НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва застраивается энергично и гармонично. Город успешно борется с долгостроями, избавляется от излишней бюрократии в строительстве и готовится к обновлению городских набережных


Город успешно борется с долгостроями, избавляется от излишней бюрократии в строительстве и готовится к обновлению городских набережных. Об особенностях градостроительного развития столицы в преддверии Дня строителя рассказал руководитель Департамента градостроительной политики СЕРГЕЙ ЛЁВКИН.

– Москва демонстрирует невиданные прежде темпы дорожного и транспортного строительства. До начала кризиса темпы строительства жилья и коммерческой недвижимости также были очень высокими. Но сейчас экономическая ситуация в городе, да и в стране в целом, заметно ухудшилась. Отразилось ли это на реализации планов градостроительного развития столицы, не сократились ли объемы строительства, ведущегося в столице?

– Не так давно мы провели Московский урбанистический форум, и на нем были озвучены результаты проделанного международной аудиторской и консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers анализа объемов строительства, ведущегося в крупнейших мегаполисах мира. Так вот, по мнению этой авторитетной организации, Москва занимает одно из ведущих мест в мире по вводу недвижимости на душу населения. Так, например, в прошлом году на душу населения в Москве введено 0,75 кв. м на человека. По этому показателю столица России опередила такие города, как Сингапур с 0,63 кв. м на одного жителя, Токио с 0,43 кв. м и Гонконг с 0,28 кв. м.

При этом город строит ежегодно около 600 тыс. кв. м жилья за счет собственных средств, в том числе для переселения граждан из ветхого жилья. Кроме того, Москва лидирует по темпам роста инвестиций в основной капитал на душу населения. В 2009-2015 годах в местной валюте этот показатель вырос на 4,4%. У Гонконга прирост – 3,6%, у Шанхая – 2,4%.

Российская столица выбилась в число мировых лидеров и по общей площади введенных жилых площадей в абсолютных цифрах: 5 698 тыс. кв. м общей площади жилых зданий. Из них: 966,4 тыс. кв. м – площадь жилых домов, построенных за счет средств бюджета города, 4 731,6 тыс. кв. м – площадь жилых домов, построенных за счет внебюджетных источников.

При этом площадь введенных квартир составила 3 919,5 тыс. кв. м: 628,6 тыс. кв. м – за счет средств бюджета, 3 290,9 тыс. кв. м – внебюджетные источники, 2 577 тыс. кв. м – в Нью-Йорке, 1204 тыс. «квадратов» – в Лондоне.

Москва сегодня занимает лидирующее место в мире и по темпам транспортного строительства и развития системы метрополитена. Суммарный ввод в эксплуатацию улично-дорожной сети на единицу площади города за период 2009–2014 годов в Москве составил 255,4 м/кв. км. Уже сегодня столичная подземка ежедневно перевозит больше пассажиров, чем метро Гонконга или Нью-Йорка. В 2010–2015 годах в Москве открылось 17 новых станций метро. Для сравнения: в Нью-Йорке построена одна станция, в Лондоне – ни одной. И ни о каком замедлении темпов роста сегодня речь не идет. К 2020 году протяженность московского метро должна вырасти в 1,5 раза. В столице появятся 85 новых станций метро, 12 новых пересадок, будет проложено 185 км новых линий.

За первые шесть месяцев текущего года в Москве введено около 1,36 млн кв. м жилья. Из них 1,2 млн кв. м жилья, или 88%, построено за счет инвесторов. И по сравнению с прошлым годом соотношение жилья, построенного инвесторами и городом, практически не изменилось.

В этом году на жилье пришлось 40% от общего ввода недвижимости. Всего за первое полугодие на территории столицы введено в эксплуатацию 3,36 млн кв. м недвижимости различного назначения. Таким образом, план ввода на первое полугодие выполнен на 100%. Ввод по итогам прошлого года составил 9,1 млн кв. м – это максимальный результат за всю историю Москвы. К концу 2016 года на территории столицы по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина мы должны построить и сдать около 9 млн кв. м недвижимости различного назначения. Уверен, что Стройкомплекс выполнит эту задачу.

При этом мы не допускаем, чтобы в нашем городе строилось жилье, не обеспеченное необходимой социальной инфраструктурой, в первую очередь образовательными учреждениями. За предыдущие пять лет в столице построили 240 объектов дошкольного, школьного и среднего специального образования. За период с 2011 по 2015 годы в столице построено 181 детский сад, а также 57 школ с блоками начальных классов вместимостью на 29 тыс. учащихся. При этом более 13 тыс. новых мест в школах и детских садах было создано в Москве за счет средств инвесторов.

В нынешнем году темпы строительства детских садов и школ снижаться не будут. До конца нынешнего года планируется сдать 51 объект: это 32 детских сада и 19 школ, включая блоки начальных классов. Активней всего строительство образовательных учреждений идет на территории Новой Москвы, там за время, прошедшее с момента присоединения новых земель к Москве, было введено в строй более 30 образовательных объектов.

Хотелось бы отдельно отметить, что в Москве будет реализовано несколько мегапроектов. Мэр Москвы Сергей Собянин в рамках Московского урбанфорума обозначил направления, по которым они будут реализованы: дорожное строительство (в планах построить еще 300 км дорог); рельсовый транспорт (открытие МКЖД, строительство 158 км линий и 75 станций метро); развитие территорий, примыкающих к акватории Москвы-реки; реорганизация промзон (строительство 6,2 млн. кв. м. недвижимости и создание 46 тыс. рабочих мест).

– Одно из направлений, за которое Вы отвечаете в Стройкомплексе, – это развитие центра столицы. Как дела обстоят в историческом ядре нашего мегаполиса? За счет каких резервов находятся новые площадки для строительства на территории Центрального административного округа?

– Реализация новой градостроительной политики, направленной на превращение Москвы в комфортный, удобный, благоустроенный, современный, инвестиционно-привлекательный мегаполис, оказала значительное влияние на развитие столицы и ее центра. Пересмотрено более тысячи инвестиционных проектов, планировавшихся к реализации, и отменены планы по строительству объектов, которые создали бы избыточную нагрузку на имеющуюся транспортную и инженерную инфраструктуру. В частности, акцент в размещении офисных помещений смещен на районы, расположенные за пределами Третьего транспортного кольца, где проживает 92% жителей города. Такой подход снижает маятниковую миграцию населения (утром в центр, вечером из центра), экономит время москвичей, улучшает экологию.

В центральной части Москвы предпочтение отдается реновации существующего жилого фонда, а также размещению гостиниц и апартаментов для туристов. В частности, в течение последних трех лет объемы вводимого жилья на территории ЦАО демонстрируют устойчивый рост: если в 2013 году было сдано семь жилых объектов общей площадью 190 тыс. кв. м, в 2014-м – 10 объектов площадью 261 тыс. кв. м, то в 2015 году – 14 объектов суммарной площадью 370 тыс. кв. м.

Главным ресурсом для градостроительного развития в центре является реновация производственных территорий. На сегодняшний день завершена реорганизация на земельных участках площадью 45,48 га территорий промзон, расположенных в Центральном административном округе столицы, на которых введено в эксплуатацию 35 объектов общей площадью 1 275,4 тыс. кв. м. До конца года на территории ЦАО запланирована сдача еще семи объектов общей площадью около 348,4 тыс. кв. м.

В центре столицы в первом полугодии введено в эксплуатацию десять объектов капитального строительства общей площадью 125 тыс. кв. м. В частности, были построены гостиница в Гороховском переулке, комплекс апартаментов в 3-м Люсиновском переулке, воссозданы на исторической территории церкви дом и колокольня в Столешниковом переулке. Также завершена реконструкция театра «Волшебная лампа» на Сущевской улице, сданы в эксплуатацию жилой дом на Калитниковской улице и жилой комплекс в Наставническом переулке.

Большое внимание уделяется строительству в центре новых объектов культуры. Одним из самых значимых проектов в этой сфере, намеченных к вводу в этом году, станет Театр Олега Табакова. Сейчас в здании на улице Гиляровского идут отделочные работы и монтируется оборудование для театра. В новой «Табакерке» появится современное звуковое, световое и сценическое оборудование. Например, здесь установят немецко-французскую акустическую систему Vivace, с помощью которой можно создавать разные варианты акустического пространства. До конца года предстоит ввести в строй после капитального ремонта еще восемь значимых культурных объектов: Московский государственный музей Сергея Есенина в переулке Чернышевского, театр «Модернъ» на Спартаковской площади, Театр Луны на Ордынке, Московский театр «Около дома Станиславского» в Вознесенском переулке, «Музей Москвы» на территории «Провиантских складов» на Зубовском бульваре, театр «Эрмитаж» в Каретном ряду, Московский драматический театр имени К.С. Станиславского на Тверской и помещения Московского государственного академического камерного хора на Новой Басманной.

– Сергей Иванович, что делает город для того, чтобы число долгостроев в городе сокращалось?

– В законодательстве понятия «долгострой» не существует, но есть понятие «объект незавершенного строительства». Это объект, по которому истекли определяемые проектом нормативные сроки строительства и действие разрешения на строительство.

В городе работает оперативная группа по сокращению объектов долгостроя, которая осуществляет регулярный мониторинг объектов незавершенного строительства. Ее деятельность находится на особом контроле у Мэра Москвы Сергея Собянина. Главная задача группы – стимулировать застройщика возобновить строительство либо принять решение об отмене строительства и освобождении земельного участка.

На момент создания группы в перечень объектов незавершенного строительства было включено 320 недостроенных зданий. Работы по ним были приостановлены до 2008 года, а решения по ряду из них принимались еще в 70–80 годах прошлого века. Затем, в мае 2014 года, по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина в проработку оперативной группы по ликвидации долгостроев было взято еще 349 объектов. Работы по ним были приостановлены в период с 2009 по 2013 годы. Благодаря работе группы из перечня было исключено 362 долгостроя. Из них 112 введены в эксплуатацию, еще на 169 объектах были возобновлены ранее замороженные строительные работы. Возведение 73 объектов, по большей части находившихся на начальной стадии строительства, признано нецелесообразным, эти площадки были освобождены. Еще восемь строящихся зданий оказались самостроями, они не имели необходимой разрешительной документации, и их судьба будет решаться другой комиссией – по самовольному строительству.

На данный момент в работе находится 309 строек, 123 из которых – объекты городского заказа, 148 – объекты инвесторов и еще 38 – федеральные объекты.

– Какие меры по поддержке застройщиков в кризисных условиях предпринимает город? Что делается для числа административных барьеров, для внедрения электронного документооборота в процесс взаимодействия строительных организаций с городскими властями?

– Если говорить о ситуативных мерах, связанных с поддержкой строительного бизнеса в городе на время кризиса, то основные из них – это рассрочка внесения арендной платы за земельный участок и платы за изменение вида разрешенного использования этого участка. Кроме того, с началом кризиса в городе снижен размер ставки арендной платы за земельный участок, предназначенный для возведения многоэтажек при соблюдении новых стандартов качества, утвержденных требованиями к архитектурно-градостроительным решениям для многоквартирных жилых домов.

Что же касается ликвидации излишних административных барьеров и перевода государственных услуг, предоставляемых застройщикам в электронном виде, то это не временные антикризисные меры, а постоянная работа, проводимая различными подразделениями Правительства Москвы во главе с Мэром Сергеем Собяниным, в том числе и столичного Стройкомплекса.

Как показывает анализ, около 60% процедур при строительстве касаются технологического присоединения к инженерным сетям, на что уходит не менее трети затрат средств и времени при строительстве. При этом уровень регламентации и информатизации таких услуг значительно отстает от того, который обеспечен в Москве для госуслуг. Строительные организации продолжают оформлять для сетевых компаний строительную документацию на бумаге, что в целом тормозит строительный процесс. Поэтому сегодня очень важно оптимизировать именно это направление.

С конца мая в столице в тестовом режиме начал работать новый порядок выдачи одного из основных для застройщиков документов – градостроительного плана земельного участка. В ГПЗУ включены технические условия подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, а также ситуационный план с отображением расположенных в границах земельного участка подземных инженерных коммуникаций и сооружений. Для получения одновременно двух услуг – ГПЗУ и технических условий – подается одна общая заявка, а всю необходимую информацию Москомархитектура получает в порядке электронного взаимодействия без участия заявителя. Реформа направлена на то, чтобы обеспечить предоставление застройщику в рамках ГПЗУ максимально возможной информации обо всех градостроительных условиях и ограничениях на развитие территории в границах его земельного участка. Впоследствии планируется включить в состав ГПЗУ технические условия по подключению к остальным сетям ресурсоснабжения.

Для упрощения сбора сведений и исходных данных, необходимых для проектирования строительным компаниям, в городе начато формирование Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений. Это, так сказать, кадастр подземного пространства Москвы, содержащий достоверную информацию обо всех действующих и проектируемых подземных инженерных коммуникациях и сооружениях. К настоящему моменту формирование материалов Сводного плана уже завершено по пяти административным округам (ЗАО, СЗАО, САО, СВАО, ЗелАО). По остальным округам «старой» Москвы оцифровку планируется завершить до конца года.

Кроме того, этой осенью планируется открыть Единый контактный центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, в котором застройщики смогут получить актуальную информацию о порядке прохождения процедур в строительстве, а также необходимые разъяснения.

Проведенный ВЦИОМ опрос предпринимателей, работающих в столице в сфере строительства, показал, что проблема административных барьеров для бизнеса ушла далеко на второй план. В рейтинге проблем застройщиков административное давление заняло 13-е место при опросе тысячи представителей организаций-застройщиков, первостепенной по значимости стали проблемы экономической конъюнктуры.

– В 2018 году должна быть закончена программа сноса пятиэтажек первого этапа индустриального домостроения. Однако не все пятиэтажки, построенные в период между 1959 и 1966 годами, попали под действие этой программы. Какая судьба ждет пятиэтажки несносимых серий? Их также будут сносить, подвергать капитальному ремонту или же реконструировать? Будет ли принята подобная программа в отношении оставшихся хрущевок?

– В столице осталось демонтировать 105 домов первого периода индустриального домостроения сносимых серий. В завершающуюся программу сноса ветхого пятиэтажного жилого фонда сносимых серий, реализация которой началась еще в 1999 году, были включены 1722 пятиэтажки серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300.

Пятиэтажные жилые дома первого периода индустриального домостроения сносимых и несносимых серий не являются аварийными, износ конструкций этих домов составляет от 45 до 55%. Переселение и снос пятиэтажного жилищного фонда первого периода индустриального домостроения сносимых серий – это инициатива Правительства Москвы.

После завершения сноса пятиэтажных домов сносимых серий планируется приступить к реализации проектов по развитию застроенных территорий, в том числе кварталов с пятиэтажными жилыми домами так называемых несносимых серий: I-515, I-335, I-510, I-511, II-34, II-07. Под реновацией подразумевается реконструкция, снос или капитальный ремонт домов.

Наиболее эффективным инструментом реновации существующей застройки в соответствии с Градкодексом РФ (ст. 46.1 и 46.2) является институт развития застроенной территории, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Развитие застроенной территории за счет бюджетных средств федеральным законодательством не предусматривается.

Департаментом градостроительной политики ведется работа по подготовке к началу реализации проектов развития застроенных территорий. Для реализации проектов развития застроенных территорий также требуется внесение изменений в федеральное законодательство (Градкодекс, Жилищный кодекс и Земельный кодекс).

– Сергей Иванович, как идет в городе процесс реорганизации промзон. Что изменится в нем после вступления в силу в июле этого года Федерального закона о развитии промзон, который позволяет понуждать собственников к комплексному развитию этих территорий?

– Общая площадь промзон в столице составляет около 18,8 тыс. га, или около 17% площади «старой» Москвы. По результатам предварительного анализа около 20% этих территорий используются не по своему функциональному назначению. В соответствии с Генеральным планом города Москвы предусматривается изменение функционального использования 4,3 тыс. га, или около 23% площади, на жилое, общественное и природно-рекреационное.

Процесс реорганизации промзон в городе уже успешно ведется, достаточно сказать, что только за первое полугодие этого года в промзонах было введено в строй 29 объектов недвижимости. Общая площадь построенных там зданий составила около 740 тыс. кв. м.

Реорганизация промышленных зон Москвы является одним из приоритетных направлений в политике Правительства столицы, неоднократно отмечал Сергей Собянин.

С начала 2016 года на земельные участки в границах производственно-коммунальных территорий оформлено 202 ГПЗУ со строительным потенциалом около 7 млн кв. м недвижимости. Сегодня в границах промзон действует 175 разрешений на строительство объектов общей площадью около 8 млн кв. м. Всего же за пять прошлых лет количество выданных ГПЗУ в Москве достигло 1764 с перспективой строительства более 40 млн кв. м.

Благодаря принятию Закона № 373-ФЗ от 3 июля 2016 года «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Градостроительный кодекс был дополнен двумя новыми правовыми схемами развития городских территорий.

– В будущем году должно начаться масштабное развитие зоны, прилегающей к Москве-реке. Скажите, как изменится прибрежная зона, что там должно появиться?

– Нельзя сказать, что мы до сих пор совсем не занимались обустройством московских набережных. В 2015 году в рамках программы «Моя улица» было выполнено комплексное благоустройство на Фрунзенской и Новодевичьей набережных, ранее была полностью реконструирована Крымская набережная. В этом году ведутся работы на Кремлевской набережной, а также планируется начать работы по благоустройству Лужнецкой и Пушкинской набережных.

Однако в будущем году должно начаться благоустройство сразу 14 московских набережных: Пресненской, Краснопресненской, Москворецкой, Болотной, Берсеневской, Смоленской, Ростовской, Саввинской, Пречистенской, Котельнической, Гончарной, Овчинниковской, Кадашевской и Якиманской. А Большой Москворецкий мост помимо благоустройства ожидает капитальный ремонт: усиление грунта под фундаментами основных опор, замена мостового полотна, гранитной облицовки моста, ремонт несущих конструкций эстакадных частей, перекладка коммуникаций, устройство дренажа и водоотвода.

Также планируется реконструкция причала «Большой Устьинский мост».


Назад в раздел
КростГлавУПДКМосводоканалМД-групп
ДоркомэкспоСтройИнвест-3