ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Цели определяют средства. Москва исповедует концепцию программного метода развития


Москва – один из самых динамично развивающихся мегаполисов мира. Этот факт признан всеми экспертами в области городского планирования. Но развитие города есть результат планомерной работы по внедрению различных инноваций в строительной отрасли, таких как перевод разрешительной документации в электронный вид, внедрение новых серий жилых домов, борьба с долгостроями. О том, как все это реализуется на практике, мы беседуем с главой Департамента градостроительной политики Сергеем Лёвкиным.

– Сергей Иванович, недавно в Москве завершил работу VII Урбанистический форум. Как Вы оцениваете его итоги? Какие перспективные идеи, на Ваш взгляд, были на нем высказаны? Как оценили международные эксперты уровень развития Москвы как одного из крупнейших мегаполисов мира?

– Московский урбанистический форум (МУФ) 2017 года стал самым масштабным и представительным с момента запуска проекта в 2011 году. В этом году форум впервые прошел на ВДНХ в расширенном формате – вместо трех дней он длился неделю, что позволило увеличить масштабы деловой программы, а также фестиваля и выставки, которые уже стали неотъемлемыми частями МУФа. В форуме приняли участие 24 правительственные делегации, в том числе шесть делегаций из-за рубежа. Мы были рады приветствовать мэров Стамбула, Вьентьяна, Бишкека и других крупных городов. Кроме них в Москву приехали девять губернаторов российских регионов вместе с мэрами крупнейших городов и областей. Ключевым городским проектам, представленным на выставочной площадке форума, конечно же, стала реновация жилищного фонда Москвы. Посвященный ей стенд стал самым популярным не только в дни деловой программы с 6 по 7 июля, но и в ходе фестиваля с 8 по 12 июля. Здесь работали консультанты, которые отвечали на вопросы жителей, и только за выходные дни стенд посетило около семи тыс. человек.

Еще больший интерес у посетителей Урбанфорума вызвал шоу-рум, где было смоделировано внутреннее пространство квартир, строящихся по программе реновации. Тут москвичи могли познакомиться с планировкой и стандартами отделки квартир, а также стандартами благоустройства прилегающей территории. Напомню, что шоу-рум будет работать до 13 августа.

– На Урбанистическом форуме Вы отметили, что одним из достижений столичных властей стал перевод разрешительной документации в сфере строительства в электронный вид. Какими сервисами на сегодняшний день могут пользоваться московские застройщики для получения электронных услуг? Какие электронные услуги планируется ввести в будущем? Настанет ли время, когда все услуги в сфере строительства перейдут на «цифру»?

– В рамках поручений Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина улучшить инвестиционную привлекательность города, сделать строительный процесс прозрачным, понятным столичное Правительство работает над оптимизацией и регламентацией процедур в строительстве, сокращением сроков их проведения. Сейчас в Москве в электронный вид переведены все основные государственные услуги строительной сферы.

В настоящий момент мы работаем над качеством предоставляемых услуг, чтобы строить в Москве было действительно просто. Также город активно внедряет онлайн-ресурсы для того, чтобы сделать получение разрешительной документации еще более удобной. За прошедшие полтора года мы разработали целый комплекс таких интернет-сервисов. С их помощью можно оперативно получать информацию, необходимую для принятия решения по инвестиционно-строительным проектам, а также сообщать о проблемах, с которыми сталкивается застройщик.

В частности, в ходе МУФ мы представили такие сервисы, как «Калькулятор процедур», «База знаний», «Строим просто» и «Интерактивные инструкции для застройщиков». Так, например, с помощью «Калькулятора процедур» застройщики могут узнать, какие именно организационные процедуры им необходимо пройти, чтобы выйти на площадку и начать работать, а самое главное, рассчитать, в какие сроки это можно сделать. Этот сервис был запущен в июне 2016 года. За время его работы по настоящий момент «Калькулятором процедур» воспользовались почти 7 тыс. раз.

«База знаний» – это информационная система, где хранятся достоверные и актуальные данные о требованиях для ведения строительства в Москве. Именно она служит той самой, «энциклопедической» основой для операторов запущенного в марте 2017 года Контакт-центра. За четыре месяца работы туда поступило 3460 обращений. Самые популярные темы – реновация жилой застройки и нарушения в строительстве, а также справочная информация. Воспользоваться услугами Контакт-центра можно как по телефону, так и в режиме онлайн.

Кроме того, мы запустили сайт и мобильное приложение для застройщиков «Строим просто», которые позволяют постоянно находиться в курсе новостей по реформе административных процедур в сфере строительства, а в случае необходимости оперативно связаться с нашей «горячей линией».

Подчеркну, что Москва сейчас занимает лидирующие позиции по использованию информационных технологий в управлении городом не только среди российских регионов, но и в мире.

– На Урбанистическом форуме говорили о высотном строительстве в мировых мегаполисах. Как Вы считаете, стоит ли ограничивать высоту зданий в Москве и, если нет, то почему?

– Москва имеет свой уникальный, отличный от других городов мира исторически сложившийся архитектурно-градостроительный облик. Для сохранения этого неповторимого облика надо еще на стадии проектирования строго следовать условиям визуально-ландшафтного восприятия высотных объектов, особенно если речь идет о строительстве в центральной, исторической части города. Для каждого проекта нужна индивидуальная оценка.

Есть и другие очень важные факторы, например, такие как инженерно-геологические изыскания, пропускная способность транспортной и инженерной сети с учетом дополнительной нагрузки от новых «высоток». А еще надо учитывать прогнозную оценку изменения микроклиматических условий – инсоляции, обеспеченности озелененными участками и массу других параметров. Проект планировки высотного здания также невозможно подготовить без учета схем взлетов и посадок самолетов и др.

Отмечу, что по нашему заказу Минстрой России разработал специальный свод правил по проектированию высотных зданий и комплексов, он начал работу 1 июля с. г. Вообще, развитие нормативной базы в этой области позволит обойтись без разработки специальных технических условий (СТУ), что сократит сроки проектирования и строительства высотных объектов.

– Несколько лет назад в Москве стали возводить дома новых серий. Каковы первые итоги их эксплуатации? Сколько всего серий жилых домов сейчас строится в Москве? Предполагается ли появление новых серий?

– Дома, отвечающие новым требованиям, закрепленным в поcтановлении Правительства Москвы № 305-ПП, мы начали строить 1 января 2016 года. Первые результаты их эксплуатации мы оцениваем положительно. Например, повысив энергоэффективность зданий до уровня 160 кВтч/кв. м в год, то есть фактически снизив энергопотребление на 40%, мы уменьшили платежи населения за энергоресурсы. Также улучшились объемно-планировочные решения первых этажей. Появились входы в жилую часть со стороны двора и с улицы. Кроме того, все подъезды домов новых серий оборудованы пандусами и другими приспособлениями для маломобильных групп населения.

Отмечу, что с 2015 года согласование Архитектурного совета прошли более 12 серий жилых домов, которые соответствуют новым требованиям.

Это серии домов: «ДОМНАД», «ДОМРИК», «Д8-1/17Н1» от ДСК № 1. Серия «ЛСР» от ОАО Группы ЛСР, серии «ПИК 1», «ПИК 1У», «ДСК-Град» от ГК «ПИК», серии домом с каркасно-панельными системами, производством которых занимается ПСФ «Крост» и др.

Всего с начала действия новых требований 305-го ПП в Москве построено 28 домов новых серий: 11 строений возведено за счет городского бюджета и еще 17 – за счет инвесторов. Сейчас в стадии строительства находятся 94 дома новых серий. При этом 25 домов строится на деньги городского бюджета и 69 – на деньги инвесторов.

– Около года назад Минстрой принял решение о возрождении типового домостроения. Каковы его первые результаты? Вошли ли в общефедеральный список типовых серий столичные жилые дома?

– Сразу скажу, что сейчас термин «типовая проектная документация» не применяется. Оптимальные решения проектной документации для повторного использования должны включаться в реестр экономически эффективной проектной документации. Правда, на данный момент он находится в начальной стадии формирования, но мы ожидаем уже осенью положительные сдвиги по предлагаемым московским проектам для включения их в реестр.

Хочу обратить внимание, что в существующий реестр типовой проектной документации, до настоящего времени пока не отмененный, включено восемь московских проектов – семь проектов дошкольных образовательных учреждений и один проект блока начальных классов.

– Некоторое время назад было введено в строй несколько детских садов-трансформеров. Эта идея подавалась как очень перспективная. Какова нынешняя судьба этих объектов? Оправдали ли они себя? Будут ли строить подобные здания еще?

– Тема проектирования трансформируемых объектов образования Правительством Москвы была поднята еще в конце 2013 года. Необходимость строительства таких объектов продиктована дефицитом территорий в сложившейся уплотненной застройке и волнообразными демографическими колебаниями.

Спустя год столичные проектировщики разработали типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением с обоснованием стоимости затрат на строительство такого объекта.

Работа была сложной, поскольку мы столкнулись с проблемой соблюдения действующих норм для двух различных функциональных назначений зданий: школы и детского сада.

Чтобы спроектировать «трансформер», надо было менять федеральную нормативную базу, своды правил, санитарно-эпидемиологические требования (СанПиНы) и требования пожарной безопасности. Мы проработали данный вопрос совместно с федеральными органами власти и добились изменений по наиболее актуальным для нас нормам, что позволило начать проектирование и строительство таких объектов. Кстати, теперь термин «Комбинированный блок начальных классов» появился в своде правил 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который был утвержден в феврале 2017 года.

Сегодня в Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2016–2019 годы включено строительство трех подобных «трансформеров». Первый будет построен в Южном Бутове, на улице Брусилова. Город приступил к строительству данного объекта в феврале 2017 года. Он строится как блок начальных классов с возможностью трансформации в детский сад для школы № 2109. Планируемый ввод – 2018 год.

Второй запланирован на ул. Адмирала Лазарева в том же Южном Бутове. Проектная документация по нему проходит согласование Мосгосэкспертизы.

Третий появится на Воротынской улице в районе Куркино на северо-западе столицы.

Несколько «трансформеров» инвесторы уже сдали.

– За десятки лет в Москве накопилось большое количество долгостроев. Как решается проблема с ними? Сколько недостроенных объектов в городе сейчас? Какая часть из них бюджетная и какая – инвестиционная? С какими объектами долгостроев труднее работать: с бюджетными или инвестиционными?

– Работа по сокращению объектов незавершенного строительства ведется в Москве уже шесть лет. На тот момент в проработке межведомственной оперативной группы находились 669 объектов долгостроя, работы по которым были приостановлены до 2008 года и в период 2009–2011 годов. Все они были внесены в соответствующий перечень.

Мы хорошо представляем себе, в каких округах у нас находятся долгострои и за чьи средства выполняется работа. Здесь три варианта: либо этот объект инвестиционный, либо его строит город, либо это зона ответственности федеральных органов. Благодаря нашей совместной работе с 2011 года этот перечень сократился больше чем наполовину – из него было исключено 397 объектов. При этом 124 строения были введены в эксплуатацию, на 180 – вновь закипела работа. На 84 объектах, строительство которых возобновить не удалось, территория приведена в порядок и благоустроена. Девять объектов незавершенного строительства переданы в работу другой профильной комиссии по пресечению самовольного строительства.

По состоянию на конец июля текущего года в перечне остаются 272 объекта: 102 – по городскому заказу, 135 – по инвестиционным проектам, 35 – по проектам федеральных органов власти.

По многим незавершенным объектам, возводимым как в рамках городского заказа, так и по инвестиционным проектам, мы столкнулись с недобросовестными подрядчиками и техническими заказчиками, с которыми зачастую приходится разрывать договорные отношения в судебном порядке, что затягивает сроки реализации проектов.

Не могу не сказать об удачных примерах. Так, 4 года назад за счет городского бюджета была завершена реконструкция концертного зала на Коровьем Валу, где с 1994 года планировалось разместить театрально-концертное музыкальное объединение под руководством Александра Градского. Ввод объекта длительное время откладывался из-за некачественной работы подрядчиков и технических заказчиков.

Но, пожалуй, самым нашумевшим случаем стал «небоскреб» в Оружейном переулке. ГЗК Москвы под председательством Мэра города Сергея Собянина приняла исчерпывающие решения, позволившие обеспечить завершение работ. И в конце концов многофункциональный административно-торговый комплекс был сдан в эксплуатацию. Теперь он является украшением центральной части города.

В числе проблемных объектов незавершенного строительства можно назвать и проекты, которые реализовывают федеральные власти. Решения по многим из них принимались еще в 70–80-х годах прошлого века, некоторые до сих пор не переданы на баланс профильным министерствам, ведомствам и предприятиям. Все это не дает возможности получить финансирование и возобновить работы.

– Сложно ли сейчас привлекать инвесторов для строительства жилья? Как Вы оцениваете инвестиционный климат в городе?

– Этот вопрос был актуален в прошлом, актуален сейчас и, без сомнения, будет актуален в будущем. Инвестиционный климат определяется многими факторами. Напомню, что к 2011 году в городе накопился целый ряд проблем во многих жизненно важных сферах человеческой деятельности, связанных с комфортом проживания, работы, отдыха, а также мобильностью населения. С приходом на пост Мэра Москвы Сергея Семеновича был полностью изменен подход к управлению городом. Власти перешли на использование программно-целевого метода. На практике это означает, что сначала определяются цели и, уже исходя из них, подбираются способы, пути и средства. Таким образом были разработаны 16 ключевых государственных программ (в их числе «Градостроительная политика»), благодаря которым городу удалось сформулировать четкие цели по каждому направлению деятельности с конкретными количественными показателями. Мы смогли грамотно сбалансировать расход бюджетных средств и обеспечить финансирование приоритетных направлений.

Поменялись и градостроительные принципы развития городского пространства. Мы перешли от точечной к сбалансированной и комплексной застройке, от моно – к полицентризму. Приоритетным стало решение транспортной проблемы. Центр города постепенно стал превращаться в пространство для пешеходов и велосипедистов, получил новый виток туристического развития.

С учетом новых приоритетов были подготовлены изменения в Генплан и в Правила землепользования и застройки – это ключевые документы, позволяющие спланировать развитие города минимум на 20 лет во всех аспектах. Двадцать лет – хороший срок для планирования, вполне комфортный для любого инвестора. Главное, что мы сделали для инвесторов, – разработали четкую, понятную и прозрачную систему, в рамках которой они могут успешно реализовывать свои проекты.

В последние годы появились новые возможности для инвестиций в строительство в Москве. Возьмем МЦК – транспортное кольцо, которое проходит в основном по слабо используемым территориям. Запуск Московского центрального кольца уже привлек инвесторов в эту часть города. Вообще, транспорт, приходя на любую территорию, придает новый импульс ее развитию.

Инвестиционный потенциал возможного строительства в Москве, включая Новую Москву, – это 100 млн кв. м. Учитывая, что последние годы в Москве строится порядка 9 млн кв. м недвижимости в год, это минимум на 10 лет. Однако останавливаться нельзя, поскольку существуют разные циклы строительства. Они бывают трех, четырех, пятилетние.

Когда девелоперы принимают решение входить или не входить в проект, оказывается, что у них есть деньги, есть земля, но нет инфраструктуры. Москва всячески стимулирует инвесторов одновременно со строительством жилья вводить объекты социальной и транспортной инфраструктуры, мы очень много работаем в этом направлении, результаты нашей работы можно видеть на практике в новых микрорайонах. Именно там возводятся новые детские сады, школы, строятся дороги.

В 2014 году, когда усложнилась ситуация с кредитами, Москва пошла на беспрецедентные шаги: ввела различные льготы для застройщиков в части рассрочки платежей, в том числе земельных. Помимо общих мер в поддержку девелоперов, застройщиков и инвесторов, у нас в Стройкомплексе есть система штабов, оперативных координационных советов. На них мы рассматриваем все, что связано с земельно-имущественными, градостроительными, строительными вопросами и вопросами подключения к сетевым компаниям.

В итоге результат не заставил себя ждать. Когда компания Ernst&Young опросила иностранные компании, работающие в Москве, то оказалось, что пять лет назад административные барьеры стояли на первом месте у инвесторов – сегодня они ушли на 15-е место из 19. В ежегодном исследовании группы Всемирного банка, оценивающем в 189 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 11 индикаторов под названием Doing Business, Москва за последние четыре года поднялась со 179-го на 115-е место. Сейчас Всемирный банк формирует рейтинг 2018 года. Есть все основания надеяться, что рейтинг Москвы улучшится. Еще есть куда двигаться, и мы постоянно ищем новые возможности.


Назад в раздел