ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Допустимо ли участие в закупках, в том числе централизованных, проводимых для предприятия уполномоченным органом, индивидуального предпринимателя в качестве поставщика, если его родственник является членом контрактной службы заказчика?

Возможно ли участие в проводимых бюджетным учреждением закупках в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» индивидуальных предпринимателей, приходящихся родственниками члену контрактной службы учреждения — его юрисконсульту (который входит в состав контрактной службы без образования структурного подразделения)?

Возможно ли участие указанных индивидуальных предпринимателей в централизованных закупках, проводимых для учреждения уполномоченным органом в приведенных обстоятельствах?

Возникает ли в таких ситуациях конфликт интересов, в том числе с учетом требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: описанные в вопросе обстоятельства не препятствуют участию указанных в вопросе лиц в закупках, проводимых учреждением или уполномоченным органом, и не свидетельствуют о наличии конфликта интересов.

Обоснование вывода

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные этой нормой. К ним, в частности, относится требование об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются в том числе случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с участвующими в закупке индивидуальными предпринимателями либо являются их близкими родственниками (п. 9 указанной части).

Как видим, приведенной нормой возможность участия в закупке индивидуальных предпринимателей не поставлена в зависимость от того, состоят ли они в близком родстве или в браке с рядовым работником контрактной службы заказчика. Не ограничена возможность участия индивидуальных предпринимателей в закупках в связи с описанными в вопросе обстоятельствами (в том числе и в случае осуществления централизованных закупок уполномоченным органом в соответствии со ст. 26 Закона № 44-ФЗ) и прочими положениями Закона № 44-ФЗ. Таким образом, наличие родственных или брачных связей между участвующим в закупке предпринимателем и рядовым работником контрактной службы заказчика не свидетельствует о конфликте интересов и не препятствует участию в закупке указанных лиц.

К сведению

Положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о конфликте интересов касаются лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (ст. 10, 12.1 указанного закона), то есть в рассматриваемой ситуации неприменимы.

Кроме того, определенные условия, которые должны соблюдаться при наличии конфликта интересов, предусмотрены ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако, как видно из указанной статьи, рядовые работники контрактной службы, не являясь ни руководителями некоммерческой организации, ни его заместителями, ни лицами, входящими в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, не могут считаться заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных сделок, а значит, их брачная или родственная связь с участниками закупки не может привести к конфликту интересов и в целях применения законодательства о некоммерческих организациях.

Татьяна Чашина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ и Алексей Александров, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел