НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Каким законом должно руководствоваться автономное учреждение при размещении заявки на электронной площадке?

В целях реализации государственного задания по долгосрочной целевой программе «Комплексная модернизация системы профессионального образования на 2011 — 2015 годы» автономным образовательным учреждением закупается оборудование для научно-исследовательской лаборатории, а в рамках государственной программы «Развитие образования в Пензенской области на 2014 — 2020 годы» приобрета­ется токарно-револьверный центр.

Каким законом должно руководствоваться учреждение при осуществлении закупок (Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ)?

Каков порядок действий при размещении заявок на электронной площадке по данным программам — их размещает уполномоченный орган или автономное учреждение?

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере заку­пок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2014 года. Каких-либо официальных разъ­яснений или правоприменительной практики по заданному вопросу, насколько нам известно, на сегодняшний день не имеется. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.

По общему правилу автономные учреждения при осущест­влении закупок обязаны в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) руководствоваться именно этим законом. Исключения установлены Законом № 44-ФЗ.

Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, в частно­сти, заключения гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением (далее — контракты). Иные юридиче­ские лица заключают контракты в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ только в случаях, перечисленных в ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

В частности, в силу ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ на авто­номные учреждения при осуществлении ими закупок за счет бюджетных средств, предоставленных таким учреждениям в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности распространяются положения этого закона, регулирующие отношения по плани­рованию закупок, определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключению контрактов. Также в отношении таких закупок применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ следует, что договоры (контракты) заключаются в соответствии или с одним из них, или с другим.

Действующее бюджетное законодательство предусматрива­ет только один способ предоставления автономным учреждениям и унитарным предприятиям средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муници­пальной собственности. С этой целью им могут предостав­ляться субсидии, предусмотренные ст. 78.2 БК РФ (эта статья действует с 1 января 2014 года).

Из ст. 78.2 БК РФ прямо следует, что в соответствии с дан­ной нормой предоставляются субсидии исключительно на:

— вложения в объекты капитального строительства госу­дарственной (муниципальной) собственности;

— приобретение объектов недвижимого имущества в госу­дарственную (муниципальную) собственность.

За счет этих субсидий не могут приобретаться (создаваться) объекты, не относящиеся к объектам недвижимости (капитального строительства).

Напомним, что помимо дополнения БК РФ ст. 78.2, в действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации был включен вид расходов 460 «Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям». Соответственно, с 1 января 2014 года средства на создание, приобретение объектов недвижи­мости не должны перечисляться автономным учреждениям в качестве субсидий на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (см. также разд. 7 Рекомендаций Мин-фина России от 22.10.2013, письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-03-11/3784).

Учитывая, что в ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ речь идет о средствах капитальных вложений, предоставленных авто­номным учреждениям из бюджета в соответствии с БК РФ, следовательно, этот термин должен применяться согласно терминологии, используемой БК РФ. Определения поня­тия «капитальных вложений» иных нормативных право­вых актов, в том числе Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложе­ний», применительно к ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ использоваться не должны. Также для целей применения Закона № 44-ФЗ важно, не в рамках какой программы предостав­ляются средства, а за счет какой субсидии осуществляется оплата.

Поэтому, по нашему мнению, положения ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ должны применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осущест­вление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотрен­ном ст. 78.2 БК РФ. Соответственно, требования Закона № 44-ФЗ не распространяются ни на закупку оборудования для научно-исследовательской лаборатории, ни на закупку токарно-револьверного центра. В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Анна Кузьмина,
эксперт службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МоскапстройМИЦМосинжпроектМОЭСК
АктивКапиталВККапстройсити