НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Могут ли стороны по обоюдному согласию внести в заключительный по законы № 223-ФЗ договор с суммой более 10 млн руб. изменения условий оплаты, если положение о закупках это не предусматривает?

В аукционной документации (договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ) не была предусмотрена поэтапная оплата услуг. Договор заключили в соответствии с требованиями документации. Сейчас исполнитель просит заключить дополнительное соглашение на изменение условий оплаты. Положение о закупках не предусматривает изменение условий договора. Сумма договора — более 10 млн руб. Вправе ли стороны по соглашению сторон внести изменения в договор?

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения сторонами условий заключенных договоров. Более того, Закон № 223-ФЗ прямо указывает на возможность изменения заключенного в соответствии с этим законом договора. Часть 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в Единой информационной системе, а согласно ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ, соответствующие сведения должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками.

Не содержат запрет на внесение изменений в договор, заключенный в рамках Закона № 223-ФЗ, и нормы ГК РФ, которыми заказчики руководствуются при закупке товаров, работ, услуг наряду с требованиями Закона № 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона). Более того, п. 1 ст. 450 ГК РФ прямо предусматривает возможность изменить договор по соглашению его сторон.

Однако необходимо учитывать следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. При этом положение о закупке должно содержать, помимо прочего, порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 № Д28-317). Отметим: условия применения закупочных процедур и исполнения договора в положении о закупке могут определяться заказчиком по своему усмотрению.

Из указанного очевидно, что стороны, заключившие договор в рамках Закона № 223-ФЗ, вправе внести изменения в такой договор только в том случае, если это не противоречит положению о закупке как правовому акту, регламентирующему закупочную деятельность заказчика (ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Если положение о закупке не предусматривает возможность внесения изменений в договор, такое изменение, на наш взгляд, при определенных обстоятельствах может рассматриваться как действие, нарушающее конкуренцию, и как основание для обжалования закупки на основании ч. 9 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Также, как показывает судебная практика, нельзя исключить, что при определенных обстоятельствах такое изменение может повлечь возникновение спора (см., напр., постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2015 №Ф08-4257/15 по делу №А53-16874/2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 № 18АП-9744/15). Однако в рамках этой консультации мы не можем однозначно оценить правовые последствия внесения в договор указанных в вопросе изменений.

Лилия Баркова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КростМОЭККапиталТеплоцентрстрой
АбсолютПНССбербанкДоркомэкспо