НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва опять в кольце. Строительство Центральной автомобильной кольцевой дороги идет ударными темпами


Идея о том, что вокруг Москвы необходима большая кольцевая дорога, витала в воздухе довольно давно. Реальные очертания она приобрела после того, как Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД), которая задумывалась как объездной путь для транзитного транспорта, обросла жилой и торговой недвижимостью, превратившись фактически в городскую трассу.

Новое кольцо

Официальной датой начала строительства Центральной автомобильной кольцевой дороги (ЦКАД) можно считать апрель 2012 года, когда Президент России Владимир Путин подписал поручение о начале работ по созданию новой скоростной магистрали. Однако разработка проектной документации по ЦКАД велась еще до официального поручения. Она началась в 2008-м и продолжалась вплоть до 2011 года. В подготовке проекта участвовало более 100 специализированных проектных институтов и организаций. Генеральной проектной организацией стало ОАО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект».

После того, как все проектные работы были завершены и была определена трассировка будущей магистрали, настала очередь конкурсов. В 2014 году по итогам открытого конкурса на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству, содержанию и капитальному ремонту первого участка (пускового комплекса) магистрали на территории Москвы и Московской области победителем стало ООО «Стройгазконсалтинг».

Было заявлено, что протяженность ЦКАД составит 529 км. Магистраль будет иметь от четырех до восьми полос движения. Согласно плану, она пройдет на расстоянии от 25 до 65 км от МКАД.

Ежедневно ЦКАД сможет пропускать до 70–80 тыс. автомобилей. Разрешенная скорость на трассе составит 130 км/час.

Пять этапов

Строить ЦКАД планируется в пять этапов (пусковых комплексов) по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП). Первоначально стоимость проекта составляла от 300 до 350 млрд руб. Однако, как это часто бывает при реализации проектов подобных масштабов, эти цифры придется пересмотреть. Этому есть много причин, одна из которых связана с колебанием курса рубля.

Всего же ЦКАД финансируется из трех источников. Во-первых, это субсидии из федерального бюджета. Во-вторых, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). В-третьих, средства концессионеров и инвесторов.

Из ФНБ «Автодору» уже выделено свыше 38 млрд руб., которые пошли на первую и пятую части дороги. Такое решение было принято после заключения контрактов с частными инвесторами. Эти участки находятся на юге и на западе от Москвы. Общая их протяженность составляет 137 км. Стоимость участков составит около 49 млрд руб. и более 42 млрд руб. соответственно. Большая часть финансирования этой дороги будет оплачена государством. Помимо этого, в проект вложат средства частные инвестиционные компании.

Оператора, который будет обслуживать дорогу после ее открытия, определят в ходе отдельного конкурса. Это связано с необходимостью выбора единого оператора для всех пусковых комплексов ЦКАД.

ЦКАД разгрузит МКАД

К работам по строительству ЦКАД приступили в конце лета 2014 года. Тогда на территории Новой Москвы состоялась торжественная церемония, в ходе которой Мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Алексей Воробьев, Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, а также глава Росавтодора Сергей Кельбах заложили памятную капсулу в ознаменование начала работ.

– Строительство Центральной кольцевой автодороги – это по истине прорывной проект для Москвы, Подмосковья и для всего Центрального экономического региона России, – заявил Сергей Собянин.

В частности, на территории Новой Москвы планируется построить три крупные транспортные развязки на ЦКАД: с Варшавским и Калужским шоссе, а также в районе дорожной отметки «26-й пикет».

По мнению столичных градостроителей, на магистрали нет необходимости строить большое количество развязок, иначе ЦКАД может постигнуть судьба МКАД, и она из скоростной транзитной трассы может превратиться в «городскую улицу» с пробками.

В то же время около 120 тысяч машин, которые ежедневно транзитом следуют по МКАД, после 2018 года будут перенаправлены на Центральную кольцевую автодорогу.

По оценкам экспертов, серьезных технических проблем при строительстве Центральной кольцевой автодороги не ожидается. Трасса проходит по свободной территории, где нет плотной городской застройки и, соответственно, не возникнет проблем с освобождением площадок.

Первый участок ЦКАД планируется открыть в 2018 году. Его длина составляет 49 км, из них 22,4 км пройдут по территории Новой Москвы (Троицкий и Новомосковский округа).

Новая основа

Новая трасса ляжет в основу сети скоростных дорог всей Центральной России. Открытие трассы позволит сократить себестоимость грузовых перевозок и транспортных издержек. Вместе с тем благодаря организации скоростного транзитного движения будет снижено негативное воздействие на окружающую среду за счет разгрузки существующих дорог и населенных пунктов, через которые сегодня следуют «караваны» грузовиков.

Строительство ЦКАД поможет сформировать на территории Московской области ряд крупных международных транспортных коридоров (МТК): «Лондон – Нижний Новгород», «Хельсинки – Юго-Восточная Европа», «Север – Юг» и «Хельсинки – Нижний Новгород».

Кроме того, реализация проекта повысит безопасность дорожного движения. На всем протяжении дорога будет оснащена современной автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеонаблюдения, вертолетными площадками, стоянками для отдыха водителей и придорожными сервисами.

Особое внимание при проектировании ЦКАД уделено развитию прилегающих территорий. На территории, где пройдет ЦКАД, будут построены тридцать две автозаправочные станции, на которых будут функционировать кафе и мини-маркеты, тридцать автозаправочных станций с кафе-ресторанами, восемнадцать станций технического обслуживания и восемнадцать мотелей.

Благодаря ЦКАД в Московской области появится до 200 тыс. новых рабочих мест, что значительно облегчит положение жителей Подмосковья, которые ежедневно ездят в Москву на работу.

Соседние с Московской областью регионы, где будет проходить ЦКАД, также выиграют, потому что увеличится скорость поездок и безопасность движения. Передвижение грузов в России станет производиться быстрее и дешевле, и конкурентоспособность отечественных товаров возрастет.

Дорога будет платная везде, кроме пятого пускового комплекса, где она пройдет по участку Малой бетонки, или трассы А-107. Стоимость проезда по платным участкам, построенным за счет федерального бюджета, планируется зафиксировать для легковых автомобилей в 2 руб. 32 коп. за один километр. В местах, где будут привлечены частные инвестиции, стоимость может быть выше.


Назад в раздел
ЭнергокомплексМосводоканалМоскапстройМосгаз
ЛокоБанкВКДоркомэкспо