ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Требуется ли ежемесячная публикация в реестре контрактов сведений и отчетов о ходе выполнения муниципального контракта на поставку электроэнергии, если этапы выполнения не выделены, а оплата производится каждый месяц?

Администрацией сельского поселения заключен муниципальный контракт на поставку электроэнергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Отдельные этапы в контракте не выделены, опла­та осуществляется ежемесячно согласно актам об оказанных услугах. Необходимо ли ежемесячно размещать сведения в реестре контрактов и размещать отчет заказчика об оплате услуг? Возможно ли в данном случае заключить контракт на поставку электроэнергии на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а не на основании п. 29 ч. 1 ст. 93?

В приведенной ситуации заказчику не требуется направ­лять для включения в реестр контрактов информацию об осуществлении каждого платежа. Информация об испол­нении и оплате контракта должна быть направлена для включения в реестр после полного исполнения сторонами обязательств по контракту.

Документы о приемке целесообразно направлять для вклю­чения в реестр по мере их составления (то есть ежемесячно). Это же касается отчетов об исполнении, которые целесообразно размещать по мере составления актов о приемке.

Договор энергоснабжения или купли-продажи электриче­ской энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии независимо от его цены не может быть заключен по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44.

Обоснование позиции

1. Согласно ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, документы о приемке в случае принятия реше­ния о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 10, 13 ч. 2 этой статьи) направляются заказчиком для включения в реестр контрактов в течение трех рабочих дней с даты исполнения контракта.

Как видно из ч. 1 ст. 94, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и подп. «к» п. 2 Правил ведения реестра контрактов (утвержде­ны постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, далее — правила), под «исполнением контракта» понимает­ся исполнение его сторонами предусмотренных им обяза­тельств, включая оплату выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг).

При этом Закон № 44-ФЗ не содержит положений, кото­рые обязывали бы направлять для включения в реестр кон трактов документы об оплате или информацию о частичном исполнении заказчиком обязательств по контракту (то есть о каждом отдельном платеже, осуществляемом заказчиком в пользу контрагента, в том числе об оплате предусмотренного контрактом этапа). Не предусмотрена такая обязанность и упомянутыми выше правилами.

Поэтому сведения об оплате исполненного по контрак­ту следует направлять для включения в реестр контрактов лишь после исполнения всех предусмотренных контрактом обязательств, в том числе после полной оплаты заказчиком исполненного по контракту (п. 2 письма Федерального каз­начейства от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5). Если оплата испол­ненного по контракту осуществляется не единовременно, направлять для включения в реестр контрактов информацию об осуществлении каждого платежа не требуется.

2. Помимо информации об исполнении (в том числе об оплате) контракта в реестр подлежат включению документы о приемке в случае принятия решения о приемке постав­ленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Они должны направляться заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правопримени­тельные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в течение трех рабочих дней с даты приемки (п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, абзац третий п. 12 правил).

Приведенные положения не позволяют однозначно опре­делить, необходимо ли направлять документы о приемке в Федеральное казначейство по мере их составления (в част­ности, если в ходе исполнения контракта такие документы составляются ежемесячно), или они могут быть направлены заказчиком в течение трех рабочих дней с момента осущест­вления приемки последней партии товара (последней части/ этапа работ, услуг).

Не вытекает однозначный ответ на этот вопрос и из разъ­яснений Минфина РФ и Минэкономразвития РФ (см., соот­ветственно, письмо от 28.05.2014 № 02-02-07/25618 и письмо от 25.09.2014 № 23232-ЕЕ/Д28и), согласно которым, если по результатам исполнения этапа контракта предусматрива­ется приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, соответствующий документ подлежит раз­мещению заказчиком в реестре, как это и предусмотрено вышеприведенными нормами, в установленный правила- ми срок.

Поскольку формулировки упомянутых выше положений Закона № 44-ФЗ и правил могут пониматься как обязыва­ющие заказчика направлять каждый документ о приемке товара (работы, услуги) для включения в реестр контрактов в течение трех рабочих дней с момента приемки, во избежание неблагоприятных последствий полагаем целесообразным до формирования единообразной правоприменительной прак­тики по этому вопросу руководствоваться именно таким подходом.

3. Согласно ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, результаты отдель­ного этапа исполнения контракта, информация о поставлен­ном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в Единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Вместе с таким отчетом размещаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчи­ком для проведения экспертизы отдельного этапа исполне­ния контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определен­ный законодательством Российской Федерации документ (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденно­го постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093).

На наш взгляд, по смыслу приведенных норм необходи­мость размещать информацию о частичной оплате и приемке контракта (например, по итогам каждого месяца) возникает лишь в том случае, если этапы исполнения прямо предусмо­трены договором.

Вместе с тем представители контролирующих органов в целом придерживаются иного мнения по этому вопро­су. Так, согласно разъяснениям, приведенным в письме Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28И-2263, ответе на п. 4 письма Минэкономразвития России от 04.08.2014 № Д28и-1590 и письме Федерального казначей­ства от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5, при осуществлении закуп­ки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг, если условиями заключенного контракта этапы ока­зания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. Аналогичные разъяснения были даны и в ряде других писем (см., напри­мер, письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 29.05.2015 № Д28и-1395, от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 20.05.2015 № Д28и-1442, от 15.05.2015 № Д28и-1377, от 31.12.2014 № Д28И-2919). Поддержку этой правовой позиции можно обнаружить и в судебной прак­тике (решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2015 № А40-111812/2015).

Учитывая отсутствие единообразного подхода государ­ственных органов к решению этого вопроса (см., в частно­сти, п. 25 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 № Д28И-1889), полагаем, что до появления официальных разъяснений по нему (в силу п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, подп. «г» п. 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 такими полномочиями обладает ФАС России) в при­веденной ситуации заказчику целесообразно размещать в Единой информационной системе отчеты об исполнении контракта по мере составления соответствующих актов, то есть ежемесячно.

4. Анализ ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ показывает, что для большинства указанных в ней случаев осуществления закуп­ки у единственного контрагента требуется наличие специ­ального основания. Таким основанием могут быть особен­ности товаров, работ, услуг, специальное правовое регулиро­вание какого-либо рынка, специальный статус контрагента, особенность ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. И только п. 4 и 5 этой части допускают закупку у един­ственного контрагента в отсутствие специальных основа­ний в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. Отсюда можно сделать вывод, что основанием для закупки у единственного контрагента по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является как раз отсутствие каких-либо специальных осно­ваний, предусмотренных иными пунктами данной части.

В связи с изложенным мы полагаем, что каждое из основа­ний, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является само­стоятельным и заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гаранти­рующим поставщиком электрической энергии на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ неправомерно. Такие закупки должны осуществляться по основанию, предусмотренному п. 29 той же части.

Правоприменительной практики по заданному вопросу мы, к сожалению, не обнаружили, поэтому не можем оце­нить вероятность наступления неблагоприятных послед­ствий в случае заключения заказчиком договора энергоснабжения по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Валерия Счетчикова, Алексей Александров, эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел