НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Имеет ли право заказчик приобрести у единственного поставщика услуги, связанные с использованием франкировальной машины, ценой более 100 тыс. руб. по ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Можно ли осуществить закупку услуг, связанных с использованием франкировальной машины, у единственного исполнителя по ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если цена закупки — более 100 тыс. руб.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: закупка указанных в вопросе услуг должна осуществляться с использованием конкурентных процедур определения контрагента. Основания для осуществления такой закупки у единственного контрагента законом не предусмотрены.

Обоснование вывода

Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 этого закона. В частности, согласно п. 1 этой части таким способом может быть определен контрагент в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Отметим, что условием применения указанного пункта является именно отнесение поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ к сфере естественной монополии, а не отнесение контрагента к субъектам естественной монополии. Это обусловливается тем, что ни Закон № 147-ФЗ, ни какой-либо иной закон не запрещают субъектам естественной монополии осуществлять поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, не относящихся к сфере естественной монополии. Иными словами, любой субъект естественной монополии вправе осуществлять виды деятельности, как относящиеся к этой сфере, так и иные, «конкурентные».

Законом № 147-ФЗ регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сферах, перечень которых дан в п. 1 ст. 4 этого закона. Этот перечень является исчерпывающим. Им к сферам действия естественных монополий отнесены, в частности, услуги общедоступной почтовой связи. Для решения вопроса об отнесении к услугам в сфере общедоступной почтовой связи, осуществляемым субъектом естественной монополии, услуг по нанесению на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, необходимо учитывать, что из ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» следует, что услуги почтовой связи — это действия или деятельность, в том числе по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а использование специального оборудования (франкировальной машины) при этом является одним из способов нанесения на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи. Перечень таких услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637, согласно которому к услугам общедоступной почтовой связи относятся исключительно пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передача внутренней телеграммы.

Частью 2 ст. 11 Закона № 176-ФЗ к исключительным правам федеральных органов исполнительной власти в области связи относятся, в частности, выдача разрешений на применение франкировальных машин и определение порядка их использования. А согласно п. 3.1 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по выдаче разрешений на применение франкировальных машин, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 03.11.2011 № 296, заявителем при предоставлении государственной услуги является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающий применять франкировальную машину при оформлении письменной корреспонденции. Из этого следует, что услуги, связанные с применением франкировальной машины, могут осуществляться различными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и не относятся к услугам в сфере естественной монополии.

Следовательно, контракт на оказание услуг, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, не может быть заключен по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения также давались относительно применения идентичной по содержанию нормы п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ в письме Минэкономразвития РФ от 29.01.2010 № Д22-86.

Иных оснований, которые позволяли бы осуществлять закупку указанных в вопросе услуг без проведения конкурентных процедур (то есть у единственного контрагента), положения ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не содержат, за исключением п. 4 и 5 этой части, которые в рассматриваемом случае неприменимы. Соответственно, закупка услуг, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, в приведенной ситуации должна осуществляться одним из конкурентных способов в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ.

Алексей Александров, Александр Каменщиков, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ТеплоцентрстройМОЭСКМИЦКрост
СбербанкШвабеФонд