НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Социально защищенный город. В Москве завершил работу IV социальный форум «Защита социальных прав граждан: партнерство власти и общества»


В этом году его организаторами стали Государственная Дума России, Министерство труда и социального развития РФ, Общественная палата РФ, Совет по правам человека при Президенте РФ и многие другие государственные и общественные организации. В рамках форума было организовано около десятка панельных дискуссий, посвященных темам оценки качества социальных услуг населению, развитию безбарьерной среды для инвалидов, общественного контроля в сфере ЖКХ, правовому просвещению граждан, защите социальных и трудовых прав и многому другому. Также на форуме обсуждались вопросы жилищно-коммунальных услуг, общественный контроль в защите социальных прав граждан.

Социальное партнерство и предпринимательство

И все же ключевыми темами стали социальное предпринимательство и защита социальных и трудовых прав граждан на примере столичного региона.

-Сегодня в России практически не осталось регионов, где социальное предпринимательство не набирало бы силу, - отметила на торжественном открытии заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец. - И мы это видим на примере Московского региона. В рамках нашего форума предстоит обсудить немало вопросов, в том числе в области законодательства, чтобы сделать климат социального предпринимательства еще более благоприятным.

- Профессиональное сообщество, предпринимательская инициатива должны быть ближе к государству и к тем программам, которое оно осуществляет. Чтобы мы могли опереться друга на друга и вместе помогать нашим гражданам, когда это необходимо, – поддержал Ольгу Голодец министр труда и социальной защиты населения РФ Максим Топилин.

Работу форума открыла панельная дискуссия на тему «Защита социальных прав граждан: партнерство власти и общества в развитии социальной сферы». В качестве модератора дискуссии выступила первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Елена Николаева. Она зачитала приветствие Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина участникам форума, и подчеркнула, что, невзирая ни на что, необходимо сделать защиту социальных прав граждан максимально эффективной, так как все социальные обязательства перед ними должны быть исполнены в полном объеме.

Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов посвятил свое выступление вопросу привлечения внимания населения и предпринимателей к деятельности некоммерческих организаций в социальной сфере.

Как было отмечено на форуме, столичное правительство постоянно ведет работу по расширению так называемой безбарьерной среды. При этом администрации города привлекают частные инвестиции в рамках программы государственно-частного партнерства.

И результаты работы налицо. К 2016 году вся общественная инфраструктура (дворы, спортивные площадки, тротуары и пешеходные переходы, общественный транспорт, социальные учреждения, объекты торговли, отдыха и досуга) будет приспособлена для инвалидов и маломобильных групп населения.

По итогам активного обсуждения большинство участников мероприятия сошлись во мнении о необходимости дальнейшего развития инфраструктуры поддержки социального предпринимательства.

В числе механизмов его продвижения были названы системная скоординированная работа представителей крупного, среднего и малого бизнеса, научного сообщества, некоммерческого сектора, органов власти, общественных объединений, социальных предпринимателей и СМИ. Важно обеспечение поддержки со стороны федеральных и региональных органов власти, развитие социального предпринимательства в рамках корпоративной социальной ответственности крупных компаний.

Инновационные подходы

В рамках форума фонд «Наше будущее» организовал интерактивную выставку-ярмарку проектов социальных предпринимателей, приехавших на форум из 10 регионов России – Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и.т.д.

В общей сложности предприниматели представили 21 проект в категориях: «работа с социально незащищенными категориями граждан», «экология», «дошкольное образование», «работа с пожилыми людьми», «спорт» и «культура» и т.д.

Сессия, посвященная защите трудовых прав, была организована Центром социально-трудовых прав (ЦСТП). Следует отметить, что она собрала чуть ли не наибольшее количество участников. В рамках сессии обсудили следующие вопросы: эффективность защиты трудовых прав органами государственной инспекции труда и прокуратуры, проблемы применения судебной защиты трудовых прав и развитие внесудебных форм разрешения трудовых споров, медиации, эффективность норм, регулирующих разрешение коллективных трудовых споров и забастовок, и проблемы их реализации, защита трудовых прав профсоюзами и т.д. По итогам работы сессии сформирован пакет рекомендаций для органов власти, субъектов общественного контроля и НКО, направленных на повышение эффективности нормативно-правового регулирования социальных прав граждан.

У нас не бастуют!

Лучшие столичные эксперты в области трудового права выступили перед гостями форума. Например, профессор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, доктор юридических наук Никита Лютов рассказал:

- У нас есть сильные перекосы в области социального партнерства. Сегодня у нас нет возможности обсуждать все законодательные проблемы, но из заявленных сегодня ключевых тем я выделил бы две. Первая – у нас не работают нормы, касающиеся права трудящихся на забастовку.

В противовес представлениям работодателей, что это хорошо, можно возразить, что конфликты все равно существуют и разрешаются они вне правовых рамок. Законодательство, которое должно работать как предохранительный клапан и защищать от взрывов, сейчас не работает. В России понимание права на забастовку, к сожалению, далеко не соответствует требованиям МОТ и Совета Европы. Вторая тема - проблемы с Государственной инспекцией труда. У нас существует Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)…», который ограничивает возможности Государственной инспекции труда проводить проверки работодателей без предупреждения. Это прямо противоречит одной из приоритетных конвенций - № 81 «Об инспекции труда в промышленности, торговле», принятой Международной организации труда (МОТ). К сожалению, это противоречие пока не устранено. Вторая ключевая проблема – ресурсы, которые выделяются Государственной инспекции труда. Они совершенно неадекватны тем задачам, которые перед ней стоят. В результате проверки в основном носят формальный характер.

Профессор кафедры трудового права юридического факультета МГУ, доктор юридических наук Ирина Костян предложила существенно усилить контроль над органами трудовой инспекции и создать новый орган по мониторингу правоотношений в трудовой сфере. По ее словам, «…осуществление надзора и контроля за исполнением трудового законодательства не достигает основной цели - предотвращение и устранение правонарушения. Негативная ситуация наблюдается в судебной системе. Для координации нужен орган, созданный с участием сторон социального партнерства, специалистов в области трудового права. Его функции – регулярный мониторинг проводимой политики в области трудовых отношений, подготовки отчета с изложением результатов и предложений, направленных на устранение имеющихся недостатков в сфере труда. Возможно, предоставить ему ведение контроля (наблюдения) за применением законодательства, иных нормативных актов судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Целесообразно возложить на Роструд обязанность давать официальные разъяснения по применению трудового законодательства и ответственность за ошибки, содержащиеся в них, реформировать отношения по социальному партнерству, которые в первую очередь должны оказывать помощь и поддержку своим членам, отвечать за их деятельность.

Требуются сотрудники

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Максим Паршин сообщил:

- Федеральная служба по труду и занятости - исполнительный орган государственной власти, призванный следить за соблюдением трудовых прав и их восстанавливать, если они нарушены. За прошедший год, по всей стране у нас зафиксировано более 1,5 млн случаев восстановления трудовых прав решениями Роструда. Это выплата заработной платы. За девять месяцев 2014 года 400 тыс. человек получили зарплату с нашей помощью. Общая сумма выплат – 9 млрд руб.

Второе направление нашей работы – соблюдение требований к охране труда. За девять месяцев зафиксировано около 9 тыс. несчастных случаев на производстве, свыше 8,5 тыс. расследовано и пострадавшие получили свыше 1 млрд руб. Третье направление – легализация трудовых отношений. Действительно, крайне сложно легализовать тех, кто работает в неформальном секторе, в том числе и потому, что они не жалуются. Мы фиксируем за этот год 177 тыс. случаев заключения трудовых договоров по требованиям инспекторов труда. Проблем, конечно, много. Мы считаем что наша деятельность является ключевой. При этом в системе Роструда работает около 2 тыс. инспекторов Рострудинспекции, что в разы меньше численности других контролирующих органов.

Профессор кафедры трудового права Высшей школы экономики НИУ ВШЭ, доктор юридических наук Марина Буянова рассказала:

- При рассмотрении индивидуальных трудовых споров суд руководствуется общим принципом гражданского судопроизводства – принципом равенства сторон. Между тем равенство сторон процесса не является универсальным принципом судопроизводства. Этот принцип может полноценно использоваться лишь в случае судебного разбирательства между формально равными субъектами: при споре между фирмами-контрагентами, при разделе имущества супругов и т.п. В трудовых спорах, поскольку работник является наиболее слабой стороной трудового правоотношения, равенство сторон фактически отсутствует. Таким образом, если отсутствует равенство формальное, то не должно быть и равенства процессуального. К сожалению, из всех указанных в ГПК РФ письменных доказательств работник, как правило, не имеет подлинников каких-либо документов (кроме трудового договора), а располагает в лучшем случае их копиями. Работник не может самостоятельно заверить копию, так как печати у него нет. Обращаться к нотариусу он не может с такой просьбой, так как нотариусы не могут заверять какие-либо документы без сверки их с подлинниками. Работодатель, напротив, может предоставить любой документ в суд (в том числе недавно сфабрикованный, и даже любую копию), заверив его соответствующей печатью, подписью и записью «Копия верна». В суде данные документы будут являться доказательствами.

Необходимо обратить внимание на то, что суд довольно часто отказывает в ходатайстве работника о назначении экспертизы, мотивируя это тем, что экспертиза затянет судебное разбирательство, поскольку ст.154 ГПК РФ устанавливает предельный срок рассмотрения исков. Несоблюдение сроков считается процессуальным нарушением, и потому судьи стараются их придерживаться. Свидетельские показания также не могут быть использованы в качестве доказательств в суде, потому что, как правило, эти работники продолжают работать у данного работодателя и в суд они, скорее всего, не пойдут, боясь, что если они скажут правду, то их самих уволят в самое ближайшее время.

Еще один способ доказать нарушение порядка увольнения работника - аудио- или видеозаписи. Однако данное доказательство, как правило, оспаривается работодателем по причине его возможной подложности. Электронная переписка как доказательства по делу не принимается судом и не приобщается к делу, так как эти документы не заверены надлежащим образом и не соответствуют требованиям допустимости принятия доказательств. Между тем в арбитражных процессах электронная переписка сторон почему-то рассматривается и принимается в качестве доказательств).

Указанные обстоятельства диктуют необходимость пересмотреть действующие процессуальные нормы, регулирующие порядок доказывания и исследования доказательств при рассмотрении трудовых споров.

По ее словам, необходимо внести в гражданско-процессуальное законодательство (в ГПК РФ) следующие изменения: норму о презумпции добросовестности работника с возложением бремени доказательств увольнения работника на работодателя и норму об обязанности суда назначать экспертизу представленных работодателем документов, а аудио- и видеозаписи, представленные работником, должны приниматься судом.

Государево око не дремлет

Наиболее интересным выступлением был доклад заместителя начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Вячеслава Крошкина. Он сообщил, что надзор за соблюдением трудовых прав является одним из приоритетных в деятельности прокуратуры.

- Анализ статистики показывает, что в общей массе выявленных прокуратурой правонарушений социальной направленности трудовые составляют свыше 30%, а в социальную направленность входят и строительство, и ЖКХ, где нарушений довольно много.

За первые полгода выявлено 590 тыс. нарушений трудового законодательства, из них 75% касались невыплаты заработной платы. Данные Росстата не отражают картину задолженности по зарплате. Связано это с тем, что работодатели часто несвоевременно представляют сведения о задолженности, что является основанием для привлечения их к административной ответственности по инициативе прокурора. Кроме того, большие задолженности имеются среди тех, кто не обязан отчитываться перед органами Росстата (малые предприятия, ИП). Органы прокуратуры участвуют в восстановлении нарушенных прав. В этом году судами удовлетворенно свыше 190 тыс. исков к работодателям по инициативе прокуратуры на общую сумму свыше 4 млрд руб. По представлению прокуроров к административной ответственности привлечено более 13 тыс. должностных лиц, в том числе 320 человек были подвергнуты дисквалификации. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 200 уголовных дел. Тем не менее ситуация достаточно острая и требует дальнейших усилий. Возможно, сегодняшнее мероприятие станет одним из шагов по решению проблемы.

Заместитель начальника отдела защиты трудовых прав человека Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Евгений Дудоров сделал следующее предложение:

- Анализ обращений, поступающих в Аппарат Уполномоченного по правам человека, показывает, что весьма актуальной является проблема отсутствия уважениям к основным правам в области труда. Среди них право работников на объединение, на коллективные переговоры и право на забастовку, о чем сегодня уже много говорили. Очевидными являются факты неприкрытого давления на профессиональные союзы, воспрепятствование их законной деятельности, дискриминация профсоюзных активистов, а также отсутствие эффективных механизмов по отстаиванию прав наемных работников и отсутствие реакции со стороны государственных органов, призванных пресекать нарушения.

К сожалению, можно констатировать, что большинство из вновь создаваемых профсоюзов, а также активно действующие сталкиваются с нарушением их прав. Попытки защиты профсоюзных прав в большинстве случаев оказываются затратными по времени и бесполезными с точки зрения результата. Ни уголовное, ни административное законодательство не содержат норм ответственности за нарушение профсоюзных прав. Неоднократные попытки профсоюзов обратить на это внимание правительства не нашли отклика. В этой связи мы готовим специальный доклад Уполномоченного по правам человека, в котором будут содержаться предложения по введению уголовной ответственности за запрет и воспрепятствование законной деятельности профсоюзной организации и установление административной деятельности за иные нарушения профсоюзных прав, в частности за фактический отказ от признания профсоюзной организации. Доклад в ближайшее время будет направлен в Государственную Думу, а также опубликован в СМИ.



Назад в раздел
ЭнергокомплексКростМОЭКТеплоцентрстрой
АКСИТЕХАктивКапиталФУДЛокоБанк