НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Дефицит общепита. В столице с ним будут бороться при помощи автокафе и предприятий шаговой доступности


К началу декабря должна быть готова концепция развития общественного питания в столице, но уже сейчас в Департаменте торговли и услуг сформировалось представление о том, как сегодня будет развиваться отрасль. В столице много ресторанов и кафе в историческом центре, но на окраинах их остро не хватает. Поэтому в отдаленных от центра районах город будет поощрять создание сети кафе шаговой доступности, расположенных внутри жилых кварталов. В места скопления офисных центров днем будут прибывать автокафе и работать там в течение рабочего дня. К вечеру они покинут эту территорию, чтобы не создавать на улицах пробки.


Концепция на тему общепита

Будущее общественного питания должна определить специальная концепция. На ее разработку город выделил почти 2,4 млн руб. Стратегические направления, изложенные в концепции, станут основой для формирования отраслевой схемы размещения предприятий общественного питания, подобной той, которая была составлена в минувшем году для мелкой розницы.

Новая схема должна не только сгладить существующий дисбаланс в распределении кафе и ресторанов между центром и окраинами, но также количественно и качественно улучшить рацион питания жителей города и обеспечить низкие темпы роста цен в меню заведений общепита по сравнению со среднероссийскими показателями. Департамент торговли и услуг рассчитывает сделать общепит доступным для малообеспеченных горожан, а также наладить социальное обслуживание для льготных категорий населения – инвалидов, ветеранов, пенсионеров.

Конкурс на разработку «Концепции развития общественного питания Москвы с применением современных технологических методов и новых форматов предприятий питания» был проведен Департаментом торговли и услуг в конце мая. Победителем стало ЗАО «Оптконсалт», предложившее снижение начальной цены контракта с 2,5 млн руб. до 2,375 млн. По условиям заключенного с подрядчиком договора, готовая концепция должна быть представлена до 30 ноября.

Разработчикам концепции предстоит оценить ценовую доступность продукции предприятий общепита, качество и безопасность услуг, кадровое обеспечение, а также проанализировать работу компаний в зарубежных мегаполисах, определив, что из их методов может быть применено в российской столице.

Чтобы предложенные идеи могли быть использованы для составления будущей схемы размещения заведений общепита, необходимо проанализировать численность населения районов, выявить точки концентрации людей, маршруты общественного транспорта и предпочтения жителей относительно различных форматов предприятий общественного питания.


Диспропорция между центром и окраинами

На сегодняшний день в Москве насчитывается 10 266 предприятий питания на 882 тыс. посадочных мест. Согласно данным замглавы Департамента торговли и услуг Александра Иванова, курирующего общественное питание, сейчас на тысячу москвичей приходится 42,5 посадочных мест в предприятиях общепита. Этого явно недостаточно, поэтому в ведомстве, курирующем торговлю, сферу услуг и общепит, ставят задачу довести этот показатель до 48 мест на тысячу жителей. Учитывая, что население города составляет 12 млн человек, речь идет о создании десятков тысяч новых предприятий общественного питания.

Поэтому вне зависимости от того, какие меры по стимулированию развития системы общественного питания предложат разработчики концепции, уже сейчас понятно, что городу требуется несколько десятков тысяч небольших предприятий общественного питания, равномерно распределенных по периферии города. Невысокие цены обеспечит стоимость аренды, которая станет ниже рыночной, а так как ценовая доступность возрастет и соответственно повысится уровень конкуренции, предприятиям общественного питания предстоит качественно измениться. «Общепит на самом деле – это одна из инновационнейших отраслей. Есть большое количество современных технологий, не очень дешевых, но позволяющих сохранять продукты и оптимизировать труд людей»,– пояснил Александр Иванов.

Одна из таких инновационных идей – специализированные мобильные пункты общественного питания. Это не просто тонары на колесах, которые стоят на одном месте многие годы, а перемещающиеся по городу автокафе, смонтированные на шасси небольшого грузовичка или микроавтобуса. В будние дни они будут приезжать в центр города на время обеденного перерыва, а не позднее 16 часов – возвращаться на стоянки. По мнению чиновников, это позволит не загромождать центр города киосками с фастфудом. Всего планируется открыть несколько десятков тысяч торговых точек.

Глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк отмечает: «Может быть, центральные улицы и насыщены заведениями общепита, но в целом по городу общепит еще нужно развивать, особенно молодежные, семейные кафе. Да и вообще, бюджетных кафе не так уж много… Вне центра в Москве сходить куда-то в шаговой доступности вечером очень сложно. Но любой житель должен иметь такую возможность».

На диспропорцию в размещении предприятий розничной торговли и общественного питания между центром и окраинами недавно указывал и заместитель Мэра по вопросам экономического развития Андрей Шаронов, отметивший, что их количество в районах Арбат и Восточное Дегунино различается в 100 раз.

Одной из наиболее острых проблем в организации общепита стал поиск подходящих площадей для их размещения или земельных участков для строительства.

Поскольку ни того ни другого в городе в избытке нет, в департаменте склоняются к идее возрождения ресторанов(поплавков на дебаркадерах в акватории Москвы(реки, с которыми при предыдущей городской администрации велась непримиримая борьба.

В готовящуюся концепцию должны быть внесены также предложения по поиску среди принадлежащей городу недвижимости неиспользуемых площадей, которые можно отдать под новые кафе. Первые результаты работы над данной проблемой Департамент торговли и услуг будет готов предоставить уже к концу лета текущего года.


Особенности социального питания

Следует сказать, что в минувшем году уже была разработана концепция развития для одной группы предприятий питания – Концепция развития социального питания в столице на 2012–2016 годы.

Речь идет о питании в учреждениях образования, медицины и социальной сферы: в городских школах, детских садах, вузах городского подчинения, городских больницах и интернатах для малоимущих слоев населения. На это из городского бюджета ежегодно выделяется около 18 млрд руб.

На основе Концепции развития социального питания рабочая группа, в которую входят специалисты Департамента торговли и услуг и депутаты Мосгордумы, ведет работу над созданием закона о социальном питании в городе Москве.

В данный момент рассматриваются разные предложения по улучшению питания в учреждениях городского подчинения. Одно из них касается больничного питания: готовить еду для пациентов клиник будут не на собственных пищеблоках, а извне. Эту роль выполнят компании, занимающиеся кейтерингом (поставкой готовой горячей еды в офисы), что должно улучшить вкус и качество больничной пищи. Предлагая эту меру, рабочая группа опирается на удачный опыт передачи питания на аутсорсинг в городской больнице № 23.

Однако питаться хорошо должны не только пациенты, но и врачи, учителя и студенты, поэтому Концепция развития социального питания предусматривает создание сети недорогих кафе и столовых в шаговой доступности от школ, поликлиник и больниц. Что касается питания учащихся вузов, то тут Департамент торговли и услуг выступил посредником между ассоциацией ректоров столичных вузов и представителями сетей быстрого питания. Речь шла о том, чтобы вузы предоставили ресторанным сетям льготы по аренде, а те предлагали для студентов комплексные обеды по цене ниже, чем они стоят в аналогичных кафе в городе.

Концепция по развитию социального питания предполагает создание в Москве общественных советов, которые будут следить за качеством поставляемых в школы продуктов. В эти советы предлагается пригласить родителей учащихся. По их рекомендациям власти города смогут оперативно расторгать контракты. Концепция предполагает, что столичные вузы и колледжи будут получать госзаказ на подготовку специалистов для индустрии массового питания.


Размещение по единой схеме

Для одного сектора общественного питания уже подготовлена единая схема размещения предприятий. Речь идет о летних кафе. Если прежде владельцам стационарных предприятий общественного питания, для того чтобы в теплое время года открыть при своем предприятии летнюю веранду, требовалось получить несколько десятков подписей в разных инстанциях, теперь же нужно только заявление.

В 2012 году в Москве открылось 1600 летних кафе, это на 170 единиц больше, чем годом ранее. «В городе каждый пятый ресторан открывает уличное кафе, – отметил Александр Иванов. – Ведь в жару именно за счет открытых веранд рестораторы делают выручку». Все кафе и рестораны, которые имели летние веранды в 2011 году, получили бессрочное разрешение на их установку. Предприятия, которые в этом году впервые решились установить летнюю веранду, обязаны пройти некоторые формальные процедуры. Но они разовые, в следующем году их повторять не придется, платить за эту процедуру не нужно.

В городе начали работать несколько официальных городских порталов, с помощью которых москвичи могут пожаловаться властям на недостатки в благоустройстве территорий, на состояние дорог или работу управляющих компаний.

Есть среди них и ресурс, принимающий жалобы на работу предприятий общественного питания – как, впрочем, и на магазины. На портале «Наш город» появился раздел, посвященный потребительскому рынку, – shopping.mos.ru.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ЭнергокомплексМИЦМосинжпроектМоскапстрой
ШколаРоссийскийДоркомэкспоВК