ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Из России с любовью


Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественной культуры. Россия – одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов. В целях сохранения отрасли в условиях рыночной экономики, защиты и представительства их интересов в федеральных и региональных органах исполнительной власти, по инициативе предприятий была создана негосударственная некоммерческая организация – ассоциация «Народные художественные промыслы России».

В настоящее время ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Среди них всемирно известные центры народного искусства, выпускающие изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор, ростовскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорскую и тобольскую резную кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокское золотное шитье, кисловодский фарфор, оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивку различных регионов России.

Что имеем - не храним

В 2010 году на конференции ассоциации «Народные художественные промыслы России» Президент России Дмитрий Медведев говорил о том, как важно адаптировать традиционные промыслы к современным экономическим условиям:

– Это поможет обеспечить дополнительные рабочие места во многих провинциальных городах, создаст новые стимулы для предпринимательской активности граждан…

К сожалению, с тех пор мало что изменилось. Отрасль стремительно стареет, средний возраст работников, создающих российские сувениры, составляет примерно 48–50 лет. Прерывается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам. Средняя зарплата работников промыслов значительно ниже средней по стране, но те люди, кто еще работают, стараются как могут. Выживать в непростой экономической ситуации помогает госзаказ, с ним отрасли стало гораздо легче работать.

Туристы, приезжающие в Россию, охотно покупают местные сувениры. А если учесть, что различных мероприятий в Москве и в регионах проводится достаточно много, то ремесленникам периодически приходится исполнять заказы разного профиля, в частности, особым спросом пользуются сувенирные наборы.

Так, фабрика «Федоскино» предлагает шкатулки, изготовленные из папье-маше, украшенные живописью, покрытые сусальным золотом и лаком. В 2014 году фабрика выполнила сложный заказ для Администрации Президента РФ, а спустя некоторое время – аналогичный заказ на расписные шкатулки поступил из Президентского подарочного фонда.

Хорошо идут дела и у художника Алексея Полякова, который занимается ростовской финифтью, пишет иконы, пейзажи, а также готовит подарки и сувениры по заказу крупных корпораций. По словам мастера, сегодня у каждого ремесленника есть свой менеджер, который занимается поиском заказчиков, помогает участвовать в тендерах и получать новые заказы. Алексей Поляков работает с такими крупными компаниями, как «Газпром», выполняет для них индивидуальные заказы, чаще всего работает в качестве единственного поставщика.

По словам менеджера ЗАО «Хохломская роспись» Оксаны Гайнутдиновой, завод считается промышленным предприятием, поэтому субсидии, положенные для ремесленников, «Хохломская роспись» не получает. Вместе с тем предприятие производит изделия с хохломской росписью, которые являются визитной карточкой не только Нижегородской области, но и России. В настоящее время предприятие работает стабильно, ежегодно увеличивая объемы производства и продаж. Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих лет. В ассортименте предприятия насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения – это сервизы (в некоторых – до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и даже расписная мебель.

ООО «Художественные изделия и игрушки» также не подходит под категорию для получения субсидий. Руководитель компании Валентина Давыдова отмечает, что они не получают никакой поддержки.

– Выживаем, производя продукцию малыми партиями, принимаем участие в выставках, которые нам очень помогают в реализации. Кроме того, при фабрике работает магазин «Русская матрешка», – добавила Валентина Павловна.

ОАО «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова» – единственный в России производитель тульских самоваров. Как эксклюзивный поставщик, предприятие не испытывает недостатка в заказчиках. Руководство предприятия отмечает, что самовары активно покупают по госзаказу и Администрация Президента, и Совет Федерации, а также муниципальные власти. Каждый заказ составляет 200–250 тыс. руб., а стоимость одного самовара варьируется от 16 до 250 тыс. руб.

Государственная поддержка

Российские власти разработали несколько программ поддержки предприятий народного художественного промысла (НХП). Более чем в половине регионов они курируются департаментами культуры, в остальных кураторами являются департаменты промышленности, экономики, малого предпринимательства, туризма. На федеральном уровне курирование НХП осуществляется Советом по культуре при Президенте Российской Федерации, в Совете Федерации – Комиссией по культуре, в Государственной Думе – Комитетом по культуре, в Правительстве Российской Федерации – Департаментом культуры.

Наибольшее количество предприятий, занимающихся производством продукции народных художественных промыслов, сконцентрировано в Центральном федеральном округе, на долю которого приходится около 40% всех предприятий НХП. Наименьшее их количество располагается на территориях Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, на долю которых приходится всего около 5% от общего числа предприятий НХП.

Основные формы государственной поддержки, оказываемой предприятиям, – предоставление субсидий, налоговых льгот и государственные закупки производимой продукции. В среднем величина финансовой поддержки предприятий за счет бюджетных средств составляет 10,1% годовой выручки предприятия. При этом более 60% предприятий получают государственную поддержку в финансовой форме за счет средств федерального бюджета.

К мерам государственной поддержки федерального уровня относится и снижение на 6% ставки отчислений в Пенсионный фонд для организаций народных художественных промыслов; защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; применение упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность по изготовлению изделий народных художественных промыслов.

Кроме того, предприятиям предоставляются субсидии на возмещение части затрат на электроэнергию и природный газ, сырье и материалы (они действуют с ноября 2010 года), железнодорожные перевозки, уплату процентов по кредитам для закупки сырья, материалов, технологического оборудования и запасных частей к нему, организацию работ по продвижению товаров на рынок, в частности, на участие в отечественных и зарубежных выставках, ярмарках, изготовление рекламной продукции, а также на проведение работ по получению охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В Минпромторге России также создан и функционирует Экспертный совет по народным художественным промыслам, который осуществляет отнесение образцов изделий народных художественных промыслов к изделиям признанного художественного достоинства.

Участники творческого объединения ремесленников «Слобода» довольны сотрудничеством с Ассоциацией народного промысла. Комментируя меры господдержки отрасли, руководитель объединения и народный мастер Ярославской области Людмила Красникова рассказала, что поддержка отрасли ощущается во всем:

– Нам оплачивают значимые для нас выставки, оказывают консультации, выделяют субсидии на развитие малого бизнеса и т.д.

Основными заказчиками ярославских мастеров являются органы государственной власти.

– Формируем сувенирные наборы для участников крупных мероприятий, корпоративные и VIP-подарки. Бывает, что и Правительство РФ заказывает у нас подарки. На Международный экономический форум мы собирали наборы, в основном из финифти, майолики. На Олимпийские игры у нас закупали олимпийские лоскутные одеяла. Кроме того, мы помогаем Агентству по туризму разрабатывать новые маршруты. Например, к проекту «Узоры городов России» мы добавили еще «Узоры государыни Масленицы», и во время Масленичной недели туристы, проезжая по культурным местам, принимают участие в мастер-классах от местных умельцев и потом забирают домой сувениры, сделанные своими руками, – рассказала Людмила Красникова.

Торговый дом «Семеновская роспись» решил пойти по другому пути и сделал акцент на иностранных туристов. Семеновская матрешка, выпускаемая на предприятии, для многих людей в мире олицетворяет символ России. Поэтому руководство фабрики практически всю продукцию отправляет на экспорт. Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символом отечественной культуры. По словам генерального директора ТД «Семеновская роспись» Олега Короткова, его предприятие получает компенсацию только на расходные материалы. Но компании, которые относятся к художественным народным промыслам федерального значения и существуют более 10 лет, получают еще и финансовую поддержку.

«ЛАДЬЯ. Зимняя сказка»

Большое значение для ремесленников имеет участие в выставках, на которых они могут и показать результаты своего творчества, и заполучить новых клиентов.

В канун новогодних и рождественских праздников в центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне прошла XIX выставка ярмарка народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка», организатором которой выступает ассоциация «Народные художественные промыслы России». Выставка проводилась при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Правительства Москвы. В настоящее время выставочный проект «Ладья» является крупнейшим в стране мероприятием, представляющим российское народное искусство.

В выставке приняли участие 1507 организаций промыслов, мастеров и художников, работающих индивидуально, а также отраслевые союзы, ассоциации и другие объединения организаций на родных художественных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного и народного творчества из 65 регионов России, присутствовали также 16 специальных образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для предприятий промыслов. В рамках проекта во второй раз при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоялся Всероссийский конкурс народных мастеров «Русь мастеровая» на звание лучшего мастера России. Участники конкурса в режиме реального времени, в открытом соревновании друг с другом, используя только свои знания и умения и представляя новые творческие идеи, создавали произведение, соответствующее заданной конкурсной теме по 12 номинациям.

Впервые во время деловой программы выставки состоялось совместное совещание по проблемам народных художественных промыслов, организованное Минпромторгом России и ассоциацией «На родные художественные промыслы России», с участием представителей федеральных министерств и ведомств, региональных органов законодательной и исполнительной власти, руководителей организаций промыслов.

Прошли конференции, семинары, круглые столы, в рамках которых были рассмотрены вопросы государственной поддержки и правового обеспечения производителей изделий промыслов, создания системы оптовых закупок, защиты авторских прав, профессиональной подготовки специалистов, состоялись презентации регионов. В «Городе мастеров» ведущие художники, мастера предприятий промыслов и лучшие студенты – участники выставки демонстрировали традиционные приемы художественного мастерства. Гости выставки увидели, из чего складывается талант человека, владеющего традицией и ремеслом. Для юных посетителей были организованы занимательные групповые детские мастер-классы по изготовлению глиняных игрушек, кукол, росписи по дереву, плетению из соломки и многому другому. Каждый желающий мог включиться в творческий процесс и создать свое произведение.

Выставка прошла на хорошем организационно-методическом уровне, получила высокие оценки руководителей, специалистов, федеральных и региональных министерств и ведомств, а также самих участников мероприятия, вызвала большой интерес и широкий резонанс в общественных и художественных кругах, показала, что тема сохранения и возрождения народных художественных промыслов актуальна и своевременна.

Можно надеяться, что восстановленная художественная промышленность вновь станет гордостью России, а ее изделия – визитной карточкой страны за рубежом и пока единственным конкурентоспособным национальным продуктом среди товаров народного потребления.


Назад в раздел