НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Правила поведения. Департамент торговли и услуг регламентирует работу летних кафе и сельхозрынков


Нынешней весной розничную торговлю и сферу общественного питания ожидают серьезные перемены. Число нестационарных объектов торговли, которых и так в городе осталось совсем немного, еще более сократится. Уменьшится и число сельхозрынков: те, что расположены в некапитальных строениях, должны закрыться до конца года. На их месте появятся капитальные торговые комплексы, а также разместятся объекты, не имеющие отношения к торговле.


В срок до 1 января 2015 года

Наиболее масштабные преобразования ожидают сельскохозяйственные рынки.

Те из них, что размещаются в некапитальных строениях (на начало года в столице таких 27), прекратят свою работу. В соответствии с требованиями Федерального закона «О рынках» они могут действовать до 1 января 2015 года, а затем должны либо закрыться, либо перенести свою деятельность в капитальные здания. Как сообщил руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, большинство управляющих компаний рынков загодя начали строить новые торговые комплексы или получили разрешительные документы на их сооружение.

Власти стремятся к тому, чтобы во всех капитальных торговых центрах, которые сооружаются на месте некапитальных, работали рыночные секции со свежей сельхозпродукцией. Такой капитальный сельхозрынок появится на Измайловском рынке. Некоторые уже давно работающие капитальные рынки будут реконструированы. Так, предстоит расширить один из старейших рынков столицы – Рижский.

Но некоторые сельхозрынки полностью исчезнут с карты столицы, и их территория будет использована для решения транспортных проблем города. Например, на месте рынка перед метро «Выхино», мешающего пересадке пассажиров, появится плоскостной транспортно-пересадочный узел. ТПУ будут построены и на месте торговых рядов у метро «Новоясеневская» и «Багратионовская». Ликвидирован ради удобства и рынок у метро «Тимирязевская». На месте шести рынков разобьют парки и скверы. Зеленые насаждения сменят базары на Крюковской площади в Зеленограде, на Новочеркасском бул., 5, на Боровском шоссе, 51, на ул. Обручева, 11. В некоторых местах торговые площади уступят место культовым сооружениям.

Так, в Восточном округе на месте небольшого рынка на пересечении Сиреневого бул. и 15-й Парковой ул. построят храм.

А часть территории Преображенского рынка отойдет Преображенскому старообрядческому монастырю. При этом сам рынок сохранится и продолжит работу.

Новая концепция нестационарной торговли

Серьезная реорганизация ожидает и уцелевшую в городе нестационарную мелкую розницу. В 2014 году истекают договоры на аренду земельных участков под размещение мелкой розницы у большинства объектов, и городские власти не намерены их автоматически пролонгировать.

Будет разработана новая концепция развития нестационарной торговли. При этом все места размещения уцелевших в городе палаток и ларьков подвергнутся тщательному анализу, и если выяснится, что они расположены вблизи стационарных магазинов, торгующих тем же ассортиментом товаров, то шансы на продление договоров аренды земельных участков под мелкорозничными объектами невелики. Вероятней всего, после такого анализа число торговых киосков сократится вдвое против нынешнего.

На настоящий момент в городе осталось около 8,5 тыс. нестационарных торговых объектов, которые работают постоянно. Большинство из них заняли свое место в соответствии со схемой размещения, утвержденной в 2011 году. По итогам конкурсов с ними были заключены договоры на аренду земельных участков на трехлетний срок. В нынешнем году они истекают. Срок первых 300 договоров закончится уже в июле.

Вместе с этим город будет искать новые, более прогрессивные форматы для торговых предприятий, размещенных в некапитальных объектах. По словам Алексея Немерюка, вместо палаток площадью 20 кв. м власти могут предложить поставить один павильон площадью 400 кв. м.

Кофе, шоколад из автомата

Наиболее же современным и высокотехнологичным форматом торговли, не требующим выделения земельных участков и нежилых помещений, в Департаменте торговли и услуг считают вендинг – использование торговых автоматов. Безусловно, расцвету московского вендинга способствовала реорганизация мелкорозничной торговли, начатая в 2011 году. После резкого сокращения числа киосков на карте торговых объектов города образовалось множество лакун, которые с успехом были заполнены автоматами.

– Вендинг – один из самых быстроразвивающихся сегментов рынка торговли, – убежден Алексей Немерюк. – Весь мир переходит на продажу товаров повседневного спроса через автоматы.

В 2013 году вендинг достиг бурного роста. Если в начале года в городе насчитывалось 14 тыс. торговых автоматов, то к концу их число перевалило за 22 тыс.

В этом году в городе должно появиться еще по крайней мере 10 тыс. вендинговых автоматов. При этом ассортимент продукции вендинговой торговли постоянно расширяется. Если при зарождении этой отрасли в столице автоматы ставили лишь в офисах или торговых центрах, то теперь их можно видеть и в метро, и на транспортно-пересадочных узлах, и на железнодорожных платформах. Помимо кофе, шоколада и лимонада городские власти хотят разрешить продажу через автоматы цветов, мороженого и не требующих рецептов лекарств.

Предполагается, что автоматы, торгующие лекарствами, будут устанавливаться в аптеках и холлах поликлиник, там, где при необходимости специалист-фармацевт сможет дать покупателю консультацию. С их помощью помимо наиболее популярных препаратов – противовирусных, анальгетиков, витаминов и антигистаминов будут реализовываться и сопутствующие товары медицинского назначения – бинты, пластыри, медицинские маски и др. Появление автоматов с лекарствами массового спроса, по мнению руководства Департамента торговли, должно уменьшить очереди в аптеках.

Сухая чистка для автомобилей

Также Департамент торговли и услуг совместно с Москомархитектурой намерен разработать схему размещения в городе мобильных автомоек. До сих пор их работа на территории города не регламентировалась никакими специальными документами. Теперь же места для размещения мобильных автомоек будут разыгрываться на особых конкурсах, подобных тем, на которых распределяются места для размещения нестационарных объектов мелкой розницы. Такие конкурсы не только принесут дополнительные средства в городской бюджет, но и позво--лят оценить объем рынка этих услуг, их востребованность и качество работы. Пока же никто не может точно сказать, сколько в городе существует подобных предприятий.

Это сравнительно новая услуга. Еще три года назад о так называемых сухих мойках в Москве вообще никто не слышал. Главное преимущество мобильной мойки в том, что для нее не нужно воды. Вместо этого используются специальные составы – продукты нанотехнологий, позволяющие снимать грязь и не оставляющие царапин на кузове машин. При этом эффект получается таким же, как и после стационарной помывки со 100 л воды. Мобильные мойки востребованы в первую очередь в историческом центре города, где отсутствует возможность разместить традиционные автомойки.

Новые требования к летним кафе

Изменятся в нынешнем сезоне и требования, предъявляемые к летним кафе.

В минувшем году городские власти заметно упростили порядок открытия летних кафе при стационарных учреждениях общепита. Теперь для открытия бистро на открытом воздухе уже не надо каждый год получать разрешение в профильном департаменте. Оно выдается сразу на пять лет – на срок действия схемы размещения сезонных кафе. Но, облегчив процесс открытия кафе, город намерен ужесточить требования к их внешнему виду.

Специалисты Департамента торговли и услуг и Москомархитектуры, работающие над обновлением стандартов оформления летних кафе, считают, что летние кафе не должны размещаться в закрытых, отгороженных от улицы стенами павильонах.

– Стандарты однозначно закрепят, что для летних кафе допускаются только столики с зонтиками или навесами на улице либо оборудованные подиумы, – сообщил Алексей Немерюк. – А обозначать границу территории уличного кафе можно лишь легкими ограждениями.

Правила введут ограничения на габариты летнего кафе – занимаемый им участок не должен превышать площадь стационарного заведения общепита, при котором оно организовано. Согласно новым стандартам, бизнесменам придется согласовывать как место расположения летнего кафе, так и его проект в целом: размер веранды, внутренний дизайн, используемые стройматериалы. Ограничения коснутся и использования рекламной мебели – зонтиков, столов и стульев с логотипами, а также размещения названий товаров и брендов на конструктивных элементах заведения.

Готовятся в департаменте и к проведению проверок в заведениях сезонного общепита и стационарных предприятиях, при которых они открываются. Начать их собираются с тех, что расположены на территории Всероссийского выставочного центра. Напомним, что до недавнего времени лишь половина пакета акций ГАО ВВЦ принадлежала городу. Другая половина находилась в федеральной собственности. Из-за этого трудно было наладить рациональное управление уникальным выставочным комплексом. В ноябре прошлого года по указу президента ВВЦ перешел в собственность города, и столичные власти решили навести на его территории порядок.

В середине мая, после завершения передачи Всероссийского выставочного центра на баланс Москвы, в находящихся на его территории частных заведениях общественного питания будут проведены инспекционные проверки. В ходе них кафе, рестораны и киоски с фастфудом проверят на соответствие городским стандартам и санитарным нормам. Помимо сотрудников Департамента торговли и услуг в готовящейся инспекции примут также участие работники прокуратуры.

Уже сейчас ясно, что во многих из них нарушаются установленные санитарно-гигиенические нормы: нет отдельных помещений для разделки рыбы, мяса, овощей, отсутствует спецодежда у работников кухни, нет в наличии рукомойников и туалетов для посетителей.

Не все в порядке и со строениями, в которых на ВВЦ располагаются точки общепита. Часть из них разместилась в не вызывающих нареканий капитальных сооружениях, однако некоторые работают в не приспособленных для приготовления пищи административно-хозяйственных постройках бывшей ВДНХ.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КростМоскапстройКапиталТеплоцентрстрой
АКСИТЕХШвабеКоминвест-АКМТ