НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Какая школа в Москве – лучшая? Ответ на этот вопрос: та, что рядом с домом, уверены в столичном Департаменте образования


Каковы итоги 2012/13 учебного года? Что ждет столичное школьное и дошкольное образование в новом учебном году? Какие изменения в содержание учебного процесса привнесет новый закон об образовании? Об этом рассказал и.о. руководителя Департамента образования Москвы Исаак Калина.


Зарплата учителя растет

Даже в такой высокодуховной сфере, как образование, никуда не деться от проблемы финансов. Исаак Калина отметил, что бюджет столичной системы образования за последние два года стабилизировался, он вырос почти на 100 млрд руб.

И это при том что часть учреждений, которые ранее были в ней (например, занимались детьми-сиротами), сегодня переведены в систему социальной защиты. И еще часть учреждений «ушла» под Департамент культуры. Тем не менее бюджет системы Департамента образования Москвы остается очень высоким: в 2013 году – 257 млрд руб.

Это очень солидная цифра, она позволяет говорить о хорошем ресурсном обеспечении столичной образовательной системы.

За исключением нескольких сот семей на присоединенных территориях места в детских садах предоставлены всем в них нуждающимся.

И тут нельзя не сказать о добром «соревновании» между молодыми семьями и системой дошкольного образования. Потому что каждый год в детсады приходит детей при мерно на 20 тыс. больше, чем уходят из них в школу. Понятно, что город этому радуется: рождаемость растет очень хорошими темпами.

В Департаменте образования тоже факту рады, но при этом возникают дополнительные задачи: если, к примеру, в 2010 году дошкольное образование получало менее 300 тыс. детей, то сегодня – 424 тыс. юных москвичей.

Отрадно и то, что никаких проблем, связанных с поступлением в первый класс, в отличие от прошлых лет, в городе не было. «Я вообще первого апреля (дата начала приема детей в первый класс. – Ред.) в отпуске был, – признался Исаак Иосифович. – И это показательно, что в это время руководитель департамента может спокойно отдыхать. Думаю, прежде всего сработал эффект от электронной записи…»

Понятно, что бывшему учителю Исааку Калине особенно приятно, что зарплата преподавателей растет.

Нелегкий труд школьного работника оплачивается все более адекватно.

Средняя зарплата московского учителя в первом квартале составила 64 тыс. руб. И особенно приятно, что также растет средняя заработная плата воспитателей дошкольных отделений. В первом квартале она равнялась 41,5 тыс. руб. Кстати, лучшие условия в детских садах там, где они влились в состав общеобразовательных школ, стали их дошкольными отделениями. Дошкольное отделение – важный элемент привлекательности школы для родительского сообщества. Поэтому значительную долю своих резервных ресурсов средние учебные заведения направляют на подъем заработной платы в дошкольных учреждениях.

Гарантия успеха – массовость

Как московские школьники завершили учебный год? «Пока мы не имеем права подводить итоги, – заметил Исаак Калина, – потому что Рособрнадзор по всей России ведет перепроверку материалов работ по ЕГЭ». Но уже очевидно, что результаты в этом году точно не хуже прошлогодних. Кстати, Рособрнадзор не называл Москву в числе тех регионов, в которых нужно проводить перепроверку. Но тем не менее перепроверяются результаты, «которые непонятно как получены». Что стоит за этим термином? «Когда у выпускника прекрасная учебная история, победы на различных олимпиадах, когда в течение всего учебного года у него по данному предмету высокие результаты, то отлично сданный ЕГЭ не вызывает никакого удивления и сомнения, – считает Исаак Калина. – Но, к сожалению, есть не очень большой процент работ, результаты которых резко отличаются от тех, что были у учеников в течение всего учебного года. Поэтому такие работы мы перепроверим».

Зафиксирован лучший результат за все годы участия сборной Москвы во Всероссийской олимпиаде – 84 победителя заключительного ее этапа (до этого лучший показатель был – 76). Среди призеров 21,4% – московские школьники. Особенно радует тот факт, что каждый год растет число школ, в которых готовят победителей. Если в 2010 году 421 столичная школа подготовила победителей призеров городского этапа, то в минувшем учебном году таких школ было 579. Еще более заметный скачок – увеличение количества школ, подготовивших победителей и призеров высшего уровня, заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Если в 2010 году 74 школы дали таких победителей, то в прошедшем учебном году 128 школ имеют среди своих учеников победителей и призеров заключительного всероссийского тура. И вряд ли это было бы возможно, если бы резко не возросла массовость участия школьников в олимпиадах. Только в Московской предметной олимпиаде количество участников с 28 тыс. в 2010 году выросло до 101 тыс. в 2013 году. При этом, естественно, когда из такого количества выбираются победители и призеры, то понятно, что их уровень становится гораздо выше.

Именно системная работа по мониторингу знаний, прохождения программ, уровня результатов, проводящаяся московскими школами вместе с Московским центром качества образования, приводит к тому, что количество таких участников из года в год растет. И это делается в первую очередь по заявкам самих школ, которым особенно важно знать независимую диагностику своей работы.

Подведены итоги в отборе школ, которые станут получателями гранта Мэра. В этом году количество грантов увеличено. Если в прошлом году их было 135, то в этом – 220.

Качество подразумевает выбор

По мнению Исаака Калины, главная задача сегодняшней образовательной системы – это, конечно, повышение ее качества. А так как качество – это прежде всего соответствие потребностям, то надо помнить, что у многих людей потребности разные, у детей – тоже.

Поэтому одним из важнейших элементов будущей работы Департамента образования становится расширение возможностей для выбора – выбора родителей (где учиться их чадам), выбора учителей (где и как им работать), выбора руководителей образовательных учреждений (каких учителей принимать на работу)…

Скажем, есть такое крылатое выражение: «Лучшая школа та, которая находится рядом с домом». Но при этом какие-то школы в центре города традиционно считаются передовыми. Возникает резонный вопрос: когда школы шаговой доступности реально будут лучшими?

«Москвичи – народ грамотный, разумный, никто не хочет возить детей в 6 утра через весь город.

И я уверен, что в этом нет никакой нужды, – говорит Исаак Калина. – Потому что, если посмотреть сегодня на карту Москвы и отметить на ней школы (а их почти 600), в которых есть те же призеры городского этапа олимпиады, то увидим: карта будет заполнена практически равномерно. Вот, например, школа в Южном Бутово сформировала нам на Всероссийскую олимпиаду костяк городской сборной по математике. Те, кто хочет хорошо знать физику и математику, уж точно из Южного Бутово ездить в другие школы не будут.

Сегодня практически каждая школа города способна предоставить возможность ученику получать знания высокого качества. Важно, чтобы этого он хотел сам».

Исаак Калина уверен: нужно, чтобы у москвичей была возможность не выбора школы в общегородском пространстве, что зачастую является пустой декларацией, потому что выбрать школу можно, да доехать до нее без проблем сложно, а возможность широчайшего образовательного выбора в ближайшей школе. Вот это и есть насущная задача сегодняшнего дня.

Выпускники: казусы и достижения

Говоря об итогах прошедшего учебного года, нельзя обойти вниманием и курьезы. Как известно, при вручении золотых медалей выпускникам школ случился казус: иные из них получили медали с перевернутым изображением флага России, точнее говоря, флагом Сербии. Исаак Иосифович квалифицировал ситуацию как «самое обыкновенное разгильдяйство исполнителей». Заказчики получили две партии золотых медалей: одну партию проверили, другую – нет. Никто не сомневался, что она идентична первой партии, однако 600 золотых медалей из 1,5 тыс. оказались бракованными.

Как видно, производители плохо изучали современную историю России в школе и, соответственно, напутали в российской символике.

Поставщик попросил некоторое время на полную замену медалей.

Списки всех золотых медалистов в департаменте имеются, так что проблем с заменой не предполагается. Штрафные санкции поставщику выставлены, а люди, допустившие халатность, будут наказаны.

Зато выпускные вечера в этом году прошли практически без инцидентов. Ни один из выпускников не был задержан за какие-либо правонарушения. Особо стоит отметить организацию проведения выпускных вечеров на территориях школ. Везде накануне выпускного вечера прошли совещания при директоре, посвященные вопросам обеспечения безопасности выпускного вечера. Все здания школ были проверены кинологической службой. В тех случаях, когда после проведения торжественной части школьники куда-то отправлялись (например, в развлекательный центр), кинологи осматривали транспортные средства.

Родители, они же сограждане

Как известно, с 1 сентября 2013 года вступает в силу новый закон об образовании в РФ. Что он привнесет в жизнь школ? Исаак Калина переадресовал этот вопрос, так сказать, реально практикующему представителю образовательного сообщества – присутствовавшему на встрече заслуженному учителю России директору Центра образования № 548 «Царицыно» Ефиму Рачевскому.

«Школьные работники самые счастливые. Если у всех граждан Российской Федерации два новых года, то у нас целых три, – улыбнулся Ефим Лазаревич. – И в этом году я особенно счастлив: наконец-то мы сможем нормально планировать наши финансы по третьему учебному новому году. Ведь до сих пор школьные директора под новый учебный год всегда сталкивались с драматической ситуацией – прежде всего в диалоге с бухгалтером.

Когда начнет работать новый закон, у нас появятся совсем другие финансовые возможности, как и новые возможности выстраивания персональной образовательной программы для ребенка, информационной открытости школ и т.д.

Многое, что прописано в законе, в жизни школ уже успешно применяется. Но это были пробы, эксперименты. А теперь новый закон легитимизирует выбор семьи и выбор ребенка, выбор учителя и директора. К примеру, я, как директор, с ростом зарплаты у педагогов жду в Москве некоторой учительской безработицы, – удивил присутствующих Ефим Лазаревич. – Почему?

Да потому что ни в одной успешной сфере деятельности без конкуренции невозможно. И в нашем деле она тоже нужна».

Директор рассказал, что несколько месяцев назад на сайте ЦО № 548 «Царицыно» была выставлена информация о том, что центру требуется учитель физики, – и в компьютере директора вскоре появилось 14 резюме! В ЦО был устроен кастинг претендентов.

«Свершилось то, чего мы очень долго ждали, – заметил Ефим Рачевский, – появилась возможность сделать системное и эффективное учительское место. Скучные слова – рабочее место, но за ними стоит столь многое! Сегодня, например, московские школы начинены самой современной техникой, и наступает период, когда нужно значительно повысить профессиональную культуру владения ею. И это лишь одна из важных проблем, которые следует решить в новом учебном году».

По мнению Ефима Рачевского, есть три существенных момента, от которых все москвичи вправе ждать отдачи: эффект от новой системы повышения квалификации, реализация персональных возможностей образования в школах и расширение школьной публичности.

Последнее особенно важно, и здесь разговор идет прежде всего о развитии управляющих советов школ.

Первому управляющему совету в РФ в этом году исполняется 20 лет. Много ли их до сего дня появилось в России? Не так много, и это хорошо. Потому что можно вспомнить указ президента Ельцина в 1999 году о создании попечительских советов. Тогда уже через несколько месяцев 1175 школ отчитались о создании подобных советов. И что в итоге? Реально работающими они так и не стали.

С управляющими советами, к счастью, такого не происходит. Никто не насаждает их сверху, они взрастают органично, медленно и постепенно. Граждане, отдающие своих детей в школу сегодня, выказывают школе определенный кредит доверия. Кстати, родители потихоньку меняются, отметил Ефим Рачевский. Родители одиннадцатиклассников заходят в кабинет директора школы все еще робко. А родители первоклассников уже заходят смело, протягивают визитку и говорят примерно следующее: «Я налогоплательщик, что вы, как директор, на мои налоги сделали для моего ребенка и для детей из класса, где он учится?»

Управляющие советы – это, конечно, не орган самоуправления, не какой-то школьный парламент. Но эти советы должны работать рука об руку вместе с администрацией школы, имея ряд серьезных полномочий…

Подытоживая разговор, Исаак Калина заметил: «Вот Ефим Лазаревич, рассказывая о своем центре образования, несколько раз говорил «родители», а несколько раз «граждане». В новом законе есть важная фраза, что образование – это общественное благо. На одной из образовательных конференций в Общественной палате несколько раз звучал термин «сограждане».

Это очень хороший термин! Если образование – это общественное благо, то и общество имеет полное право, а можно сказать и обязанность самого активного участия в управлении школой».

Текст: Александр Губанов



Назад в раздел
МоскапстройГлавУПДКГераИНА
ФУДСоюз