НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Можно ли было ГУП объявлять закупку или проводить торги в 2016 году, проводить торги и заключать договор в 2017 году?

До 2017 года закупки государственного унитарного предприятия осуществлялись по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». С 01.01.2017 закупки осуществляются по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Никаких переходных положений предусмотрено не было.

Можно ли было ГУП объявлять торги в декабре 2016 года с тем условием, что сами торги пройдут в январе 2017 года?

Можно ли было ГУП провести торги в декабре 2016 года, а договор по их итогам заключить в январе 2017 года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: государственное унитарное предприятие могло проводить закупки и размещать извещения о проведении закупок в декабре 2016 года в соответствии с нормами, которыми оно руководствуется в данный момент, независимо от того, что завершение процедур определения контрагента или подписание договоров произойдет в январе 2017 года.

Обоснование позиции

Действительно, с 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, учитывая изменения, внесенные в законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ Законом № 321-ФЗ. И действительно, какого-либо переходного периода ни одним из указанных законов не предусмотрено. Официальных разъяснений по данному вопросу нам найти также не удалось. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.

Полагаем, что в данной ситуации следует обратиться к Гражданскому кодексу РФ, на нормах которого основан и Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона), и Закон № 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона).

Действие гражданского законодательства во времени регулируется ст. 4 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ). А согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ, который применяется к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ, и согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В связи с этим заметим, что ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая переходные положения при вступлении в силу этого закона, прямо указывала, что он применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в Единой информационной системе или на официальном сайте РФ после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 этого закона. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохранили свою силу.

Полагаем очевидным, что тот же принцип должен применяться и в данном случае.

Из сказанного можно сделать вывод, что предприятия вправе проводить закупки и заключать договоры, срок исполнения которых включает и 2017 год, в 2016 году по правилам, действующим в этом году, то есть по правилам Закона № 223-ФЗ.

При этом действительно возникает вопрос о закупках, извещения о проведении которых размещаются в декабре 2016 года, когда предприятия руководствуются Законом № 223-ФЗ, а завершаются в части определения контрагентов — поставщиков, подрядчиков, исполнителей, а также в части подписания договоров в январе 2017 года.

В этой связи следует учесть, что хотя это не отражено в законе, большинство специалистов исходят из того, что размещение извещения о проведении торгов является односторонней сделкой их организатора. Такое размещение порождает обязанность провести торги (отказаться от их проведения без возмещения участникам ущерба возможно только в определенные законом сроки — п. 3 ст. 448 ГК РФ), а также рассмотреть все направленные заявки в соответствии с правилами, определенными при размещении извещения. Оценка размещения извещения о проведении торгов присутствует в судебной практике (см. постановление ФАС Московского округа от 19.11.2007 № КГ-А40/11691-07, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.2012 № Ф08-8337/11).

Поэтому мы полагаем, что процедуры размещения заказа, начатые в 2016 году, должны завершаться в 2017 году в соответствии с правилами, действовавшими на момент размещения извещений об их проведении, то есть правилами, определенными Законом № 223-ФЗ.

При этом, поскольку в любом случае возникает вопрос о применении к исполнению или изменению договоров, заключенных в рамках указанных закупок, с 1 января 2017 года норм Закона № 44-ФЗ, считаем, что заказчику было целесообразно включить в проекты договоров, заключаемых по результатам «переходящих» закупок, положения, соответствующие Закону № 44-ФЗ.

Обращаем внимание, что Закон № 321-ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года в целом (ст. 4 этого закона), в том числе подп. «б» и «в» п. 9 ст. 2 данного закона, дополняющие ст. 112 Закона № 44-ФЗ ч. 40 и 41. Таким образом, складывается ситуация, когда нормы, устанавливающие предельный срок для совершения определенных действий, вступают в силу (то есть становятся обязательными к применению) лишь по окончании этого срока. Очевидно, что в данной ситуации имеет место ошибка юридической техники. Однако, по мнению специалистов Минэкономразвития России, изложенному в письме от 18.08.2016 № Д28и-2127, положения ч. 40 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (в ред. Закона № 321-ФЗ) обязательны к применению. Государственные унитарные предприятия были обязаны провести мероприятия, необходимые для подготовки к закупкам в новом порядке.

Александр Каменщиков, Аркадий Серков, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГераМИЦМД-группМОЭСК
ДоркомэкспоШколаФонд