НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Сквозь воду и камень. Строительство Люблинско-Дмитровской линии метро идет полным ходом


В Москве активно идет строительство новых линий метрополитена. Одним из участков метро, на котором сосредоточены серьезные усилия столичных строителей, стала северная оконечность Люблинско-Дмитровской линии. Этот участок планировали сдать еще в 2014 году, но возникли трудности.

Немного истории


Надо сказать, что Люблинско-Дмитровской линии столичного метро «не везло» с самого начала. К проектированию ее приступили в начале 80-х годов прошлого века. Согласно планам строителей, первый участок – от московского района Люблино до Курского вокзала – должен был войти в строй в начале 90-х годов. Но грянула перестройка, на волне которой всплыли разного рода личности, искавшие себе дешевой популярности. Кому-то из таких «общественников» показалось, что трасса новой линии проходит в охранной зоне памятника архитектуры «Усадьба Дурсова». Поднялся обычный в таких делах шум и гам. Под валом газетных статей строители вынуждены были изменить трассировку.

Изначально планировалось, что линия пройдет по Краснодонской улице, где на пересечении со Ставропольской улицей должна была возникнуть станция «Люблино». После изменения проекта трассу линии перенесли на Совхозную улицу с добавлением еще одной станции. В результате изменения трассы и не достатка финансирования первый участок был сдан в эксплуатацию с пятилетним опозданием.

Дальнейший ход строительства тоже не отличался гладкостью. Из-за водонасыщенных грунтов, которые подогревали горячими стоками промышленные предприятия района, никак не могли построить наклонный ход на станцию «Дубровка». Проблема была в том, что грунты никак не удавалось заморозить. В результате более четырех лет поезда следовали через нее без остановки. Но экономический кризис, как это ни странно звучит, оказал и благотворное влияние: предприятия, влияющие на грунтовые воды, остановились, стоки горячих вод прекратились, и наклонный ход на станцию удалось построить. Правда, к тому моменту финансирование дальнейшего строительства линии метро тоже закончилось. В результате стройка замерла и почти полностью остановилась. Ряд участков был законсервирован.

Вновь финансирование возобновилось только в 2005 году. В результате к 2010 году был построен участок «Чкаловская» – «Сретенский бульвар» (с переходом на «Чистые пруды» и «Тургеневскую» – «Трубную» (переход на «Цветной бульвар») – «Достоевская» – «Марьина Роща». В 2011 году открыт участок «Марьино» – «Зябликово» (с переходом на станцию «Красногвардейская»).

Что имеем?

В настоящий момент срок открытия станций «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской линии перенесен на 2016 год. После ввода в эксплуатацию указанных станций жителям районов Марьина Роща, Бутырский и Тимирязевский станет удобнее добираться до центра города.

Например, после открытия станции метро «Фонвизинская», расположенной на пересечении Огородного проезда и улицы Фонвизина, транспортная доступность улучшится почти для 500 тыс. москвичей. Уже закончена проходка 30 км тоннелей.

– В 2016 году будут закончены три станции – от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской». И от «Петровско-Разумовской» в 2017 году будет завершен следующий участок до станции «Селигерская». Таким образом, вся эта ветка протяженностью 13,5 км в 2017 году будет закончена и запущена, – заявил Мэр Москвы Сергей Собянин.

Станция «Фонвизинская» будет трехсводчатой, пилонной, с двумя подземными вестибюлями. Северо-западный будет выходить на обе стороны улицы Милашенкова, юго-восточный – на обе стороны улиц Милашенкова, Фонвизина, Огородного проезда, а также к станции «Улица Милашенкова» Московской монорельсовой транспортной системы.

«Фонвизинская» относится к станциям глубокого заложения. Ее строительство ведется закрытым способом. В настоящее время завершены работы по проходке перегонных и наклонных тоннелей, проводятся гидроизоляция, устройство внутренних конструкций станционного комплекса и верхнего строения пути. Ожидается, что в часы пик загрузка станции составит от семи тыс. человек.

– Сейчас строители занимаются отделкой пилонов по правому пути. Облицовкой служат два вида камня – саянский мрамор и редкий гранатовый амфиболит, добываемый в Лоухском районе Карелии. Гранитное покрытие платформы готово на 50%. Цоколь правой путевой стены облицован гранитом по всей ее длине, – сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

– Сильно продвинулось и строительство станции «Селигерская», которая готова уже на 90%. Станция возводится в очень хорошем темпе. Уже к концу этого года мы закончим здесь все строительные работы, – сказал заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он отметил, что в первом квартале 2017 года на «Селигерской» планируется установить необходимое оборудование.

– Работы на станциях «Верхние Лихоборы» и «Окружная» этого участка Люблинско-Дмитровской ветки метро идут не так быстро. Поэтому «Селигерская» в конце первого квартала следующего года будет сдана и законсервирована до окончания строительства всего участка, – пояснил заммэра.

Перспективы развития

Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава Люблинско-Дмитровской линии будет осуществляться в электродепо «Лихоборы», которое сейчас строится. Новое депо позволит ликвидировать все еще имеющийся дефицит мест для ночного отстоя составов на Люблинско-Дмитровской линии. На ночь здесь смогут оставаться 32 поезда. Общая площадь депо составит 80 тыс. кв. м. В «Лихоборах» будут работать около тысячи человек.

Строительство северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии метрополитена началось в 2011 году. Его протяженность составит 13,67 км. Здесь появятся шесть станций.

Строительство радиуса проходит в два этапа. В 2016 году планируется завершить работы на участке «Марьина Роща» – «Петровско-Разумовская» (протяженность 5,59 км). Для пассажиров откроются станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская», где можно будет пересесть на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии.

В проекте на 2017 год – ввод участка «Петровско-Разумовская» – «Селигерская» (протяженность 8,08 км), куда войдут станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Прокладка здесь ведется в среднем на глубине 60 м.

От «Марьиной Рощи» до «Окружной» выполнили проходку тоннелей горным способом. От «Окружной» до «Селигерской» ведется прокладка тоннелей с применением тоннелепроходческого механизированного комплекса. Уже завершились работы на соединительной ветке в депо «Лихоборы», на участках от станции «Окружная» до «Селигерской». Строителям осталось пройти небольшой участок за «Селигерской», где будут разворачиваться поезда.

По первоначальным планам северный радиус Люблинско-Дмитровской ветки планировали завершить с опережением графика в 2014 году. Однако возникли трудности. Сначала из-за известных событий на Украине прекратились поставки элементов облицовки тоннелей, пока метростроевцы нашли нового поставщика, прошло какое-то время. Потом проходка тоннелей замедлилась из-за необходимости пробиваться через скальную породу. В результате сроки ввода были отложены.

– Работа очень напряженная, три тысячи человек заняты на строительстве участка. В ближайшие два месяца «Мосметрострой» мобилизует свои силы, чтобы довести количество строителей до пяти тысяч, – подчеркнул Марат Хуснуллин.

В настоящий момент Москва рассматривает возможность продления северного участка Люблинско-Дмитровской линии до МКАД, соответствующие проектные решения могут быть отражены в Генеральном плане столицы.

– То, что уже запланировано, мы будем строить в полном объеме, но есть и все необходимые возможности для продления этой линии. Серпуховско-Тимирязевская перегружена уже более чем на 25%, поэтому запуск нового участка Люблинско-Дмитровской линии, конечно, даст хороший импульс развитию северных и северо-восточных районов города, – сказал Марат Хуснуллин.

Необходимость сооружения метрополитена в этом районе города диктуется еще и тем, что за МКАДом вырос и продолжает строиться микрорайон Северный. В настоящий момент, когда жителей там не так много, реконструированное Дмитровское шоссе справляется с нагрузкой. Но без метрополитена тут в ближайшее время транспортная ситуация может серьезно ухудшиться. Так что властям надо будет что-то срочно решать. Появление новой станции Люблинско-Дмитровского радиуса вполне сможет решить все проблемы.


Назад в раздел
МОЭСКОЭКМОЭКГеопроектизыскания
ЦентрФондАКСИТЕХ