НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Следующая станция… Московское метро ставит рекорды роста


Cтроительство метро в Москве идет нарастающими темпами. В таком объеме и так масштабно подземку в столице не строили никогда. В настоящее время в городе на разных участках работают более 20 тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) разного диаметра. Большая их часть сосредоточена на создании Второго кольца метро.

Замкнуть кольцо!

Вторая кольцевая линия, или Третий пересадочный контур (ТПК), по замыслу столичных властей должна играть важную роль, она позволит перераспределить транспортные потоки, дав возможность пассажирам метро совершать поездки по разным частям города, не заезжая в центр. Работы над созданием Второй кольцевой линии идут полным ходом. По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, первый участок Второго кольца метро от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк» будет введен в эксплуатацию уже в этом году.

– Запуск позволит улучшить транспортное обслуживание населения районов Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский и Савеловский, а также сократит время поездки пассажиров по городу, минуя центр, и снизит загрузку действующих станций метро, – сказал Марат Хуснуллин.

Но на этом власти города останавливаться не планируют. По словам главы Стройкомплекса Москвы, в ближайшие годы планируется ввести в эксплуатацию еще три участка: от «Авиамоторной» до «Электрозаводской», от «Петровского парка» до станции «Нижняя Масловка» и от «Хорошевской» до станции «Мневники».

– ТПК станет Вторым, большим, кольцом метро и свяжет между собой удаленные районы Москвы. Здесь появятся 17 пересечений с действующими линиями метро, семь – с радиальными направлениями железных дорог и два – с Московской кольцевой железной дорогой (МКЖД), – подчеркнул Марат Хуснуллин.

Работы ведутся на всех пяти станциях ТПК, которые входят в первый пусковой комплекс.

– Метростроители вышли на финишную прямую. Основные конструкции станций возведены. На трех – «Петровском парке», «Хорошевской» и «Деловом центре» – уже начались отделочные работы. Сейчас мы прорабатываем вопрос по доставке оборудования к месту монтажа – эскалаторов и лифтов, а также другой «начинки» станций. В среднем их строительная готовность составляет около 80%, – рассказал руководитель строительства Управления строительства объектов метрополитена АО «Мосинжпроект» Александр Галактионов.

По словам эксперта, все пять станций запустят одновременно. Характерной особенностью новых станций, которая может впоследствии помочь в навигации, будет оформление каждой из них в цветовой гамме той линии, которую она пересекает.

– «Хорошевскую» оформят фиолетовыми панелями в стиле Таганско-Краснопресненской линии, «Петровский парк» – зелеными, в стиле Замоскворецкой, а «Деловой центр» будет практически полностью повторять одноименную станцию на Калининско-Солнцевской линии, – рассказал Александр Галактионов.

Все станции, которые откроются в этом году, неглубокого заложения. Их отделка будет выполнена в классическом стиле. Полы и стены около путей облицуют мрамором и гранитом отечественного производства.

Поскольку кольцо еще не замкнулось, то для популяризации маршрута предполагается организовать временное движение по первому участку Второго кольца и по новому участку Калининско-Солнцевской линии до станции «Раменки», который также должен быть открыт в 2016 году.

Таким образом, два участка разных линий на время соединят, что позволит пассажирам без пересадок доехать от «Петровского парка» до станции «Раменки». Такой маршрут предусмотрен только для части подвижного состава. Из 21-й пары поездов, которые планируется запустить по новому участку, только 14 будут курсировать до «Раменок». Для остальных семи конечной станцией станет «Деловой центр» Третьего пересадочного контура.

Новые радиусы

Помимо новой кольцевой линии активно прорабатываются варианты строительства и новых радиусов, которые будут начинаться от Второго кольца. Марат Хуснуллин рассказал, что также прорабатываются планы для строительства пяти-шести новых радиальных линий.

– Помимо строительства Второго кольца метро мы уделяем большое внимание созданию в будущем новых радиальных направлений. Одним из таких может стать линия, связывающая районы Южного порта и Коммунарку, – сказал Марат Хуснуллин. – Другую радиальную ветку можно протянуть в район Рублево-Архангельское.

Еще одна ветка может существенно облегчить транспортные проблемы присоединенных территорий.

– Мы рассматриваем возможность продления метро от проектируемой станции «Улицы Новаторов» в центр города. В дальнейшем она может быть соединена со строящейся Кожуховской линией, – сказал Марат Хуснуллин. – С другой стороны эта линия может выйти за МКАД, дойдя до поселка Коммунарка, что на территории Новой Москвы.

Глава Стройкомплекса отметил, что специалисты уже просчитали возможность строительства такой линии метро с организацией на ней пересадочных узлов.

– На сегодня это перспективный проект. Подробный план трассировки с точным количеством станций будет разработан позже, – пояснил заммэра.

В настоящий момент ближе всего к готовности станция «Очаково» Калининско-Солнцевской линии метро, которая строится на пересечении Мичуринского проспекта с улицами Никулинской и Рябиновой.

«Очаково» – станция неглубокого заложения. В среднем она уходит под землю на 25 м. Однако данная местность славится обильными грунтовыми водами. Отвести подземные реки от стройплощадки удалось при помощи иглофильтров. Это специальные трубы с острым наконечником для перекачки воды. Благодаря применению этой технологии строители смогли продолжить работы. У станции будет два вестибюля, которые выходят на обе стороны Мичуринского проспекта. Строительство первого выхода обещают закончить уже в июне 2016 года.

Технологии на высоте

В ходе строительства метро активно применяются новые технологии, которые позволяют существенно улучшить эксплуатационные качества подземки. В частности, на всех строящихся станциях применяются новые рельсовые скрепления, которые позволяют закрепить рельс таким образом, что все динамические нагрузки от движения состава будут гаситься и не передаваться на поверхность.

– Пассажиры перестанут ощущать привычную тряску вагона, поездка будет намного комфортней. Такие скрепления будут применяться на всех новых участках московского метро, – пояснил Александр Галактионов.

Он отметил, что сейчас метростроители укладывают рельсы с новыми скреплениями на первом участке Второго кольца метро (Третий пересадочный контур).

На станции «Деловой центр» применена другая технология, которая уже положительно зарекомендовала себя на станции «Выставочная». Дело в том, что на этом участке линия метро проходит под комплексом высотных зданий. Для того чтобы избежать лишней вибрации, пути в этом месте укладываются на специальную плиту, которая в свою очередь устанавливается на особые вибропружины. Эта технология полностью исключит вибрационное воздействие на высотки.

Большого мастерства требует сооружение переходов с новых станций Третьего пересадочного контура на уже существующие линии.

– Это практически ювелирные работы, которые строителям придется выполнить, не перекрывая движения на поверхности земли и не закрывая действующие станции метро, – отметил Александр Галактионов.

На «Хорошевской» такие работы уже начались. По словам эксперта, когда подрядчик построит переход от строящейся станции к «Полежаевской», придется оградить небольшую зону, отделяющую метростроителей от пассажиров. А так называемую стыковку строящихся станций с «рабочими» строители проведут в ночное время, когда Московский метрополитен закрыт для пассажиров.

Также стоит отметить, что часть Третьего пересадочного контура метро построят по так называемой «испанской технологии». Многие из нас, кто бывал в европейских метрополитенах, могли видеть, что это такое. «Испанский» тоннель представляет собой один двухпутный тоннель и две боковые платформы на станции, а классический вариант, который чаще всего применялся в столичном метро, – два однопутных тоннеля и одну островную платформу.

Специалисты считают, что «испанский» способ более экономичный, поскольку приходится прокладывать один тоннель вместо двух.

– Но некоторые участки метро в Москве невозможно построить по этому методу из-за различных нюансов – инженерно-геологических или гидрогеологических условий либо, например, из-за отсутствия необходимой площадки для размещения крупного тоннелепроходческого комплекса диаметром 10 м, который прокладывает такие тоннели. Поэтому рассмотрен вариант по совмещению двух способов строительства метро – «испанского» и классического, – рассказал Александр Галактионов. По словам специалиста, на участках стыковки двух типов тоннелей не будет никаких проблем. Так что осталось подождать совсем немного, и новые линии метрополитена смогут принять первых пассажиров.


Назад в раздел
ГераМОЭСКСаториЭнергокомплекс
ЦентрАКСИТЕХ