ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Столичная торговля оправилась от кризиса. Московские риейлеры и рестораторы не боятся экспериментировать с новыми форматами


На потребительском рынке в столице наметилась серьезная тенденция к преодолению кризиса. Несмотря на то что экономическая ситуация остается достаточно сложной, число торговых предприятий в Москве за последний год выросло на 1,3 тыс., а средняя заработная плата превысила 50 тыс. руб., в то время как средняя зарплата по России в этой сфере не достигает 40 тыс. руб.

Свободных мест нет

Отрасль продолжает расти, число не заполненных арендаторами площадей в торговых комплексах сокращается. А в городcкой торговле и общественном питании появляются новые прогрессивные форматы.

– Сегодня в Москве работают чуть больше 56 тыс. предприятий торговли. И это на 1,3 тыс. больше, чем в прошлом году: несмотря на экономические сложности, отрасль продолжает развиваться. Помимо этого, в городе функционируют 15 тыс. предприятий общественного питания и чуть больше 13 тыс. предприятий сферы услуг. В общей сложности во всех трех секторах потребительского рынка работают более 1,8 млн человек – треть трудоспособного населения города, – такие данные о состоянии отрасли сообщил руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

Ежегодно в Москве вводится в строй более 1 млн кв. м торговых площадей. Если до кризиса количество площадей, не занятых арендаторами, составляло 4,4% от их общего объема, то в 2015 году этот показатель вырос до 11%. Однако с начала нынешнего года наметилась отчетливая тенденция к снижению объема пустующих торговых площадей, и на сегодняшний день они составляют лишь до 9% общего объема. Это говорит о том, что у бизнеса вновь пробудился интерес к рознице.

– Возьмите хотя бы такое показательное для розничной торговли место, как Тверская улица, где расположен наш департамент. Еще недавно витрины на этой улице пестрели объявлениями о сдаче помещений в аренду. На сегодняшний момент все они уже заняты, – сообщил Алексей Немерюк.

Пока еще маржа низкая, девелоперы, занимающиеся развитием торговых центров, вынуждены идти арендаторам навстречу: они объявляют арендные каникулы и либо в течение нескольких месяцев взимают оплату только за коммунальные услуги, уборку помещений, либо арендные ставки фиксируются в рублях независимо от того, как изменится курс доллара. Некоторые собственники сегодня соглашаются сдавать помещения за процент от товарооборота, других устраивает то, что арендатор берет на себя оплату ремонта здания. Это дает возможность только пришедшим на новое место арендаторам встать на ноги, окрепнуть.

– Спрос сейчас диктует свои условия, и рынок аренды торговой недвижимости подстраивается под него, чего не было еще год назад. Никто не ждет до потери пульса, что доллар «отыграет» назад, а ставки вновь взлетят. Конечно, мы наблюдаем снижение товарооборота, но это не так критично, как, например, в 1998 или 2003 годах. Отрасль выдержала этот удар, а отдельные сегменты даже получили свое развитие, – констатировал Алексей Немерюк.

Больше услуг хороших и разных

Еще более заметны позитивные тенденции в сфере услуг. Число предприятий, работающих в ней, за этот год выросло на 572. Впрочем, по словам Алексея Немерюка в разных секторах рынка наблюдаются различные, зачастую противоположные тенденции.

В непростой ситуации оказались продавцы товаров долгосрочного пользования: москвичи в кризис стали меньше покупать бытовую технику, автомобили. Бутики, торговые центры, торгующие товарами легкой промышленности – одеждой, обувью, пока еще в сложной ситуации, но есть и позитивная динамика: за первый квартал этого года закрылось всего 0,1% от существующих в столице непродовольственных магазинов.

Горожане меньше тратят денег на дорогостоящие приобретения, стараются отложить их до лучших времен. Это влечет за собой снижение объемов товарооборота: если в 2014 году розничный товарооборот в столице составлял 4 трлн 436 млрд руб., то в 2015-м он снизился до 4 трлн 310 млрд руб., и это притом что курс рубля упал вдвое. Зато растет потребление продовольственных товаров и расходов горожан на общественное питание. Покупку продуктов питания ведь не отложишь на потом. Поэтому доля расходов на еду в совокупных доходах горожан даже выросла примерно на 5–7%.

Важное продовольствие

В столице отмечен стабильный рост количества кафе и ресторанов: ежемесячно в городе открывается по 40–50 заведений общепита. Это притом что в начале кризиса в конце 2014 – начале 2015 годов сильнее всего пострадало именно общественное питание. Растет, хотя и меньшими темпами, и число продовольственных магазинов. По количеству магазинов и их товарообороту город уже вернулся на докризисный уровень.

– В торговле сейчас господствует ожидание позитива, предприниматели смотрят с надеждой на наметившуюся положительную динамику. И если она продолжится, то году к 2018–2019-му мы вернемся к уровню товарооборота, которые был в Москве до 2014 года, и даже сможем перекрыть эти показатели. Не зря же сейчас в столице строятся и проектируются новые торговые центры, – убежден глава профильного департамента.

При этом заметного роста цен в этом году не отмечается. С начала года цены в торговле в среднем выросли на 4,3%, в то время как прошлом году за аналогичный период этот показатель был в три раза выше – около 12%. Если говорить о значении торговой отрасли для Москвы, то почти четверть доходов городского бюджета – 175 млрд руб. – это налоги, которые выплачивают розничные торговые предприятия.

Согласно нормативам Минпромторга, на каждую тысячу жителей в столице должно приходиться 709 кв. м торговых площадей. На деле Москва перекрыла этот показатель на 23%, сегодня в Москве на тысячу жителей приходится 874 кв. м площадей в торговле. Департамент торговли разработал также свой региональный норматив, позволяющий оценивать шаговую доступность предприятий торговли, – коэффициент доступности. Каждый житель должен иметь возможность прийти в магазин, расположенный не дальше, чем в 300–500 м от его дома. На сегодняшний день 94,4% москвичей имеют такую возможность.

Еще одной приметой выправления ситуации на потребительском рынке столицы стало появление новых форматов торговли и общественного питания. Например, в столице прошел первый конкурс на установку вендинговых автоматов, торгующих молоком в розлив, – молокоматов. В ходе него было разыграно 29 площадок для установки торговых автоматов этого типа. Молокоматы способны работать круглый год в диапазоне температур от –25 °C – до +40 °C.

Сезонные фестивали

В сезонной уличной торговле к тематическим ярмарочным фестивалям, ярмаркам выходного дня и региональным ярмаркам добавился еще один формат – ярмарки межрегиональные. Первая такая ярмарка работала этим летом в проезде Березовой Рощи на Ходынке.

Правда, как рассказал журналистам глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, пока она работает в рамках пилотного проекта. Месторасположение выбирали, исходя из пожеланий москвичей.

– Сейчас в городе фермерскую продукцию можно приобрести на 101 ярмарке выходного дня и на 18 региональных ярмарках, – напомнил Немерюк. – В отличие от ярмарок выходного дня региональные работают каждый день. Мы решили опробовать еще один формат – межрегиональные ярмарки. Специалисты департамента лично ездили по регионам, пообщались с производителями, убедились, что качество продукции, которую они могут привезти, соответствует всем нормативам и взыскательным вкусам москвичей. Заключили с ними договоры.

И вот на первую ярмарку приехали производители из 15 регионов, среди которых Вологодская, Липецкая, Тульская, Тверская области, Алтайский край, Чувашия, Дальний Восток и другие. Оборудованные всем необходимым для выкладки товаров, включая холодильники, места предприниматели получили бесплатно. По мнению московских властей, это должно удержать продавцов от соблазна завышения цен.

Изменили свой внешний вид в середине лета и привычные для москвичей ярмарки выходного дня. На 102 площадках шатры, использовавшиеся для торговли в прошлом сезоне, заменили на конструкции нового образца. Ко Дню города изменили свой внешний облик и торговые шале на ярмарках цикла фестивалей «Московские сезоны».

Торговцы, использующие передвижные тележки, получили разрешение торговать круглый год. До сих пор торговать мороженым с тележек разрешалось лишь в теплое время года – с начала мая до начала октября. Теперь летом с них по-прежнему будут продавать мороженое, а в холодное время года свежую выпечку и горячие напитки. Департамент торговли и услуг подобрал для пилотного проекта 140 адресов оживленных мест в городе, где эта продукция найдет своего покупателя. Расположены они в основном на пешеходных улицах, где любят гулять и москвичи, и туристы. На право торговать на этих площадках будет проведен аукцион по той же схеме, что и на размещение объектов мелкой розницы. Отдельно тратиться на приобретение самих тележек предпринимателям не придется. Город приобретет их сам, так это происходит с киосками, и они будут переданы торговцам в аренду вместе с земельными участками. Контракт с победителями аукционов планируется заключать на пять лет. Если эксперимент с торговыми тележками себя оправдает, подробная практика будет широко растиражирована по всей территории города.

Новинки сезона

В сфере общественного питания новинкой этого сезона стала возможность открывать летние кафе и веранды не только при стационарных предприятиях общепита, но и при магазинах розничных сетей, торгующих продовольственными товарами. Первые такие кафе появились на реконструированных в рамках программы «Моя улица» Тверской и Новом Арбате. Прежде на Тверской летние веранды и кафе почти не открывали: из-за большого количества пешеходов и достаточно узких тротуаров места для них там не было. Теперь здесь расширили тротуары, появилось много новой зелени, поток автотранспорта отодвинули от домов. В такой обстановке приятно в жаркий день посидеть на открытой веранде за чашечкой кофе и полюбоваться московским пейзажем. Впрочем, и без сетевых магазинов летние кафе переживают настоящий бум. Если в 2014 году в городе было чуть больше 1200 сезонных кафе на открытом воздухе, то на сегодняшний день их уже более двух тысяч. К следующему году власти города дополнят схему размещения еще 400 площадками.

Подобный лавинообразный рост в этом сегменте общепита неудивителен. В Департаменте торговли и услуг постарались, чтобы максимально облегчить процесс открытия летних веранд при стационарных кафе и ликвидировать излишние бюрократические препятствия на его пути. Разрешения на открытие веранды сделали бессрочными. Для того чтобы его получить, нужно подать заявку. В этом году разрешили открывать «стоячие» летние кафе, «кафе на подоконниках», где подоконник, расположенный не выше 60 сантиметров от уровня земли, используется в качестве сиденья. Также теперь можно ставить вдоль наружной стены стационарного кафе скамейки, на которых сидят посетители, а между ними впритык к зданию маленькие столики. В тех случаях, когда есть возможность, можно продолжить пол через открытые окна-витрины на улицу в виде подиума. Вынос такого подиума не должен превышать одного метра. При таком типе кафе понадобится установка ограждения или сигнального света, чтобы люди не падали, ступив за край подиума. Кроме того, расстояние от сезонного кафе до стационарного предприятия общественного питания разрешили увеличить до 5 м.

Велосипеды и зонты

Внедряются новшества и в сфере услуг. В августе в столичном велопрокате появились первые электровелосипеды. Стоимость их проката такая же, как и у обычных велосипедов. Пока в рамках пилотного проекта напрокат в нескольких пунктах в центре города предлагаются 200 электровелосипедов. Пользоваться велопрокатом можно до ноября. При любом тарифном плане все поездки длительностью до 30 минут будут бесплатными.

Наряду с прокатом велосипедов в Москве может появиться прокат зонтов. С такой инициативой депутаты Московской городской думы обратились в Департамент торговли и услуг. Народные избранники предлагают разместить такие точки у станций метро и выдавать в них зонтики с московской символикой и надписями «Я люблю Москву» или «Лучший город Земли».

Взять такой зонт напрокат можно будет бесплатно либо по символическим ценам.


Назад в раздел