполняя соответствующее поручение, в ПВТ-29 был проведен ремонт фасада с утеплением.

В нынешнем году эта программа должна быть в основном выполнена, но в ходе корректировки к ним добавились еще и новые детские учреждения. В следующем году работы по капитальному ремонту должны быть завершены в трех пансионатах для ветеранов: № 1, № 17 и № 9. Наряду с этим планомерно осуществляется текущий и капитальный ремонт в психоневрологических интернатах. В итоге в 2014 году капитальный ремонт осуществляется на 138 объектах департамента, а текущий – на 222. Новая мебель и оборудование закупается в этом году для 186 учреждений.

– Какие новые объекты строятся для Департамента социальной защиты населения?

Н.В. В первом квартале 2014 года был введен строй новый комплекс зданий психоневрологического интерната № 3, который расположен в поселке Луговой Дмитровского района Подмосковья.С 1966 года ПНИ-3 на 500 мест размещался в помещениях Николо-Пешношского монастыря. В конце августа историческое здание монастыря было вновь передано церкви и заново освящено, а подопечные интерната переехали в новый, современный комплекс зданий, расположенный буквально через дорогу от монастыря. Новый интернат рассчитан уже на 650 человек, включая 150 бездомных. Процесс проектирования и строительства нового корпуса ПНИ-3 занял девять лет – властями Московской области долго решался вопрос о землеотводе, строительство же велось на протяжении двух лет. Общий объем проведенных работ включал в себя также реконструкцию котельной и прокладку новых инженерных коммуникаций. В составе нового корпуса построены новый пищеблок, трудовые мастерские и медицинские помещения. Стоимость объекта по смете, включая и оборудование помещений, составила 1,4 млрд руб.

В настоящий момент ведется строительство нового корпуса геронтопсихиатрического центра милосердия на Шипиловской улице. Сегодня новый корпус уже подведен под крышу и в нем приступили к отделочным работам. Стоимость работ по его возведению составляет 861 млн руб., в течение нынешнего года должны быть проведены работы на 551 млн руб., из них за три первых квартала освоены 169 млн руб.

Кроме того, завершается реконструкция проходной и гаража для Научно-практического реабилитационного центра инвалидов на Абрамцевской улице. До конца года эти сооружения уже планируется ввести в эксплуатацию.

Помимо этого в нынешнем году было введено в строй новое здание ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Отрадное» на улице Декабристов площадью 1900 кв. м. В нем будут спортивный и тренажерный залы, а также швейная, слесарно-столярная, гончарная и обувная мастерские, изостудия, библиотека, столовая, учебные классы, кабинеты стоматолога и логопеда, учительская, парикмахерская и другие помещения. Сметная стоимость проведенных работ составила 165,5 млн руб. Это учреждение занимается профилактикой беспризорности несовершеннолетних, детского неблагополучия и социального сиротства, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В июне с работой центра в обновленных помещениях ознакомился Мэр Москвы Сергей Собянин.

В настоящее время ведется проектирование новых зданий для центров социального обслуживания районов Некрасовка, Зябликово, Западное Бирюлево и Котловка и управления социальной защиты населения района Митино. Заказчиком работ по сооружению новых зданий выступает Департамент строительства, отдел же капитального строительства и ремонта Департамента социальной защиты населения разрабатывает технологические задания и осуществляет контроль за качеством и сроками выполнения работ.

– Ремонт какого типа социальных учреждений станет приоритетным в будущем году?

Н.В. В 2015 году мы полностью завершим программу капитального ремонта пансионатов для ветеранов войны и труда. Детские учреждения, которые прежде были на балансе департамента, также уже успешно отремонтированы. Продолжится ремонт психоневрологических интернатов и социально-реабилитационных центров для детей и подростков. Речь идет не о детских домах, а об учреждениях, занимающихся профилактикой беспризорности. В них заботятся не о детях-сиротах, а о детях из неблагополучных семей, беспризорниках, сбежавших из дома. Эти учреждения также должны быть все отремонтированы, с благоустройством прилегающей территории. Надо сказать, что сегодня, когда проблема беспризорности уже не стоит так остро, как в 90-е годы прошлого века, многие из этих центров выполняют функцию не приютов, а больше занимаются поддержкой и реабилитацией детей из семей, где не все благополучно, открывают отделения дневного пребывания. И это изменение функций требует переоборудования и переоснащения этих учреждений. В структуру нашего департамента вновь вернули от Департамента семейной и молодежной политики 26 центров социальной помощи семье и детям. Они расположены в основном на первых этажах жилых домов, их посещают дети из благополучных в отношении психологического комфорта, но малообеспеченных семей. В этих центрах они проводят время днем, там с ними занимаются педагоги.

Еще одним приоритетом для нас в следующем году станет ремонт 12 находящихся на балансе департамента котельных. По трем из них уже готова проектно-сметная документация, и в короткий срок с 15 мая до 25 августа должны быть выполнены либо реконструкция, либо капитальный ремонт, либо модернизация каждой из них. Помимо этого руководителем департамента Владимиром Петросяном на годовой коллегии поставлена задача обследовать 193 индивидуальных узла учета тепла. Нужно определить те из них, которые требуют обновления и должны быть включены в программу капитального ремонта на будущий год.

– Каково состояние зданий учреждений социальной защиты?

Н.В. Большинство зданий наших подведомственных учреждений построено в советский период, в 60–80-е годы прошлого века. Департамент последовательно на протяжении последних 12 лет активно занимался капитальным ремонтом, и практически все наши здания находятся в удовлетворительном состоянии. Из восьми сотен находящихся на балансе департамента строений лишь два являются ветхими, не подлежащими восстановлению и требующими немедленного сноса, о чем мы поставили в известность Департамент имущества. На территории психоневрологического интерната № 5 требуется снести здание старого магазина. В пансионате для слабовидящих, переданном нам восемь лет назад от Всесоюзного общества слепых, расположены ветхие строения летнего детского лагеря – сборные щитовые дома, которые десятилетиями никто не обслуживал. И единственно верное в данном случае решение – снести их и полностью расчистить территорию.

Особенно много в сфере капитального ремонта зданий нам удалось сделать за последние три года, после того как, по решению Мэра, были резко увеличены объемы финансирования ремонтных работ.

Еще одна существенная задача – это переделка прежних детских домов в детские дома семейного типа. Казармы со спальнями на 20 человек, с пищеблоком, общими столовой, душевыми и туалетными комнатами надо превратить в дома с большими квартирами площадью 200–250 кв. м, в которых будут жить социальные мамы с находящимися у них на воспитании детьми. В каждой из таких квартир будет по две туалетные комнаты: одна для мальчиков, другая – для девочек, несколько спален: отдельно для девочек, мальчиков, для дошколят и детей школьного возраста, комната для «социальной мамы» и столовая-гостиная. Из 12 московских детских домов-интернатов восемь уже переоборудованы под семейный тип. В этом году подобной реконструкции подвергнутся оставшиеся четыре детских дома-интерната: № 53, № 8, № 5 и № 4. Все детские дома, которые будут ремонтироваться, теперь уже проектируются под семейный тип размещения воспитанников. И называться они теперь уже будут иначе – центры содействия семейному воспитанию. И цель их – воспитание детей, так чтобы по достижении совершеннолетия они смогли вести самостоятельную жизнь, или при усыновлении ребенок был готов к жизни в семейных условиях.

Более того, для тех из них, кто уже достиг 18 лет, но не вполне еще приспособился для жизни в мире взрослых, недавно открылся специальный адаптационный центр. Это новое здание, построенное для нашего департамента по Адресной инвестиционной программе. Первоначально этот дом предназначался для пожилых людей, которые сдают свои квартиры городу, чтобы о них заботились социальные работники. Но этот процесс идет не так активно, как первоначально предполагалось, и здание было переоборудовано под новый функционал для юного поколения. Это потребовало проведения дополнительных работ: была проведена телефонизация всех помещений, установлена пожарная и охранная сигнализация, проведено дополнительное благоустройство прилегающей территории. Теперь туда в отдельную квартиру на год или два будут переселяться молодые люди – выпускники детских домов, чтобы под присмотром социальных работников учиться самостоятельно вести домашнее хозяйство и искать работу. Этот процесс получил название «постинтернатная адаптация».

Нам не раз приходилось готовить задания для нестандартной модернизации или переоборудования, отличающегося от обычного текущего или капитального ремонта. Например, до конца этого года в пансионате ветеранов труда № 6 необходимо выполнить переоборудование обеденного зала, чтобы питание там осуществлялось по типу шведского стола.

Еще одно направление работы отдела капитального строительства и ремонта – это подготовка мероприятий по энергосбережению в учреждениях социальной защиты. Мы меняем обычные лампочки на энергосберегающие. Утепляем фасады, меняем старые окна на пластиковые стеклопакеты, утепляем кровли, устанавливаем датчики, регуляторы воды и систем вентиляции. Пока все это делалось за бюджетные деньги, но сейчас поставлена задача по проведению конкурсов на заключение энергосервисных контрактов. Процесс этот непростой, но некоторый опыт у нас уже имеется. Три года назад мы в качестве пилотного проекта заключили контракт с Первой энергосервисной компанией со сроком окупаемости затрат в пять лет в пансионате ветеранов труда № 9 на улице Лациса. Тогда в качестве энергосберегающего оборудования были установлены терморегуляторы на радиаторы отопления. Сумма затрат инвестора составила 6,5 млн руб. на срок до 2015 года. На начало нынешнего года им удалось в форме выплат от достигнутой экономии вернуть 4,47 млн руб. В соответствии с таким контрактом компания-инвестор устанавливает энергосберегающее оборудование за свой счет, потом за оговоренный в документе срок она возмещает свои затраты и получает оговоренную прибыль за счет отчисления ей достигнутой экономии. После этого оборудование переходит в собственность учреждения соцзащиты.

Сейчас у нас подготовлен первый аукцион на выбор энергосервисной компании для внедрения энергосберегающего оборудования в психоневрологическом интернате № 20 на улице Обручева. Контракт заключается на пять лет. Техзадание также предполагает установку терморегуляторов на радиаторы, работы по совершенствованию системы энергоснабжения. Объем инвестиций составляет 6 млн руб. – это 10% от суммы коммунальных платежей учреждения за пятилетний срок.

– Сергей Борисович, скажите, пожалуйста, какой объем намечен к размещению в ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы»?

Сергей Кобзарь. Объем размещаемого в этом году госзаказа составляет 5,5 млрд руб. В это число входят контракты на капитальный и текущий ремонт, поставку мебели и оборудования для подведомственных департаменту учреждений, закупку продуктов питания, услуги по стирке белья, приготовление горячего питания. Как правило, если речь идет о закупке продуктов питания или услуг по приготовлению пищи, то закупки производятся сразу для нескольких типовых учреждений одного административного округа, например, нескольких психоневрологических интернатов или нескольких пансионатов ветеранов труда.

– В чем, на ваш взгляд, отличие размещения заказа для учреждений соцзащиты?

С.К. Главная особенность нашей работы по сравнению с другими городскими заказчиками – это более высокий уровень требований к качеству закупаемой продукции, работ и услуг. Департамент соцзащиты работает с категориями населения, которым либо меньше повезло в жизни, чем большинству из нас, – инвалидами, сиротами малообеспеченными семьями, либо с теми, кто нуждается в дополнительной поддержке со стороны государства, – пожилыми людьми, многодетными родителями. Поэтому все, что им предназначено, должно проходить жесткую дополнительную проверку и соответствовать самым высоким стандартам.

– Какие основные формы размещения заказа использует дирекция?

С.К. Две главные формы размещения процедур, которые использует Департамент социальной защиты, – это конкурс и аукцион. На конкурсах размещается заказ на создание проектно-сметной документации, заказ на закупку оборудования и выполнение работ по текущему и капитальному ремонту размещается через аукционы.

– Изменилось что-либо в вашей работе с вступлением в силу Закона «О контрактной системе»? Используете ли вы формы размещения заказов, которых не было в ФЗ-94?

С.К. В прошлом году, когда торги проводились по ФЗ-94, 5–7% процедур оказывались торгами, на которых не заявлялся ни один участник. Их даже не отменяли, просто объявление о торгах публиковалось несколько раз. С вступлением в силу Закона о контрактной системе, в случае если на объявленный аукцион не зарегистрировалось ни одного участника, проводится предусмотренный новым законодательством запрос предложений поставщиков.

С вступлением в силу Закона о контрактной системе стали более жесткими требования, предъявляемые к конкурсной документации. Изменился стандартный шаблон контракта. Появилась возможность при проведении аукционов вносить изменения в документацию уже после публикации извещения о проведении торгов. Если прежде такие изменения позволялось вносить не позднее чем за пять дней до объявленной даты торгов, то теперь, даже если до даты проведения аукциона осталось всего два дня, у заказчика есть возможность исправить допущенные ошибки. Для этого следует просто продлить срок подачи заявок.

Кроме того, прежде мы могли в квартал заключать лишь один договор на сумму менее 100 тыс. руб. без объявления конкурентных торгов, теперь напрямую через электронный магазин таких контрактов можно заключать на общую сумму, не превышающую 10% от общего объема закупок на этот период, запланированных в соответствии с планом-графиком проведения закупок. Это очень удобно.

Наконец, благодаря вступлению в силу ФЗ-44 заметно повысилась исполнительская дисциплина, ведь в действующем законе имеется положение о том, что заказчик имеет право в одностороннем порядке без обращения в суд расторгнуть контракт, в случае если подрядчик допустил два или более нарушений его условий. А это автоматически означает внесение нерадивого исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков с запретом в течение двух лет участвовать в торгах по госзаказу. При этом деньги, которые они перечислили в качестве обеспечения своей ответственности по контракту, назад им не возвращаются. Поэтому поставщикам выгоднее добросовестно и своевременно выполнить контракт, чем сталкиваться с такими тяжелыми последствиями.

Еще одно изменение в нашей работе связано с внедрением Тендерным комитетом информационно-аналитической системы ЕАИСТ 2.0. Например, теперь банки обязаны заносить данные о всех выданных ими гарантиях в общедоступную базу. Это заметно облегчает проверку их подлинности. В результате в этом году, хотя эта система и не начала еще полноценно работать, у нас уже практически не было случаев предоставления липовых гарантий. Подрядчики знают, что если их даже постфактум уличат в предоставлении ненадлежащей гарантии, то они все равно будут занесены реестр недобросовестных поставщиков. В связи с этим сократилось число использования поддельных гарантий: теперь поставщики и подрядчики предпочитают вносить обеспечение ответственности исполнителя контракта в размере 10–30% его стоимости живыми деньгами.

– Как ведется претензионная работа по контрактам?

С.К. Претензии в этом году были выставлены примерно по 10% от общего числа заключенных контрактов. Штрафы платят практически все нарушители, которым были выставлены претензии, но при этом они стараются максимально растянуть срок выплат. Зачастую это совсем небольшие штрафы, нередко речь идет о просрочке всего на несколько дней...

– Имели ли место случаи более серьезных санкций – расторжение контрактов по суду, занесение компаний в реестр недобросовестных поставщиков?

С.К. В прошлом году психоневрологический интернат № 2, который в тот раз сам выступал в качестве заказчика, был вынужден расторгнуть контракт с подрядчиком через суд. К этому делу пришлось подключиться юридическому отделу нашего департамента. Эта компания представила документы о том, что она выполнила работы, которые на самом деле не проводились.

Был и случай включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. Речь шла об иногородней компании, которая на конкурсе на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта дала очень большое снижение начальной цены – более 25% от начальной стоимости контракта. Согласно новому ФЗ-44, в случае такого крупного снижения победитель должен представить три ранее заключенных с ним госконтракта на подобные работы, которые были исполнены без претензий. Компания такие контракты представила, но, когда мы стали их проверять, оказалось, что это фальшивки с несуществующими номерами. Контракт с этим подрядчиком заключен не был, обеспечение заявки на участие в торгах в размере 5% от начальной стоимости контракта мы ей не вернули, а когда ее представители попытались опротестовать наши действия в ФАС, там признали нашу полную правоту.

– Как много поставщиков и подрядчиков из других регионов заключает контракты на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг с Департаментом соцзащиты?

С.К. Компании из других субъектов Федерации составляют 15–20% наших подрядчиков и поставщиков. Большей частью из Московской области, ведь и многие наши учреждения расположены на территории Подмосковья. Они чаще всего оказываются победителями конкурсных процедур на выполнение таких специфических видов работ, как проведенная недавно модернизация котельной в пансионате инвалидов по зрению в Чеховском районе Московской области.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталОЭКГераГеопроектизыскания
АКСИТЕХАбсолютЦентр