ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Над железной дорогой. В городе реализуется масштабная программа строительства и модернизации путепроводов над железными дорогами


К началу XXI века география Москвы сложилась таким образом, что проехать по ней стало довольно трудным делом. В данном случае речь идет не о перемещениях с одного конца города в другой, а о простой поездке в соседний район.

История вопроса

Развиваясь как промышленный город, Москва остро нуждалась в связующих артериях индустриальной эпохи – железных дорогах. Этим объясняется большое количество железнодорожных вокзалов, которые призваны были связать столицу России со всеми концами некогда огромной империи. Архитекторы уже в те времена хорошо понимали, что железная дорога в центре города – это не есть хорошо. Поэтому все железнодорожные вокзалы были построены на окраине города.

Однако время шло, население Москвы постоянно росло, и постепенно вокзалы, которые некогда находились на окраине, оказались в центре города. Одновременно росло и количество машин, которые пересекали железнодорожные пути. В силу большой интенсивности движения поездов на переездах стали образовываться пробки.

В ожидании открытия шлагбаума простаивать приходилось долго, это нравилось не всем. Потому участились выезды на переезд при закрытом шлагбауме, что часто приводило к трагедиям. В результате в конце 1960-х годов было принято волевое решение о закрытии всех переездов. Поток автомобилей решено было пустить по существовавшему тогда Садовому кольцу, которое значительно расширили, а также по только что построенной Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД). Вероятно, в тех условиях это было правильное решение.

Ситуация с автотранспортом начала становиться критической в 90-х годах прошлого века, когда количество автомобилей в Москве увеличилось в десятки, а то и сотни раз. Власти прилагали усилия для решения этой проблемы, но большого эффекта они не давали. Постепенно московские пробки стали приобретать легендарный статус.

При прежней администрации было решено использовать советский опыт, решив, что раз городу не хватает кольцевых магистралей, то они будут. В результате в Москве появилось Третье кольцо, которое, надо сказать, на какое-то время решило некоторые транспортные проблемы. Также начались работы по проектированию Четвертого кольца. В общем, Москва могла стать знаменитой Атлантидой, которая, как описывает Платон, была устроена именно по кольцевому принципу и погибла в пучине моря. Москве же грозила участь быть потопленной в массе автомобилей.

С приходом новой администрации «атлантический» вариант будущего столицы был решительно отметен как устаревший. Проектирование Четвертого кольца прекратили, заменив его на две хорды. Эти самые хорды планировались еще в советские времена и по неизвестным причинам были забыты.

Также было принято решение о строительстве путепроводов с железными дорогами. Эти путепроводы призваны были заменить закрытые более полувека назад железнодорожные переезды, унесшие столь много жизней.

Путепроводы добавят связей

Согласно планам столичных властей, до конца 2017 года в Москве построят 12 путепроводов на пересечении автодорог с железными дорогами. Это вполне реальные планы, потому что восемь путепроводов уже введены в эксплуатацию.

Так, было реконструировано 898 м Ленинградского шоссе, реформирован путепровод протяженностью 138,3 м, переустроены контактные сети троллейбуса общей протяженностью 11,5 км. В близлежащих домах было заменено 670 оконных блоков на шумозащитные. Полная ширина путепровода – чуть более 49 м, ширина пешеходно-коммуникационной эстакады – 2,9 м.

– Реконструкция Ленинградского путепровода является необходимым мероприятием для организации пассажирского движения в 2015 году по Малому кольцу Московской железной дороги, – говорит руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. – После завершения реконструкции путепровода вертикальный подмостовой габарит пролетного строения увеличился до 6,9 м, ширина путепровода увеличилась до 10 полос движения, в том числе появились выделенные полосы для движения общественного транспорта.

На Можайском путепроводе работы завершены в августе 2014-го, здесь открыто движение транспорта. Строители заменили основные несущие конструкции объекта и обновили дорожное покрытие. Сам мост расширен, на нем обустроены дополнительные выделенные полосы для движения общественного транспорта, что в комплексе приведет к повышению пропускной способности и надежности путепровода как важного объекта дорожной инфраструктуры. Строительные работы на Можайском путепроводе (его длина – 75,9 м, ширина – 67,2 м) проводились в рамках реконструкции Можайского шоссе и Кутузовского проспекта. Чтобы обеспечить безопасность пассажиров метро в районе станции «Кутузовская», где проходят открытые пути Филевской линии, строители соорудили защитный купол из металлоконструкций.

В ноябре 2015 года запущен Звенигородский путепровод. Его открывал лично Мэр Москвы Сергей Собянин.

– Досрочно запускаем Звенигородский путепровод – важный объект. Вместо ветхого устаревшего сооружения построена новая четырехполосная дорога, которая, во-первых, дает дополнительную связку между двумя районами Москвы – Хорошево-Мневниками и Хорошевским. Но очень важно, что она дает возможность реконструировать две огромные промышленные территории, которые находятся в запустении и в будущем будут составлять проект «Большого Сити» с выходом на Шелепихинскую набережную Москвы-реки. Это важное направление реконструкции промышленных зон Москвы, с одной стороны, с другой стороны – мы выполняем свои обязательства по реконструкции путепроводов для запуска Московской кольцевой железной дороги, которая будет вторым пересадочным контуром для метро и пригородного сообщения. Так что это очень важный, нужный объект, своевременно сданный, – сказал Мэр столицы на церемонии открытия объекта. Волоколамский путепровод, проходящий над путями Московского центрального кольца (МЦК), состоит из трех транспортных сооружений – автодорожного и трамвайного путепроводов длиной 174 и 100 м, а также технологической 100-метровой эстакады. Этот путепровод – важная часть реконструкции Волоколамского шоссе. Количество полос увеличилось здесь с шести до десяти, появились выделенные полосы для общественного транспорта. Реконструировать путепровод потребовалось для того, чтобы запустить пассажирское движение поездов по Московскому центральному кольцу (МЦК). Для этого провели полную замену конструкций моста, увеличив их размеры до 6,9 м в высоту для пропуска поездов. Всего за три года в Москве для запуска пассажирского движения по МЦК заменили шесть устаревших узких путепроводов на современные эстакады.

Волоколамский путепровод позволил на 30% увеличить пропускную способность шоссе. А транспортную доступность Зеленограда улучшит новый бессветофорный выезд из города на 41-м км Ленинградского шоссе.

Открыто движение и по Коптевскому путепроводу, который соединяет улицы Нарвская и Клары Цеткин через пути МЦК. Его длина составляет 79 м, ширина – около 8 м. По словам Мэра Москвы, это большой плюс и для жителей района, которые теперь имеют хорошую возможность выехать на Ленинградку. За свою 100-летнюю историю путепровод реконструировали один раз, более 60 лет назад. Год назад перед строителями поставили задачу взамен старого моста построить новый, который будет на метр выше и почти в четыре раза длиннее. Это было необходимо для запуска пассажирского движения по МЦК. Размеры старого путепровода не позволяли пропускать современный подвижной состав. Движение по эстакаде двустороннее – по полосе в каждую сторону. Для пешеходов сделали широкий тротуар. Реконструированы и ближайшие улицы. Для общественного транспорта оборудованы заездные карманы.

Работы на Коптевском путепроводе завершились на два месяца раньше срока. Новый мост длиннее прежнего на четыре метра и выше почти на метр. На путепроводе организовано двустороннее движение – по полосе в каждую сторону. Для удобства пешеходов обустроили широкий тротуар. Также в эксплуатацию введены путепровод у станции Нижние Котлы, что на 7-м км Павелецкого направления Московской железной дороги (МЖД), путепровод у платформы Щербинка, что на 34-м км Курского направления МЖД, и путепровод у платформы Переделкино – на 18 км Киевского направления МЖД.

Планы и проекты

Работы по реконструкции Богородского путепровода планируется завершить до конца года. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

– Строительные работы на Богородском путепроводе проводятся в связи с реконструкцией Малого кольца железной дороги. Для организации пассажирских перевозок необходимо было изменить габариты путепровода. К настоящему времени работы близки к завершению, – сказал Марат Хуснуллин.

Путепровод был сооружен в 1907 году при строительстве железнодорожного Малого окружного моста. В 1973 году его частично реконструировали, заменив старое пролетное строение.

Новый путепровод обеспечит связь между 2-м Южнопортовым проездом и Южнопортовой улицей, что положительно скажется на дорожной ситуации в Юго-Восточном округе Москвы. Данный объект позволит существенно улучшить крайне напряженную транспортную ситуацию в районе. В перспективе 2-й Южнопортовый проезд планируется продолжить мостом через Москву-реку длиной 530 м. Он будет состоять из двух параллельных строений с тремя полосами движения каждый и широкими тротуарами.

Также в настоящий момент ведутся активные работы по созданию путепроводов у платформ Кокошкино и Крекшино. Эти объекты должны существенно улучшить транспортную инфраструктуру Новой Москвы.

Помимо этого, в самых ближайших планах – строительство за счет бюджета путепровода через Савеловское направление МЖД, соединяющий улицу 800-летия Москвы и Инженерную улицу, а также путепровод, соединяющий улицу Меньжинского и улицу Дудника.


Назад в раздел