НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Марат Хуснуллин: «Такой мегаполис, как Москва, должен иметь разнообразную гамму архитектурных решений»


Oт работы столичного Стройкомплекса во многом зависит экономика всей Москвы. Сейчас в городе реализуется несколько больших проектов, которые способны изменить облик российской столицы. Именно поэтому власти города делают все для четкой и плодотворной работы всех предприятий, связанных со строительством. О том, как это происходит, рассказывает заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

– Марат Шакирзянович, в последнее время самые разные СМИ часто говорят о том, что в строительной отрасли наступил кризис, что объекты не достраиваются, а те, что уже построены, не покупаются, так ли это?

– Любой кризис в любой стране, конечно, затрагивает все сферы экономики, и строительство не исключение, но у нас в отрасли на сегодняшний день, к счастью, никакого кризиса нет. Были опасения еще более года назад, что просядет первичный рынок жилья, но мы приняли целый комплекс мер как на городском, так и на федеральном уровнях. К примеру, субсидирование ипотеки – меру продлили и в этом году сроком еще на год. На городском уровне упрощены многие процедуры, в том числе предоставление разрешения на строительство, активно внедряем электронные сервисы, максимально упростили административные процедуры. Все это облегчает работу девелоперов, сокращает их временные и материальные издержки. Важнейшая мера, принятая на федеральном уровне, – субсидирование ипотечных ставок. Поэтому рынок у нас не «просел».

Вообще, рынкам свойственна цикличность, и за спадом обязательно следует подъем. Так всегда происходило и происходит. Сейчас рынок недвижимости, в том числе жилой, становится более активным. Мы стали вводить больше квадратных метров, чем несколько лет назад. Так, несмотря на звучавшие негативные прогнозы, в Москве по итогам 2015 года по вводу недвижимости была преодолена отметка в 9 млн кв. м (ввели свыше 9,1 млн кв. м, включая 3,8 млн кв. м жилья). Это пиковое значение ввода недвижимости в городе, притом что более 80% площадей было построено за счет инвесторов. То есть инвестиционная активность в городе высокая.

Нам очень важно не потерять темпов и объемов строительства жилья. Поэтому, повторюсь, реализуется целый комплекс мер поддержки первичного рынка. В результате растут как объемы строительства, так и покупки жилья. Потому что сейчас цены на квартиры в рамках «старой» Москвы сопоставимы с показателями 10-летней давности, а в Новой Москве – 20-летней давности. В данный момент показатели у нас фактически на грани себестоимости. Это самые низкие цены на жилье за последние 25 лет. Ниже уже не будет, цены начинают ползти вверх.

Застройщики в свою очередь тоже понимают, что после «дна» последует подъем, поэтому покупают новые площадки под строительство, строят новые жилые комплексы, но показатели могут быть и выше. Это говорит о том, что Москва, несмотря на кризис, оборотов в области строительства жилья снижать не будет.

У нас в первом полугодии темпы продажи жилья заметно выросли: было заключено почти 19 тыс. договоров долевого участия (ДДУ), тогда как за аналогичный период прошлого года – только 14,5 тыс. ДДУ. При этом только за II квартал число заключенных ДДУ – на 17,1% больше, чем в I квартале, и на 52,2% больше, чем во втором квартале прошлого года. Более того, этот показатель вплотную приблизился к итогам IV квартала 2014 года, то есть к периоду ажиотажного спроса на первичном рынке на фоне обвала рубля, – отставание составило всего 6,3%.

Это показательные цифры, так как с участием дольщиков в городе строится более 85% всего жилья (сейчас это 454 жилых дома). О том, что продажи жилья растут, свидетельствуют и цифры, которые предоставляют ключевые московские застройщики. «ПИК», к примеру, в первом полугодии этого года выручила от продажи жилья почти на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а «ЛСР» – на 76%. Ожидается, что по итогам года общий объем продаж 10 крупнейших столичных застройщиков жилья вырастет с 11 до 14%.

Позитивное влияние на рынок жилья, как я уже говорил, оказали не только общеэкономические изменения, но и локальные меры. В первую очередь – субсидирование ипотеки. Кроме того, мы усилили контроль за долевым строительством, ведем дальнейшую оптимизацию административных процедур. Напомню, что в этом году мы намерены ввести около 3,5 млн кв. м жилья.

Кроме того, хочу подчеркнуть: ни одной замороженной стройки у нас нет, на всех объектах, возведение которых было начато в течение последних лет, строительство или продолжается, или завершается, или уже завершено. Более того, мы продолжаем сокращать количество тех долгостроев, застройка которых началась до 2011 года. Еще в 2011 году была образована специальная оперативная рабочая группа по сокращению объектов незавершенного строительства.

Напомню, что на то время в Москве насчитывалось 669 долгостроев. И на сегодняшний день более половины этих объектов (357) из перечня долгостроев исключено, в том числе с начала 2016 года мы исключили из этого перечня 30 объектов. Из 357 долгостроев 109 были введены в эксплуатацию, по 168 – возобновлено строительство. Реализация 73 объектов была признана нецелесообразной, и эти площадки были освобождены. 7 объектов было рекомендовано рассмотреть на комиссии по самовольному строительству. Что касается знаковых объектов из числа долгостроев, то среди введенных в эксплуатацию за последние годы хотел бы выделить такие, как комплекс зданий Гнесинки, Театр Градского, высотка в Оружейном переулке, Центральный детский магазин на Лубянке, театр «Геликон-опера», медицинский центр на ул. Щепкина, фактическое завершение строительства Театра Олега Табакова, и ряд других.

В итоге на сегодняшний день в городе остается 314 долгостроев, причем в основном это объекты инвесторские или федеральные. Только до конца этого года планируется завершить строительство таких значимых объектов из числа долгостроев, как многофункциональный гостиничный комплекс на ул. Хромова, производственный корпус в Южной промзоне Зеленограда, многоэтажный паркинг в Можайском районе, и ряд других объектов.

– Поддерживает ли Правительство города Стройкомплекс, и если да, то каким образом?


– Безусловно, поддерживает. Самая главная поддержка – это сохранение долгосрочной Адресной инвестиционной программы (АИП). Она сформирована на три года, а с учетом «переходящих» объектов – на пять лет. Это стратегически важное решение принял Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Благодаря АИП обеспечивается стабильное бюджетное финансирование объектов госзаказа на три года вперед как минимум, а это означает стабильную работу и стабильную зарплату строителей, проектировщиков, рабочих. Это значит, что Москва и москвичи гарантированно получат новые станции метро и дороги, садики и школы, стадионы и объекты культуры.

АИП – это и наш главный стартер привлечения в город инвестиций, главный двигатель всей экономики. Поясню: сегодня 86% всех объектов в городе строится инвесторами и только 14% – за счет бюджета, но вот эти 14% являются главным драйвером привлечения в отрасль инвестиций.

Решение Мэра оставить трехлетнюю АИП и даже увеличить объем финансирования важнейших транспортных объектов, а это 70% всего объема АИП, гарантирует нам приток инвестиций в отрасль. То есть мы на средства города «подводим» транспортную инфраструктуру туда, куда приходят инвестиции, а значит, появляются и новые рабочие места со стабильной зарплатой, что влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет и сохранение того высокого уровня социальных гарантий, который есть у Москвы. Ведь понятно, что инвесторы не горят желанием строить в «чистом поле», т.к. понимают, что их проекты не окупятся. Другое дело, если рядом есть станция метро или МЦК, ТПУ, удобная развязка, подъездная дорога – тогда капитализация их объектов автоматически вырастает в разы.

Таким образом, реализуя такие мегапроекты, как МЦК, метро, ТПУ, развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, промзон, столица не только не теряет объемов инвестиций, а даже их увеличивает, невзирая на кризис. Кроме того, Правительство города постоянно ведет целенаправленную политику поддержки строительной отрасли, девелоперов. Упрощены многие процедуры, в том числе предоставление разрешения на строительство, активно внедряютя электронные сервисы, максимально упрощены административные процедуры.

– Московский строительный комплекс многое делает для освоения территорий, прилегающих к Малому кольцу Московcкой железной дороги. Большинство этих территорий – заброшенные промзоны. Какие задачи по развитию этих зон решит запуск пассажирского движения по Московскому железнодорожному кольцу?

– На запуск пассажирского движения по МЦК мы возлагаем большие надежды, так как это решает две главные задачи. Первая – в городе выстраивается абсолютно новая система транспортной логистики, которая позволит частично перераспределить транзитные транспортные потоки из центра в среднюю часть города и обеспечить транспортную доступность примыкающих к кольцу территорий, снизить пассажиропоток в метро и частично освободить дороги. Уже подсчитали, что нагрузка на основные ветки метро, прежде всего Кольцевую линию, а также пересадочные станции подземки в пределах Кольцевой линии, снизится на более чем 15%. Значительно снизится пассажиропоток на железнодорожных вокзалах. У жителей московских окраин и Подмосковья отпадет необходимость доезжать до центра города, чтобы спуститься в метро. Так, к примеру, Курский и Ярославский вокзалы разгрузятся на 40%. Кроме того, к запуску движения по МЦК разработано более 30 новых автобусных маршрутов.

Вторая задача – как раз развитие депрессивных промзон, расположенных вдоль кольца, ведь из 10,8 га, расположенных возле МЦК, большая часть приходится именно на промзоны. Инвестиционная привлекательность этих земель повысится, потому что будет гарантированный пассажиропоток, а значит, инвесторам очень выгодно вкладывать туда деньги. Территории в итоге начнут «оживать», превратятся в комфортные, по-настоящему европейские районы с жильем, социальной инфраструктурой и, что очень важно, новыми рабочими местами. По нашим предварительным подсчетам там может быть возведено 750 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, в том числе около 300 тыс. кв. м гостиничных, более 250 тыс. кв. м торговых и около 200 тыс. кв. м офисных площадей, будет создано 40 тыс. новых рабочих мест.

– А получат ли удобную транспортную доступность те промзоны, которые, что называется, отрезаны от железнодорожного кольца и вообще от общественного транспорта?

– У нас в целом проекты реновации каждой промзоны предусматривают формирование удобной и доступной транспортной сети. Это одна из ключевых задач, потому что промзоны мы развиваем комплексно, и, если не будет удобного транспорта, они так и останутся «ржавым поясом». Инвесторы туда не пойдут и ничего там строить не будут. Наша же стратегическая задача состоит в том, чтобы максимально приблизить рабочие места к жилью, чтобы коэффициент пешей доступности на территориях развития (а к ним мы как раз относим и промзоны) составлял около 50%. Это очень серьезная задача, решить ее быстро не получится, но мы уже добились того, что до 50% всей недвижимости, что строится в Москве, приходится именно на промзоны и Новую Москву.

Если же говорить конкретно о промзонах, то сегодня там строится более четверти всей возводимой в столице недвижимости. При этом важно, что именно там и в Новой Москве формируются и новые рабочие места – вблизи действующих и строящихся станций метро, железной дороги, остановок наземного общественного транспорта. То есть главное – не превратить эти зоны в очередные отрезанные спальные районы, а включить их в общую ткань мегаполиса. Без транспортной же инфраструктуры это сделать просто невозможно. Поэтому при разработке любого проекта планировки территории мы в первую очередь «прописываем», как будут организованы транспортная сеть и «связки» с окружающими районами, чтобы была выстроена единая удобная логистика. Там, где отсутствует рядом общественный транспорт, город эту инфраструктуру обеспечивает. Причем транспортную инфраструктуру строим опережающими темпами.

Яркий пример – развивающаяся промзона «ЗИЛ». Жилые кварталы инвестор только начал возводить, а новая станция метро «Технопарк» уже сдана в эксплуатацию, к осени откроются две новые железнодорожные платформы на МЦК. Там же построим и новую эстакаду через железнодорожные пути, а также связку между платформой ЗИЛ и станцией метро «Технопарк».

Кроме того, будет реконструирована Симоновская набережная от существующего участка до ТТК и от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда. Эта сеть позволит обеспечить удобную транспортную доступность к строящемуся парку развлечений в Нагатинской пойме, расположенной в этом же районе.

Также можно привести в пример Тушинское поле. Жилых кварталов еще нет, а станция метро «Спартак» уже действует, дороги строятся.

Кстати, в той части, где промзоны прилегают к Москве-реке, проекты реновации перекликаются с нашим мегапроектом по развитию прибрежных территорий: а там предусмотрено проектирование и строительство новых автомобильных и пешеходных мостов через реку, развитие водного транспорта, благоустройство вело- и пешеходных дорожек и т.д.

– Не так давно Вы высказались за необходимость сноса зданий в стиле конструктивизма, признав их неудачными. Почему? У Вас есть свой личный рейтинг самых удачных столичных построек?


– Я нигде не высказывался за необходимость сноса зданий в этом стиле. Хочу еще раз прокомментировать эту ситуацию с кварталом на Погодинской, чтобы внести ясность. У нас в федеральном законодательстве четко прописано, что является памятником архитектуры, а что – нет. Если у объекта имеется статус памятника, то его снос – уголовно наказуемое преступление. На это никто не пойдет, это в принципе исключено. Что касается конкретной ситуации с домами на Погодинской, то они памятниками официально не являются, и ничего противозаконного мы там не делаем.

У этих зданий есть собственник. Он говорит: «Хочу сделать лучше». А градозащитники в свою очередь говорят: «Мы хотим, чтобы это сохранилось». А кто заплатит за это?

На самом деле ситуация куда сложнее. В конструктивистских зданиях, построенных в 1930-е годы, живут люди. У нас есть конкретные адреса домов этих годов постройки, жители которых требуют их сноса, потому что в квартирах нет нормального душа, туалета. Люди живут в коммуналках, которые в программу капитального ремонта не попали. Реставрация и реконструкция этих домов обойдется дороже, чем строительство нового здания. А через несколько лет они вообще станут аварийными, и там невозможно будет жить. Знаете, ведь те же жители могут сказать: мы платим деньги за капремонт и хотим, чтобы наши дома были реконструированы по тем стандартам и в то время, за которое мы внесли деньги в единый фонд капитального ремонта. Почему же эти деньги, спросят они, город хочет потратить на реконструкцию дома в стиле конструктивизма? Поэтому самая главная наша задача – найти баланс интересов между жителями, властью и инвесторами. Что мы и делаем.

Конечно же, памятники конструктивизма должны быть в городе. И мы их сохраняем. Существуют объекты высокого класса, которые вошли в копилку мировой архитектуры. Это и дом-коммуна Наркомфина архитектора Гинзбурга – замечательный образец конструктивистской архитектуры с обилием света, свободной планировкой… Рядом с тем же кварталом на Погодинской есть еще один замечательный образец конструктивизма – ДК «Каучук», спроектированный Константином Мельниковым. Эти объекты, кстати, тоже не в лучшем состоянии, но мы приложим максимум усилий, чтобы они были сохранены.

И опять же, для этого надо принять конкретное градостроительное решение, выделить деньги. Так что это тоже вопрос не простой, все обсуждаем коллегиально, повторюсь, единолично решений я не принимаю.

В целом, что касается самого стиля конструктивизма, то это еще и дело вкуса: кому-то нравится, а кому-то не нравится, ведь у каждого свои предпочтения. Я вот, например, приверженец классической архитектуры. Мне больше нравятся старые улицы Москвы. Но это мое личное субъективное мнение, никому его не навязываю. А вообще, по моему глубокому убеждению, такой мегаполис, как Москва, должен иметь разнообразную гамму архитектурных решений. Нам нужны и отреставрированные памятники, за которые нам не будет стыдно, и ультрасовременные своеобразные здания, например, Музей современного искусства на Ходынке.

В «Москва-Сити» заканчиваем сейчас городскую площадь и шикарный киноконцертный зал. К 2018 году «Сити» построим, и этот район будет визитной карточкой Москвы. К нам приезжает огромное количество туристов, много разных людей в городе живет, с разными вкусами. Мне кажется, мы должны удовлетворять вкусы всех. Сказать, что мы выработаем какой-то один стиль, который будет нравиться абсолютно всем, невозможно.

– Как вообще обстоит в Москве дело со строительством в центре города? Как можно одновременно развивать город и сохранять его историческое наследие? Насколько справедлива звучащая то и дело критика по поводу стройки в центре?

– В первую очередь хочу сказать о том, что любой город – живой организм, он не может застыть на месте и не развиваться. Особенно если речь идет о крупных мегаполисах. Наша концепция развития Москвы — «город для людей», удобный, открытый, привлекательный – как раз и предусматривает грамотное сочетание двух направлений: сохранение богатейшего исторического и культурного наследия Москвы при создании в историческом центре комфортных общественных пространств, необходимой инфраструктуры для того, чтобы этим наследием можно было беспрепятственно любоваться. Эта цель предусматривает и размещение гостиниц и апартаментов с целью привлечения туристов. В этом плане за последние пять с половиной лет Правительством Москвы проведена огромная работа.

Мы расторгли существовавшие по состоянию на 2010 год инвестконтракты на строительство в ЦАО 23 млн кв. м недвижимости – проектов, которые городу были не нужны, так как вели к ухудшению градостроительной и транспортной ситуаций, вызывали многочисленные протесты жителей, а часть проектов предполагала снос исторических и культурных памятников.

Нам удалось спасти около 200 исторических зданий, представляющих для Москвы особую ценность, отменив принятые до 2010 года решения об их сносе. Спасено еще более 70 зданий, которые мы включили в Реестр объектов культурного наследия.

В целом все существовавшие 5 лет назад проекты, предполагающие те или иные работы в центре города, мы пересмотрели с точки зрения следующих принципов: минимизации строительства в центре, сохранения исторического наследия, уменьшения нагрузки на транспортную и социальную инфраструктуру. Существенно сократили выдачу новых разрешений на строительство в ЦАО – по сравнению с 2010 годом их количество сократилось более чем вдвое. Те же разрешения, что выдаются, предусматривают в основном реновацию существующих объектов с небольшим увеличением высотности.

Отдельно хочу сказать о реставрации исторических объектов, масштабы которой в Москве в последние годы беспрецедентны. У нас сейчас одна из самых крупных в мире программ по реставрации памятников истории и архитектуры. Перечислю несколько отреставрированных объектов: дом с кариатидами в Печатниковском переулке, городская усадьба в Подсосенском переулке, дом Куракина на Новой Басманной, здание бывшего Центросоюза на Мясницкой (архитектор Корбюзье), церковь св. Климента папы Римского на Пятницкой, городская усадьба в Подсосенском переулке (архитектор Буссе), уникальная усадьба Суворовых на Малой Никитской (дом, принадлежавший знаменитому русскому полководцу). И это далеко не полный список. Только в 2015 году на реставрации находилось почти 400 объектов, на 115 из них восстановительные работы были завершены. Среди знаковых объектов – дом Гагарина, главный вход в парк культуры имени Горького, храмы Зарядья, Черниговского подворья, комплекс зданий музыкальной школы имени Гнесиных и другие. Общая сумма инвестиций в реставрационные работы по объектам культурного наследия составила почти 19 млрд рублей.

Центр Москвы мы развиваем именно как культурное «ядро» и место проведения досуга горожан и туристов, количество которых неуклонно растет, как и число москвичей, выбирающихся погулять в центре. Кстати, рост количества пешеходов на улицах центра Москвы как раз следствие реализации этих двух направлений нашей работы: сохранения исторического наследия и развития центра для пешеходов и велосипедистов.

Не секрет, что долгие годы люди стремились не в центр, а из центра, так как он представлял собой чуть ли не сплошную автопарковку, да и фасады многих исторических зданий были залеплены аляпистыми рекламными баннерами, скрывавшими настоящие жемчужины архитектуры. Чтобы вернуть Москву москвичам и гостям столицы, сделать ее удобным, комфортным и открытым для прогулок городом, мы проводим колоссальную работу. Расширяем тротуары (в рамках программы «Моя улица» их расширят на три метра), формируем благоустроенные пешеходные зоны, проектируем и прокладываем велосипедные дорожки, аллеи, разбиваем цветники и клумбы, высаживаем деревья и кустарники и т.д. За 5 лет число оборудованных открытых общественных пространств возросло в разы. Создано более 50 народных парков, в историческом центре города организованы пешеходные зоны общей протяженностью более 120 км, в том числе сформирована сеть велосипедных дорожек, обустроено более 400 парков и скверов, ставших дополнительными местами отдыха москвичей и туристов, на улицах и площадях было высажено более 4300 деревьев. Всего в 2015 году в Москве было благоустроено 47 улиц, в этом году благоустроят еще 52.

– Достаточно проехать по городу, чтобы увидеть, как активно идет строительство Северо-Восточной и Северо-Западной хорд. Скажите, пожалуйста, они будут сданы в срок? Насколько эти магистрали способны решить проблему пробок?

– Строительство Северо-Восточной (СВХ) и Северо-Западной (СЗХ) хорд – два из самых крупных наших дорожных проектов. Их запуск в эксплуатацию позволит людям быстро и удобно пересекать город по диагонали. Во многих городах мира строятся такие хорды, в том числе в Санкт-Петербурге.

СВХ и СЗХ плюс Южная рокада значительно разгрузят МКАД и Третье транспортное кольцо (ТТК). По предварительным прогнозам, транспортная нагрузка на МКАД и ТТК снизится на 15–20% после запуска магистралей.

Напомню, что протяженность двух хорд плюс рокады – вместе с боковыми проездами и транспортными развязками – это около 200 км новых дорог. Основной объем работ по строительству Северо-Восточной, Северо-Западной хорд и Южной рокады планируется закончить к началу 2019 года.

– Помимо транспортной инфраструктуры Москва активно строит спортивные сооружения, на которых пройдут игры грядущего Чемпионата мира по футболу. В каком состоянии находятся эти объекты?

– У нас высокая степень готовности объектов. Деньги выделяются вовремя и в полном объеме. Объекты будут достроены и введены в срок, более того, город делает все для того, чтобы работать на опережение и ввести объекты раньше. Стадион «Открытие Арена» (в Тушине) мы ввели в эксплуатацию еще летом 2014 года. Сейчас наши основные усилия сосредоточены на реконструкции главной площадки мундиаля – Большой спортивной арены (БСА) «Лужники», а также на возведении 11 тренировочных футбольных полей. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, темпы строительных работ на объектах не снижаем, идем в соответствии с графиком, а что касается БСА «Лужники» – то даже с опережением. Это недавно особо отметили представители FIFA, побывавшие на объекте.

Работы ведутся круглосуточно, в несколько смен, увеличили число занятых до 3 тыс. человек – это необходимо для проведения отделочных работ.

Полностью завершены все монолитные работы, продолжается сооружение поля, идут отделочные работы и прокладка инженерных сетей. Ведется сооружение павильонов входного контроля. Скоро начнем застилать газон на игровом поле. Ведется также монтаж декоративного фриза, строители размещают панели в верхней части фасада арены, к концу лета эту работу завершим.

До конца 2016 года основной объем строительных работ в «Лужниках» будет закончен, то есть стадион будет полностью готов. Уже в следующем году пройдет наладка технического оборудования на арене, и мы сможем «опробовать» стадион – намерены провести здесь соревнования в рамках Кубка конфедераций. Так что нет никаких сомнений в том, что стадион будет готов к приему команд Чемпионата мира 2018 года.

Тренировочные футбольные поля достроим в течение 2016– 2017 гг., так что к ЧМ-2018 они смогут принять спортсменов. Кроме того, полностью готов стадион ЦСКА на 3-й Песчаной улице. Стадион отвечает всем стандартам Международной федерации футбола и во время Чемпионата мира по футболу – 2018 станет тренировочной ареной для команд участниц мундиаля.

В настоящее время ведутся наладка оборудования и оформление необходимой для ввода документации. Хочу подчеркнуть, что в составе комплекса не только спортивная арена, но и офисный центр, а также гостиница.

– Большое спасибо за интервью. Позвольте от имени редакции поздравить Вас с профессиональным праздником – Днем строителя. Желаем новых, интересных проектов, выполнения всех планов, решения самых сложных и дерзких задач, ну и, конечно, здоровья и оптимизма Вам и Вашим близким.

– Спасибо, удачи вам во всем.


Назад в раздел
МОЭСКМоскапстройМосгазТеплоцентрстрой
РоссийскийШвабе