НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Профессия учителя вернула себе престиж. Многопрофильные школы подружились с вузами


В столице завершился процесс создания крупных образовательных объединений из нескольких школ и детских садов. Теперь все они оснащены самыми передовыми высокотехнологичными средствами обучения, а многие из них вдобавок прикреплены к вузам, которые организуют университетские субботние факультативы в средних общеобразовательных учреждениях, – об этом рассказал глава Департамента образования Исаак Калина, подводя итоги реформирования городской системы образования.

На сегодняшний день в результате реализации программы «Столичное образование» в Москве было создано почти 700 крупных многопрофильных образовательных центров. До начала структурной реформы городской системы образования в столице насчитывалось около 4 тыс. школ, как правило, предлагавших выпускникам в старших классах либо образование с гуманитарным уклоном, либо физико-математическую специализацию. Теперь 56% московских школ реализуют от трех до семи программ профильного образования.

Кроме того, организовано профильное обучение 1308 старшеклассников на базе семи федеральных вузов: МИФИ, МИИТ, РГГУ, ВШЭ, Московского государственного университета дизайна и технологии, Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. В 2015 году в Москве планируется открыть большое количество медицинских классов при поддержке МГМУ им. И.М. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Такие классы будут связаны не только с медицинскими вузами, но и с больницами. Точно так же инженерные классы создаются не только с техническими университетами, но и с самыми современными производствами, а IT-классы – с крупными компаниями, работающими в сфере информационных технологий и телекоммуникаций.

В профильные школы при вузах вскоре можно будет поступить с 9 класса. В настоящее время проект распространяется только на учащихся 10–11 классов. В пилотный проект будут включены вузы, находящиеся в ведении Москвы (сейчас в нем участвуют лишь федеральные вузы).

Кроме того, в школах появились специализированные кадетские классы.

– Теперь родителям, мечтающим о военной карьере для своего ребенка, незачем отдавать его в кадетский интернат, эту мечту можно осуществить в школе рядом с домом, – сообщил Исаак Калина. – В конкурсе на право открыть у себя кадетский класс приняли участие около 300 лучших школ столицы.

Также в рамках госпрограммы «Столичное образование» реализуются проекты дополнительного образования «Профессиональные среды» для учащихся колледжей и «Университетские субботы» для школьников, которые проводятся с 2013 года.

– Для старшеклассников, которые готовятся поступать в вузы, субботы – самый плодотворный образовательный день недели, когда можно воспользоваться научным ресурсом московских вузов, – считает Исаак Калина.

Вскоре Департамент образования должен запустить новый образовательный проект дополнительного образования для школьников – «Школьные знания для реальной жизни». Этот проект будет логически связан и идти параллельно с проектом «Университетские субботы».

Нововведения коснулись не только тех, кто завершает процесс школьного образования, но и тех, кто его еще не начал.

В настоящее время 600 московских школ (86% от общего числа) имеют в своем составе дошкольные отделения. Так, к 1 сентября 2014 года 22% от общего числа первоклассников были переведены в первый класс из дошкольных отделений своих же школ. По сравнению с 2013 годом, в прошлом году количество детей, зачисленных в первый класс, выросло на 9%. Всего в сентябре 2014 года в школу пошли 95 тыс. ребят. По словам Исаака Калины, в 2015 году в школы города будут зачислены около 100 тыс. первоклассников, из этого числа 70% уже зачислено в школу с помощью электронной записи.

Большинство из родителей выбрали для своего ребенка школу рядом с домом.

Лишь единицы готовы возить его в другой округ, да и то, скорее всего, лишь потому, что семья реально живет здесь, а зарегистрирована в другом месте. Можно будет также выбрать школы и в других районах столицы, если там останутся места после зачисления детей, живущих рядом.

За последние годы в городе в полтора раза увеличился объем финансирования школ, при этом была изменена как сама система финансирования, так и система оплаты труда. В 2014 году общая сумма грантов Мэра Москвы лучшим образовательным организациям была увеличена на 300 млн руб. (до 1,05 млрд руб.).

Выросла и средняя ежемесячная зарплата учителей до 70,2 тыс. руб. (на конец 2014 года), притом что средняя по городу зарплата составляла на этот момент 59 тыс. руб.

– Мы стараемся, чтобы такая зарплата была у большинства педагогов, а не так, что у одного 120 тыс. руб., а у других – по 30 тыс. руб., – подчеркнул Исаак Калина. – Кроме того, лучшим педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам учреждений образования в 2014 году вручили 200 премий Правительства Москвы по 100 тыс. руб.

Когда процесс модернизации системы среднего образования только начинался, одной из главных проблем были свободные вакансии в школах: не хватало преподавателей физики, математики и иностранного языка. Но за последние три года престиж профессии вырос настолько, что средний конкурс на одно бюджетное место по очной форме обучения в Московский городской педагогический университет вырос с 5,7 человека в 2011 году до 16,9 человека в 2014 году. Выросли не только объемы финансирования школ, сама система распределения средств стала более справедливой. Объектом финансирования на всех уровнях образования стал обучающийся, а не статус образовательной организации. Так, если в 2010 году финансирование подавляющего большинства московских школ, не обладающих статусом «лицей», «гимназия», «центр образования» или «школа здоровья», составляло 63,1 тыс. руб. на одного ученика в год, то сегодня – от 85 до 123 тыс. руб. Теперь столичные школы получают деньги в зависимости от количества учеников и качества обучения, которое они дают.

Помимо этого, в школах была введена система самоуправления, созданы управляющие советы, состоящие из учителей, учащихся и родителей. Эти советы наделены серьезными правами по развитию школы, в том числе поощрению работы учителей и педагогов. Организованы новые структуры государственно-общественного управления: межрайонные советы руководителей образовательных организаций и палата председателей межрайонных советов.

При Департаменте образования города Москвы созданы общественный совет и экспертно-консультативный совет родительской общественности. Повысилась и информационная открытость системы образования: актуальная информация регулярно размещается на сайтах всех образовательных организаций города. Налажена работа с обращениями граждан, в том числе через электронный сервис на портале Департамента образования города Москвы. Кроме того, создан портал «Открытый департамент», на котором ведется видеотрансляция открытых совещаний.

Сами школы и дошкольные учреждения серьезным образом укрепили свою материальную базу. За последние годы в городе было построено 220 новых образовательных зданий, более 500 – отремонтировано. Столичные власти продолжают строительство школ и детских садов. Так, в прошлом году возведено 12 зданий школ и блоков начальных классов на 6,9 тыс. мест и 26 зданий для дошкольных образовательных учреждений на 5,4 тыс. мест.

Всего с 2011 года построено 50 зданий учреждений среднего образования для 27 тыс. учащихся и 170 зданий детских садов для 26 тыс. воспитанников. Проведен капитальный ремонт 58 зданий и текущий ремонт 445 зданий, благоустроены территории 513 объектов. По словам Исаака Калины, вопросы планового благоустройства территорий школ требуют особого контроля. Префектуры начали заниматься благоустройством несколько лет назад. При этом за рациональное и эффективное использование средств должны отвечать не только префектуры, но и директора школ, а также ГКУ Дирекция Департамента образования города Москвы. Работа школ по благоустройству территорий в текущем году должна осуществляться с учетом включения в окружную программу благоустройства и тех работ, которые запланированы школами самостоятельно за счет выделенной субсидии.

Как отметил первый заместитель начальника дирекции Департамента образования Олег Яковлев, если в ноябре – декабре произошла реорганизация школы, то объемы финансовых ресурсов объединяются и находятся в распоряжении организации-правопреемника.

Кроме того, учреждения были оснащены новой техникой и мебелью. В столичных школах сегодня установлено около 160 тыс. компьютеров. Сейчас в методических рекомендациях для любого учителя содержится пункт об обязательном владении компьютером, проектором и интерактивной доской.

В 2015 году у каждого учебника должна появиться электронная версия. В 2014 году обучение при помощи электронных пособий в рамках эксперимента было опробовано в 75 учебных заведениях столицы. Занятия в этих школах проходят по 11 учебникам: по русскому языку, литературе, истории России, алгебре и геометрии, физике и химии, изобразительному искусству и музыке. С помощью электронного носителя ученики выполняют также практические задания, лабораторные и контрольные работы. Установить электронные учебники можно на любое устройство: планшет, компьютер или смартфон. Для просмотра материалов учебника не нужно подключение к Интернету. Кроме того, издание будет полностью соответствовать бумажной версии, прошедшей все необходимые экспертизы и утверждения. Отличия – только в технических возможностях: в электронном учебнике появятся встроенный словарь, энциклопедия, перекрестные ссылки между приложениями с разными предметами, мультимедиафайлы. Учителя смогут менять местами абзацы, главы и параграфы электронных версий учебников, выделяя главное.

Кроме того, столичные школы уже освоили электронные дневники и журналы. На данный момент все школы города пользуются электронными дневниками. При этом 36% учебных заведений полностью отказались от бумажных дневников (остальные школы пока используют и электронные, и обычные дневники). Помимо электронных дневников и журналов во многих школах уже действует система электронного прохода: родители получают SMS, когда их дети оказываются за турникетами. С помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» родители смогут узнать, как часто дети опаздывают в школу и насколько регулярно они там питаются.

В 2013–2014 годах Департамент образования и Департамент информационных технологий Москвы запустили проект «Школа новых технологий». Он направлен на выявление и стимулирование передовых школ, которые применяют информационно-компьютерные технологии. На первом этапе проекта было отобрано 20 школ. В каждую из них закупили дополнительно высокотехнологичное оборудование и программное обеспечение на сумму до 3 млн руб. Кроме того, в отборе смогли принять участие только те общеобразовательные учреждения, которые полностью отказались от бумажного дневника и перешли на электронные технологии учета успеваемости учеников.

О том, насколько успешной оказалась проведенная реформа, говорит хотя бы тот факт, что 126 московских школ вошли в рейтинг 500 лучших российских школ, из которых 13 вошли в ТОП-25 лучших школ России.

Сегодня наряду со школами-монополистами, которые всегда славились в Москве своим качеством образования, такими как № 57, № 1535 и лицей № 2, появилось, по словам Исаака Калины, немало новых образовательных учреждений, показывающих не менее высокие достижения. В результате в общем числе победителей олимпиад доля ребят из так называемых элитных школ уменьшилась.

– Но это не потому, что они стали хуже учить, а потому что на них стала давить конкуренция,– уточнил Исаак Калина.

Вслед за олимпиадами для школьников для повышения квалификации преподавателей стала проводиться межпредметная олимпиада для педагогов «Московский учитель». А вскоре Департамент образования планирует провести олимпиаду для родителей московских школьников, поскольку они также являются важными участниками образовательного процесса.

Школьники же смогут предложить решения городских проблем и представить варианты использования потенциала московского региона в рамках первой компетентностной олимпиады, которая посвящена решению проблем развития мегаполиса.

Наконец, еще одним нововведением в столичной системе образования станет возможность заняться на уроках физкультуры такими видами спорта, которые не были прежде представлены в школьной программе, – будет создаваться система школьных лиг по командным видам спорта: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, регби, легкая атлетика, плавание и единоборства. Что касается регби, то это будет кидс-регби – бесконтактная форма спорта, которая не предполагает силовых стыков и травм. К поясу игрока крепятся две ленточки, которые соперник должен сорвать, чтобы заполучить мяч.

Между школами будут проводиться соревнования на межрайонном уровне, городской чемпионат. Кроме того, в рамках спортивных клубов детей станут готовить к сдаче норм ГТО. Предполагается, что школы сами решат, какой спортивный клуб организовывать. В одних школах есть бассейны, в других – хоккейные коробки, в третьих – футбольные поля. Проект рассчитан на 2015–2016 годы. Он будет реализован за счет средств, выделяемых из московского бюджета на развитие школьного образования и городского спорта.

Кроме того, в школах могут запустить постоянные уроки по фигурному катанию.

По словам Исаака Калины, школам разрешат делать сдвоенные уроки, чтобы дети успевали вернуться с катка и переодеться для других занятий. Школьники будут ходить на ближайший городской каток, для того чтобы освоить во время двойного урока азы фигурного катания. Нанимать специальных тренеров для этих занятий не придется.

– Как оказалось, многие наши преподаватели по физкультуре серьезно занимались фигурным катанием, – рассказал Исаак Калина.

Ученики некоторых школ смогут заниматься гольфом на третьем уроке физкультуры. Такие занятия проводятся уже в пяти столичных школах. Дорогостоящие поля и поездки за город для этого не потребуются. Оборудование компактно, мобильно и безопасно. Вместо лунок используются мишени с липкой поверхностью, а также пластиковые клюшки и мягкие мячи. Уже разработана программа занятий, а оборудование не требует специального оснащения площадки. При этом уроки гольфа можно проводить в любое время года.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталМОЭКГеопроектизысканияМОЭСК
ВКФУДШвабеАктивКапитал