НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Штучный товар от робота. В городе набирает обороты торговля через вендинговые аппараты


Московский метрополитен предложил предпринимателям осуществлять комплексную торговлю через вендинговые автоматы. Уже в этом году в 39 подуличных переходах станций метро должны появиться современные торговые зоны без продавцов.

Право на заключение договора на размещение торговых автоматов различной специализации на пять лет выставлено на открытый аукцион единым лотом. Согласно лотовой документации, предмет контракта – право заключения договора на размещение торговых автоматов в подуличных переходах у станций метро «Пятницкое шоссе», «Митино», «Строгино», «Домодедовская», «Варшавская», «Каховская», «Новогиреево», «Марксистская», «Коньково», «Марьина роща», «Борисово», «Трубная», «Шипиловская», «Зябликово», «Кожуховская», «Люблино», «Марьино», «Дубровка», «Крестьянская застава», «Римская», «Чкаловская», «Воробьевы горы», «Юго-Западная», «Пражская», «Южная», «Лермонтовский проспект», «Жулебино».

По словам заместителя руководителя столичного Департамента по конкурентной политике Александра Лукина, стартовая цена ежемесячной арендной платы за один лот составляет 2,2 млн руб. При этом арендатор должен разместить торговую точку таким образом, чтобы она не мешала движению пассажиров. Максимальная глубина автомата не должна превышать 1,3 м.

– Площадь торговых точек варьируется от 1,2 до 22 кв. м. А суммарная площадь всех торговых объектов составляет порядка 290 кв. м, – рассказал Александр Лукин.

Самые просторные торговые точки победитель торгов сможет организовать на территории подуличных переходов у станций метро «Домодедовская», «Жулебино» и «Дубровка».

Александр Лукин сообщил, что через торговые автоматы предприниматели смогут продавать напитки и продовольственные товары, цветы, сувенирную и галантерейную продукцию, одежду и аксессуары, парфюмерию. При этом в рамках одной торговой точки обязательно необходимо обеспечить наличие четырех видов специализации: прохладительные и горячие напитки, снеки, цветы.

За качеством реализуемой продукции будут следить сотрудники Роспотребнадзора. Помимо широкого ассортимента торговые автоматы предложат горожанам подключиться к беспроводному интернету. Такую идею выдвинули сами предприниматели. Планируется, что оплатить покупки можно будет в том числе и при помощи карты «Тройка».

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов считает, что торговля в переходах метро должна быть комплексной.

– В рамках подуличных переходов были заложены средства, необходимые для обустройства зон торговли. Ранее состоялся конкурс по выбору арендаторов четырех лотов. Приступить к продажам победители аукциона смогут, когда подрядчики от метрополитена примут место торговли. Есть масса нюансов: где поставить кассу, где стекло, а где дверь. Думаю, что торговля в переходах должна быть комплексной. То есть у горожан должен быть выбор – купить продукт в автомате или же в ларьке, – сказал Дмитрий Пегов.

По его словам, метрополитен никогда не рассматривал возможность размещать торговые аппараты на платформах. Что касается станций, то в будущем на каждой из них и в вестибюле планируется установить вендинговые аппараты.

– Все аппараты, которые мы устанавливаем сегодня, проверяются в тестовом режиме. Готовится большой конкурс, который будет состоять из нескольких лотов, чтобы на каждой станции метро, в вестибюлях в будущем поставить вендинговые аппараты, – подчеркнул начальник Московского метрополитена.

Метрополитен не будет ограничивать ассортимент товаров для вендинговых автоматов, которые появятся в подуличных переходах.

– Мы не будем регламентировать ассортимент для вендинговых аппаратов. Что оператор захочет, то может и продавать, – рассказал первый замначальника столичного метро Юрий Дегтярев.

Прибыльный бизнес

Вендинг – продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов), получил широкое распространение в мире как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги. Лидером по количеству единиц оборудования на душу населения является Япония (здесь один автомат приходится на двадцать человек). Из-за низкой стоимости входа вендинг как бизнес доступен предпринимателям с небольшим объемом капиталовложений. Чем больше сеть, тем больше скидки от поставщиков продукции (вендоров) и, самое главное, дешевле обслуживание в целом.

Самыми востребованными считаются автоматы, торгующие горячими и холодными напитками. На втором месте – автоматы по продаже чипсов и шоколада, на третьем – устройства, реализующие игрушки. Как правило, производитель оборудования предоставляет гарантийное обслуживание и поставку необходимых запчастей. Считается, что срок окупаемости кофейного аппарата колеблется в пределах одного года.

Председатель комитета по потребрынку «Опоры России» Сергей Рак рассказал, насколько выгоден вендинговый бизнес.

– Напитки и снеки – товары импульсного спроса. Конечно, они будут востребованы. Такие автоматы очень выгодно содержать, они не требуют большой энергообеспеченности, вентиляции и т.д. С точки зрения затрат на аренду, это тоже очень дешево. В то же время довольно серьезные затраты пойдут на логистику. Единственный минус с точки зрения «Опоры России» – переход сегмента бизнеса в подземных переходах от малого бизнеса к крупным компаниям. Но будем надеяться, что крупные компании будут создавать инфраструктуру, а мелкие предприниматели будут брать те же самые вендинговые аппараты в аренду, – отметил Сергей Рак.

По словам эксперта, стоимость одного вендингового аппарата для установки в подземном переходе может достигать 7 тыс. евро.

Число автоматов растет

В столице вендинговый бизнес становится все более востребованным, число торговых автоматов растет. Недавно стало известно, что до конца текущего года в московских библиотеках будет установлено около сотни аппаратов. В настоящее время около 54 аппаратов с едой и напитками уже работают в 47 библиотеках столицы. Ожидается, что вскоре аппараты установят еще в 48 городских библиотеках Центрального, Северного, Северо-Восточного и Южного административных округов. Кроме того, 14 автоматов с напитками поставят в библиотеках в центре Москвы – читальнях Красносельского района, Пресненского, на Таганке, в Замоскворечье, а также в Басманном районе и на Смоленской площади. Посетители библиотек смогут приобретать в автоматах воду, кофе, чай, шоколад, печенье и снэки. В детских библиотеках Москвы до конца года начнут работать 10 вендинговых аппаратов. Они появятся в библиотеке № 166 имени 1 Мая в Донском районе, Центральной детской библиотеке № 152 и библиотеке № 156 в Орехове-Борисове Южном, библиотеке № 154 в Царицыне, № 158 в Чертанове.

По словам руководителя Департамента торговли и услуг столицы Алексея Немерюка, в планах у Правительства Москвы в 2016 году установить торговые аппараты на столичных кладбищах. Торговые аппараты будут доступны посетителям Даниловского, Кунцевского, Рогожского, Долгопрудненского, Кузьминского, Люблинского, Пятницкого, Калитниковского, Введенского, Николо-Хованского и Преображенского кладбищ.

В автоматах можно будет купить прохладительные и горячие напитки, а также некоторые виды снеков.

Молокомат - современная и полезная технология

На улицах столицы появляется все больше молокоматов, с помощью которых можно купить свежее молоко в розлив. Это аппараты, по виду напоминающие большой холодильник, с монето- и купюроприемником, отдельным окошком для бутылок и краном для подачи молока. Сегодня основными покупателями таких аппаратов становятся фермерские хозяйства, предпочитающие поставлять свою продукцию на легальной основе в магазины ближайшего населенного пункта.

Установку автоматов по продаже молока и молочных продуктов в Москве на сумму 18 млн руб. анонсировал холдинг «Братья Чебурашкины». До конца октября текущего года на улицах Москвы появятся 12 вендинговых автоматов по продаже молока под брендом «А-молоко». Компания «Живой поток», входящая в холдинг «Братья Чебурашкины. Семейная ферма», уже установила первый автомат, продающий молоко и молочную продукцию от фермерских хозяйств, в Северо-Западном округе Москвы на Тушинской улице. Кроме свежего суточного молока в ассортименте нового автомата – йогурты, творожная масса, ряженка, сметана и другие натуральные продукты.

– Молоко из автомата отличается от пакетированного молока так же, как отличается свежевыжатый сок от сока из пакета. Колоссальная разница во вкусе, аромате, а главное – в содержании полезных микроэлементов, – сообщили в руководстве молочной компании.

– Автоматы по продаже молока – современная и полезная технология, которая позволяет большому количеству людей получить доступ к живому молоку и свежей молочной продукции, – считает академик РАН, заслуженный врач России, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он также добавил, что преимущество молокомата – в наличии конкретного производителя, которому можно предъявить претензии.

– Это прямой контакт и взаимная ответственность, – подчеркнул Геннадий Онищенко.

Все молокоматы оснащены холодильными камерами, в которых поддерживается температура около 4 градусов тепла. Это наиболее подходящая температура для хранения молочных продуктов.

На сегодняшний день в Москве уже работают пять молокоматов, которые установлены в помещениях продовольственных рынков. Скоро такие автоматы появятся в магазинах по адресам: ул. Барышиха, вл. 18, проспект Маршала Жукова, вл. 14 и ул. Генерала Белобородова, вл. 20. Руководитель проекта «А-молоко» Иван Соломаха оценил стоимость одного молокомата вместе с установкой и подключением в 1,5 млн руб.

– Инвестиции в установку одного молокомата составляют около 1,5 млн рублей. Из них 1,2 млн рублей – это стоимость самого устройства, еще примерно в 200 тыс. рублей обходится подключение электроэнергии, – сказал он.

Компания выиграла тендер на установку автоматов по реализации молочных продуктов летом 2016 года. С установкой новых объектов сеть молокоматов будет составлять 42 устройства.

Иван Соломаха подчеркнул, что компания заинтересована в развитии сети и намерена в дальнейшем продолжить участие в торгах. Выручку с каждого автомата компания оценивает в 600–700 тыс руб. в месяц и около 7 млн руб. в год – это почти в два раза выше, чем выручка с молокомата в области. Ежедневный объем продаж молока в разлив в каждом устройстве составит 300 литров.

Холдинг «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» включает в себя четыре фермы в Подмосковье на более чем 4,3 тыс. голов скота, завод по переработке сырого молока мощностью до 100 т в сутки, а также сеть вендинговых автоматов «А-молоко». Выручка холдинга по итогам 2015 года выросла более чем в два раза и составила 700 млн руб.

Вендинг для школьников

Не так давно стало известно, что вендинговые автоматы могут вернуться в столичные школы. Напомним: зимой текущего года Мосгордума запретила аппараты со снековой продукцией, шоколадом и газировкой, установленные в школах и детсадах. Их должны были демонтировать до весны 2016 года. Предложение о демонтаже поступило от городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования. Представители департамента заявили, что прислушиваются к экспертному совету родителей, которые категорически против вендинговых автоматов.

Дело в том, что в работе вендинговых аппаратов в 100 процентов случаев были обнаружены различные нарушения. Это установила при проверке в феврале 2015 г. служба финансового контроля Департамента образования Москвы совместно с комиссией экспертно-консультативного совета родительской общественности по проверке питания.

В числе нарушений – отсутствие согласования с Роспотребнадзором ассортиментного перечня продукции, несоответствие веса продуктов допустимым нормам по СанПину, просроченные сертификаты требования безопасности пищевой продукции, размещение автоматов без согласования с управляющим советом образовательной организации и так далее. В результате было принято решение прекратить работу вендинговых аппаратов в образовательных учреждениях в кратчайшие сроки.

Верным решение о демонтаже торговых автоматов посчитала завлабораторией научных основ мониторинга питания обучающихся НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Жанетта Горелова. По ее мнению, ассортимент товаров из вендинг-машин (а это калорийные продукты) не соответствует потребностям детского организма. Частые перекусы нарушают пищеварительный процесс. Однако она отметила, что ассортимент можно регламентировать, оставив там те продукты, которые не требуют хранения в холодильнике – сок, молоко, печенье.

В настоящее время родительская общественность все же склоняется к тому, что можно оставить аппараты в учебных заведениях. При этом председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова сообщила, что торговые автоматы в школах Москвы будут устанавливаться только с согласия всех родителей без исключения.

– В этом году вдруг снова появились менеджеры, и я сама лично получила и письмо, и звонок из вендинговой компании, которая обещает «золотые горы», только бы ей разрешили поставить эти автоматы. Поэтому мы опять вернулись к этому вопросу, еще раз проговорили мнение родителей и обратились в Департамент образования с тем, чтобы вопрос установки вендингового аппарата решался только голосованием родителей детей, учащихся в этой школе. Только если за установку проголосуют 100% родителей, автомат установят. Не директор школы, не управляющий совет, не 90% родителей, а все родители, чьи дети ходят в эту школу, должны проголосовать «за», – подчеркнула Людмила Мясникова. По ее словам, с нового учебного года контролировать работу установленных в школах вендинговых автоматов будет служба финансового контроля Департамента образования Москвы, а также комиссия экспертно-консультативного совета родительской общественности по проверке питания.

Можно констатировать, что вендинг уверенно завоевывает столичный рынок, проникая во все новые сферы жизни горожан.


Назад в раздел
МосинжпроектМосводоканалСаториГлавУПДК
СоюзДоркомэкспоРоссийский