НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

На набережной Круазетт признали успехи Москвы. Городские власти готовят новые меры для поддержки застройщиков


Экономические трудности и ухудшение отношений с Евросоюзом внесли свои коррективы в участие Москвы в экспозиции Международной инвестиционной выставки недвижимости (MIPIM), которая проходила во второй половине марта в Каннах (Франция).

Предыдущий раз Москва с размахом презентовала себя на выставке два года назад. В этом же году столица России не стала демонстрировать на мероприятии свой отдельный стенд, и застройщики, работающие в Москве, представляли свои проекты в составе общероссийской экспозиции.

Из субъектов федерации свой отдельный стенд был лишь у Санкт-Петербурга. Вместе с тем делегация Правительства Москвы была представлена достаточно солидно. В нее вошли заместитель Мэра, глава Комплекса градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, руководитель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, глава Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин, главный архитектор города Сергей Кузнецов, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников и глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Олег Бочаров.

Необходимо подчеркнуть, что командировка столичных начальников полностью себя оправдала – на нынешней, 27-й по счету, Каннской выставке инвестиций и недвижимости Москва впервые получила награды в семи номинациях. Российская столица оказалась лучшей в номинации «Устойчивое развитие», вошла в список 25 наиболее прогрессивно-развивающихся городов Европы, попала в топ 10 крупнейших мировых мегаполисов по привлекательности и эффективности затрат на нужды городского хозяйства. Также Первопрестольная вошла в десятку претендентов на звание «Самый привлекательный город по ведению бизнеса» и в десятку наиболее дружелюбных по отношению к предпринимательской деятельности крупных городов и признана лучшей в десятке городов Европы по экономическому потенциалу. Кроме того, Москва вошла в топ 10 мировых городов по развитию человеческого потенциала и привлекательности образа жизни.

Строим жилье

Основной темой MIPIM-2016 стало жилищное строительство. Для Москвы это особо актуальная тема – городские власти объявили, что, несмотря на трудности в экономике, объемы жилищного строительства снижаться не будут. Столичное руководство рассчитывает, что в нынешнем году в столице будет введено в строй более 3 млн кв. м жилой недвижимости, причем 600 тыс. кв. м из них будет построено на деньги города.

Минувший год стал для Москвы рекордным: введено 9,1 млн кв. м недвижимости различных видов, 3,1 млн кв. м из них – жилье. Адресная инвестиционная программа на ближайшие три года профинансирована городским бюджетом на 1,1 трлн руб. За счет этого в 2016 году Москва не только сохранит прежние объемы ввода муниципального жилья, но и высокие темы строительства дорог, культурных, социальных и спортивных объектов.

Как считает глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев, те европейские инвесторы, которые, несмотря на кризис и усложнение международной обстановки, не покинули Россию, поступили разумно и имеют серьезные преимущества перед теми, кто поддался паническим настроениям и покинул нашу страну. Для новейшей истории России это уже третий по счету кризис, и в ходе каждой предшествующей кризисной ситуации выигрывали те, кто вкладывал деньги в строительство недвижимости в нижней точке кризиса, когда затраты на рабочую силу и отечественные стройматериалы были минимальными, и получал максимальную прибыль, реализуя возведенные объекты в период роста рынка.

Сейчас цены на жилую недвижимость упали до уровня конца 1990-х годов, когда новое жилье можно было купить по цене 1 тыс. долл. за кв. м. Не случайно, что после некоторого спада продаж в прошлом году, в начале 2016 года в Москве отмечено оживление рынка жилой недвижимости.

На сегодня девелоперам выдано разрешений на строительство 32 млн кв. м не движимости и еще на 100 млн – Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

При этом власти Москвы изменили подходы к жилищному строительству. Теперь в столице больше не строят спальные районы, все территории – и в Новой Москве, и в районах бывших промзон – развиваются индивидуально и комплексно. Везде создаются новые рабочие места, прокладываются хорошие дороги, возводятся школы и разбиваются парки, обустраиваются комфортные зоны отдыха.

Естественный отбор

Правительство Москвы также принимает серьезные административные и организационные меры для поддержки бизнес-сообщества. Эти меры должны помочь, как рассчитывают в Москомстройинвесте, прежде всего тем девелоперам, которые являются стабильными игроками на рынке недвижимости.

– Сегодняшняя экономическая ситуация такова, что некоторые застройщики неизбежно покинут рынок. И это будут не самые сильные компании. Это своего рода естественный отбор, – полагает Константин Тимофеев.

В минувшем году Мэр Москвы Сергей Собянин позволил Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) пересматривать проекты, находящиеся еще на «бумажной» стадии и разрешать девелоперам, если это не противоречит общим планам градостроительного развития, строить вместо офисов жилье. Кроме того, была изменена в сторону уменьшения нормативов и методика расчета количества машиномест в строящихся объектах.

Для удобства работы девелоперов в минувшем году был изменен порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и предоставления рассрочки платежей в бюджет города.

Также 12 государственных услуг, которые необходимы застройщику при оформлении земельного участка под строительство или при изменении вида разрешенного использования участка, были переведены в электронную форму. Это не только упростило порядок их оформления, но и повысило прозрачность работы госорганов.

Для удобства девелоперов также были ускорены процедуры по постановке объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрации права собственности. Специально для крупных инвесторов в управлении Росреестра в Москве работает одно окно, куда застройщики теперь приносят свои комплекты документов.

Председатель Москомстройинвеста отметил также, что, как показал анализ, проведенный сотрудниками его ведомства, трудности столичных застройщиков сегодня связаны по большей части не с макроэкономическими проблемами, а с низким качеством менеджмента и ошибочными управленческими решениями.

– Сложности девелоперов возникают в связи с неправильно выбранным менеджментом и распределением финансовых потоков. Зачастую компании не направляют необходимое количество средств на дальнейшее развитие и формирование запасов капитала, – пояснил Константин Петрович.

Цель - снижение себестоимости

Для стимулирования строительства жилых объектов город готов идти на пересмотр ряда строительных нормативов, если это позволит снизить себестоимость возводимого жилья. Так, например, по инициативе общественной организации, объединяющей крупнейшие строительные компании города, – Клуба инвесторов были внесены изменения в нормы инсоляции, что позволит увеличить объем полезных площадей. В настоящий момент эта инициатива находится на согласовании в различных подразделениях исполнительной власти города.

– Мы понимаем, что такие изменения будут работать на перспективу, так как на рынок эти объекты выйдут в 2017–2019 годах, – отметил Константин Тимофеев. – Действующие в настоящее время нормативы идут вразрез и с интересами застройщика, и с интересами покупателя.

Помимо этого, для сокращения затрат инвесторов было также принято решение о снижении норматива на обеспечение жилых домов местами на парковках. Постановлением Правительства Москвы № 945-ПП от 23 декабря 2015 года «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» утверждена новая методика расчета числа парковочных мест при строительстве жилых объектов.

С ее помощью можно определить новое сокращенное количество машиномест в жилом здании в зависимости от зоны транспортной доступности. Прежде от застройщиков при проектировании требовали, чтобы при возведении жилья экономкласса (до 30 кв. м жилплощади на одного жителя) вводилось не менее одного машиноместа на квартиру, для жилья комфорткласса (от 30 до 50 кв. м на одного жителя) – не менее 1,7 машиноместа на квартиру, для бизнес-класса (свыше 50 кв. м на одного жителя) – не менее двух машиномест на квартиру. При этом из-за дефицита земли парковки приходилось размещать на подземных уровнях, и цена машиноместа даже в доме экономкласса могла доходить почти до трети стоимости самой квартиры.

Плановые проверки

Москомстройинвест досконально исполняет функции регулятора на столичном рынке долевого строительства. В первом квартале его контролеры наложили штрафы на 29 столичных компаний, допускающих нарушения 214-ФЗ, на общую сумму в 2,1 млн руб. Всего вынесено 45 постановлений. Специалистами комитета выдано девять предписаний об устранении нарушений требований Закона о долевом строительстве. С начала года Москомстройинвест провел 20 проверок, семь из которых – внеплановые документарные. Основанием для таких проверок служат обращения граждан или требования прокуратуры.

– Наиболее частые жалобы со стороны дольщиков на застройщиков связаны с тем, что они нарушают сроки строительства, – уточнил Константин Тимофеев.

Всего же в 2016 году Москомстройинвест планирует провести 100 плановых проверок застройщиков.

Спада на рынке долевого строительства жилья не наблюдается. Об этом свидетельствует, по мнению главы Москомстройинвеста, тот факт, что количество договоров долевого участия, зарегистрированных в Росреестре в 2015 году, на 5–6% превышает показатели 2014 года.

Данные, представленные застройщиками, об итогах продаж за первые два месяца свидетельствуют о том, что в январе феврале 2016 года число сделок на первичном рынке жилой недвижимости выросло примерно на 20–30% относительно аналогичного периода прошлого года.

Новые торговые и офисные центры - в состав ТПУ

Помимо жилищного строительства Константин Тимофеев коснулся также ситуации на рынке нежилой коммерческой недвижимости, перспектив строительства новых торговых и офисных центров. В Правительстве Москвы рассчитывают добиться оживления в этом секторе инвестиционно-строительного рынка за счет перспектив, которые открывает программа строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). По предварительным оценкам специалистов Москомстройинвеста, в составе более чем двух сотен ТПУ может быть построено около 10 млн кв. м торговой и офисной недвижимости. По мнению Константина Петровича, несмотря на временное затишье на рынке торговой недвижимости и снижение ставок по арендной плате, этот вид инвестирования все равно будет одним из самых привлекательных в столице. ТПУ расположены в непосредственной близости от метро, и многофункциональные комплексы в их составе будут пользоваться высоким спросом у арендаторов. Высокий трафик пассажиров покупателей гарантирует доходность расположенным там торговым площадям.

Несмотря на кризисные явления, московским властям удается решать проблему многолетних долгостроев. Например, определилась судьба центра водных развлечений «Аквадром» на Аминьевском шоссе, строительство которого началось еще в 1998 году. В 2001 году после обрушения крыши «Трансвааль-парка» строительство этого объекта было заморожено, и возведенные железобетонные конструкции за несколько лет стали непригодны для дальнейшей эксплуатации, поэтому в 2014 году недострой был демонтирован. Теперь на ГЗК было принято решение, что на его месте построят многофункциональный центр с торговыми и офисными площадями, гостиничными номерами, помещениями для занятий спортом и подземными гаражами общей площадью 134 тыс. кв. м.


Назад в раздел
ОЭКМоскапстройГераИНА
АБЗСтройИнвест-3ВК