НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Кольцо замкнулось. МЦК как новая транспортная система


Объемы строительства за счет средств городского бюджета, вопреки кризису, впечатляют. И все-таки главное событие нынешнего года – это запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (прежнее название – МКЖД). Это наземная внутригородская железнодорожная линия протяженностью 54 км с 31 станцией на ней. Мы беседуем с руководителем Департамента строительства города Москвы Андреем Бочкарёвым.

– Хотелось бы знать, успевают ли строители завершить работы в намеченный срок к началу сентября? Какие работы там ведутся сейчас, если движение пассажирских поездов «Ласточка» в тестовом режиме, без пассажиров, там уже запущено? Ускорился ли ход строительных работ после того, как кураторство над этим проектом в феврале передали от Департамента транспорта Департаменту строительства?

– Само кольцо уже замкнуто и электрифицировано, сейчас завершается обкатка пассажирских поездов «Ласточка», которые в сентябре должны будут принять первых пассажиров. Сооружение всей железнодорожной инфраструктуры выполнено на 97%. Сегодня помимо строительных работ идет интеграция будущего кольца в систему общественного транспорта города. Предстоит согласовать билетные системы, чтобы человек с одним билетом мог сесть на любой из этих видов транспорта и далее пересаживаться без проблем хоть в подземку, хоть в автобус или трамвай.

В первый год движения по МЦК ожидается примерно 75 млн пассажиров, а к 2025 году МЦК будет перевозить до 300 млн человек в год. Это сопоставимо с потоком пассажиров на загруженных ветках метро. Всего на МЦК будет 17 пересадок на станции метро, в том числе с теми, которые сейчас строятся. Например, на станциях Шелепиха, Рязанская, Хорошево будет организована пересадка на станции Третьего пересадочного контура метро. Также планируется 10 пересадок на платформы радиальных на правлений железных дорог, практически на все направления, за исключением Киевского.

Наряду со строительством транспортно-пересадочных узлов город ведет реконструкцию прилегающих к будущим станциям МЦК улиц. Это необходимо для организации дополнительных маршрутов общественного транспорта, чтобы пассажирам было комфортно добираться к платформам железнодорожного кольца.

Двенадцать исторических станций, которые были построены на кольце еще в начале ХХ века, использоваться не будут. Эти станции, функционировавшие в последнее время как грузовые, имеют слишком низкие пассажирские платформы и только вдоль одного из путей. Однако вокзальные здания старых станций к запуску движения будут отреставрированы и станут архитектурным украшением новой московской наземки. Всего на территории вокруг МЦК выявлено 86 памятников архитектуры. Все они сохранены. Работы организованы так, что эти объекты находятся за пределами зон строительства. Пассажирские терминалы и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) размещены вне границ исторических памятников.

Конечно, не на каждой из 31 станции МЦК будут построены крупные ТПУ. Только 22 остановочных пункта будут иметь капитальные строения с соответствующей инфраструктурой. В остальных случаях это будут платформы с навесами, пройти к которым можно будет через специальные павильоны с билетно-кассовыми зонами и турникетами.

Что же касается ТПУ в капитальном исполнении, которые помогут пассажирам кольца беспрепятственно пересесть на метро, пригородную электричку и автобус, то они будут представлять собой остановочные павильоны, связанные крытыми галереями, оснащенными эскалаторами и лифтами. Причем 11 таких пересадок будут реализованы по принципу «сухие ноги», когда пассажиру не нужно выходить на улицу. Почти все они будут иметь надземные переходы как над железнодорожными путями, так и над проезжей частью дорог.

При строительстве ТПУ вся инфраструктура для пересадок, так называемая «технологическая часть», возводится за счет бюджета, все другие объекты в составе узлов – коммерческая составляющая – на деньги инвесторов.

Пассажиропоток ТПУ на МЦК будет только увеличиваться с каждым годом, а значит, инвесторы сами заинтересуются тем, чтобы строить в составе узлов различные офисные, гостиничные и торговые объекты.

– Если учитывать, что столько сил брошено на завершение работ на МКЦ, не скажется ли это на темпах строительства новых станций метро, не уменьшится ли число вводимых в строй станций метрополитена?

– Нет, строительство МЦК никак не влияет на темпы строительства метро. Сейчас в различной стадии строительства находятся 35 станций метро. Отмечу, что на развитие метро в этом году из городского бюджета выделено более 150 млрд рублей. Идет строительство новых станций на Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской, Замоскворецкой линиях, на Третьем пересадочном контуре метро.

Активно строится новая Кожуховская линия метрополитена. Она соединит центр города с районами: Рязанский, Кузьминки, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский – и будет заканчиваться в районе Некрасовка. Часть Кожуховской линии запроектирована в двухпутном исполнении (оба пути будут проходить в одном тоннеле). Для этого специально закуплен проходческий щит диаметром 10 метров. Сейчас на стройплощадке между станциями «Косино» и «Юго-Восточная» возводится монтажная камера, откуда щит начнет проходку большого двухпутного тоннеля.

Принято решение о продлении Сокольнической линии метрополитена от станции «Саларьево» до станции «Столбово». На участке протяженностью 9,4 км будет 4 станции – «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая», «Столбово». В конце года планируется начать работы по строительству данного участка.

– В связи с тем, что в этом году столько сил брошено на строительство метро и реконструкцию Московского центрального кольца, не сократятся ли объемы дорожного строительства. Когда завершатся программы реконструкции вылетных магистралей и их развязок с МКАД?

– Последние пять лет Москва вводила в строй по 100 км новых и реконструированных дорог в год. За это пятилетие было построено 10% от общей протяженности улично-дорожной сети города, которая была проложена более чем за восемь столетий его существования. И в нынешнем году мы не планируем снижать объемы дорожного строительства. Адресной инвестиционной программой предусмотрено, что в этом году в Москве планируется построить и реконструировать 90 км дорог, 30 искусственных сооружений (эстакад, мостов и развязок) и 15 подземных и надземных пешеходных переходов. При этом уже в течение года финансирование АИП было увеличено почти на 26,4 млрд руб., и около половины этих средств пойдет на ускорение строительства транспортной инфраструктуры – развязок и дорог. В их числе – Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, участок дороги Москва – Санкт-Петербург от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе и др.

Строительство большинства этапов Северо-Западной хорды мы планируем завершить в этом году. Активно идут работы на участке Северо-Западной хорды от улицы Генерала Дорохова до Аминьевского шоссе и на развязке на пересечении МКАД с улицей Генерала Дорохова. Их планируется ввести в строй в этом году. Началась реконструкция улиц Крылатской, Ярцевской, Боженко, Кубинки. Фактически это будут дублеры МКАД, которые свяжут между собой районы, насыщенные промышленными предприятиями. Завершается строительство тоннеля винчестерного типа на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина.

Мэром Москвы поставлена задача – в 2017 году завершить работы и по сооружению Южной рокады. Она свяжет западные, южные и юго-восточные районы столицы. Магистраль позволит перераспределить транспортные потоки и разгрузить Пролетарский проспект, Каширское и Варшавское шоссе. К концу 2018 – началу 2019 года планируется закончить основной объем по строительству участков Северо-Восточной хорды. До конца этого года планируется ввести в строй ее участок от Измайловского до Щелковского шоссе.

Реконструкция вылетных магистралей в Москве в основном завершена. В этом году предстоит закончить два этапа работ на Волгоградке, первый и третий этапы на Волоколамке, работы на Рязанском и Щелковском шоссе. Сложнее всего шла реконструкция Щелковского шоссе. Эта трасса находится в работе с 2012 года. Запланированный объем работ на ней выполнен примерно на 50%. Осталось самое сложное – достроить эстакаду в районе автовокзала у метро «Щелковская». И тогда транспортный поток там будет идти по прямому ходу Щелковского шоссе, не пересекая потоки и не снижая скорости. Машины же, которые перемещаются внутри района, не будут выезжать на основную трассу. Трансстрой, с которым у города заключен контракт, не смог довести работы до конца. Поэтому мы договор с этой компанией расторгли в июле. В настоящее время объявлен конкурс на нового подрядчика для завершения работ. Мы планируем запустить движение по эстакаде уже этой осенью.

Помимо этого, на территории Новой Москвы будет запущено основное движение по эстакаде прямого хода на Калужском шоссе от МКАД на юг до поселения Сосенки. Также откроется движение по транспортной развязке на 41 м км Ленинградки, что облегчит транспортную доступность Зеленограда. Должна быть введена в строй до конца этого года и эстакада на Липецкой улице, которая улучшит соединение Восточного, Западного Бирюлево, Чертаново и в целом снизит перепробег через МКАД.

– Как обстоит дело с завершением программы сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения? Когда пойдет на слом последняя хрущевка сносимого типа?

– Из 1752 домов осталось снести чуть больше сотни, примерно половина из них приходится на Западный округ. Трудность заключается в переселении жильцов. По всему городу есть несколько домов, где одна две семьи не хотят выезжать в предоставляемую им новую квартиру. Жильцы требуют большую по площади квартиру, чем им положена, или квартиру в другом районе. Так что снос пяти-шести последних домов в городе может быть немного сдвинут по срокам, и, я думаю, в первой половине 2018 года мы эту программу завершим.

– В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года в городе ведется реконструкция главной спортивной арены страны – стадиона «Лужники». Успеют ли строители, как планировалось, завершить все работы в будущем году?


– В «Лужниках» все идет строго в соответствии с планом. Монолитные работы уже завершены. На данный момент идут отделочные работы и монтаж инженерных систем. Началась установка информационных табло. Основные строительно-монтажные работы должны завершиться в этом году, а в конце августа планируем начать засев травы, и до конца года поле будет готово принять тестовые соревнования. В 2018 году внимание всех футбольных фанатов, конечно же, будет приковано к «Лужникам»: именно там пройдут церемонии открытия и закрытия Чемпионата мира, первый матч и одна из встреч полуфинала.

Первоначально, чтобы стадион соответствовал требованиям FIFA, его предлагали снести и построить на его месте новую арену на 90 тыс. мест. Но мы, принимая во внимание историческое значение арены, решили сохранить Большую спортивную арену, давно уже ставшую одной из визитных карточек столицы, в ее прежнем виде. Только козырек – для защиты посетителей от осадков – удлинили на 11 метров. Реконструкции же подверглась в основном внутренняя часть стадиона. Трибуны закруглили, максимально приблизив зрительские места к полю, таким образом, число мест выросло до 81 тыс. Полностью были обновлены все инженерные системы сооружения. Для тех, кто в силу разных причин не сможет попасть на стадион во время игры, ход матча будут транслировать на большом медиаэкране, который разместят прямо на крыше.

– Какие значимые объекты должны быть введены в строй в ближайшее время?

– Если говорить о зрелищных сооружениях, то подарком для московских театралов должен стать ввод в строй после реконструкции театра Олега Табакова, знаменитой «Табакерки» на улице Гиляровского. Изюминкой обновленного здания должна стать сцена трансформер. Она сможет увеличиваться в длину и обеспечивать появление авансцены. При этом зрительские кресла четырех рядов партера механически убираются, образуя дополнительную площадку. Также в зале смонтирована уникальная акустическая система, позволяющая перемещать звук по сцене вслед за актером.

– Сколько объектов социального назначения: школ, детских садов, поликлиник – будет введено в строй в этом году за счет средств городского бюджета?

– В общей сложности в ближайшие три года перед нами стоит задача построить за счет средств Адресной инвестиционной программы около 100 образовательных учреждений, а также десятки объектов здравоохранения и культуры. В этом году в Москве за счет бюджетных средств появится 19 новых детских садов, школ и БНК на 6260 мест. Это 14 детских дошкольных учреждений, 3 школы и 2 БНК.

Что касается объектов здравоохранения, то здесь тоже идет активное строительство. За первые полгода текущего года мы построили и ввели в эксплуатацию поликлинику на 360 посещений в смену в поселке Бутово, проложили современные инженерные сети для родильного дома Инфекционной клинической больницы №2 (8-я ул. Соколиной Горы, вл. 15). Сам роддом будет построен до конца года. Во втором полугодии в Москве появятся 8 новых объектов здравоохранения, из них – 4 медицинских учреждения и 4 объекта инженерной инфраструктуры.


Назад в раздел
КапиталМД-группМоскапстройМОЭК
АКСИТЕХКапстройситиДоркомэкспо