Обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора в соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ и не подпадает под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заключение же гражданско-правовых договоров на возмещение арендодателю расходов по содержанию имущества под регулирование Закона № 44-ФЗ действительно не подпадает. Соответственно, действия по их заключению и исполнению для целей применения данного закона закупкой не являются. Такие договоры не могут квалифицироваться как контракты, заключенные по какому бы то ни было основанию, предусмотренному Законом № 44-ФЗ, в связи с чем и средства, направляемые на оплату таких договоров, нельзя рассматривать как расходуемые в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Поэтому такие суммы не учитываются при расчете совокупного годового объема закупок.
Как следует отразить сведения о возмещении арендатором (заказчиком) арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, если возмещение затрат осуществляется на основании договора?
План-график размещения заказов (план-график) на 2018 год формируется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н с учетом особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н (особенности).
Пунктом 4 особенностей предусмотрено, что план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), определяемым в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, контрагента) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Под контрактом, порядок заключения и особенности исполнения которого регулируются Законом № 44-ФЗ, понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 того же федерального закона (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, любая закупка, которая осуществляется в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, сопровождается заключением контракта, а контракт, в свою очередь, регулирует отношения, связанные с приобретением заказчиком товара, работы или услуги в рамках процедур закупки, предусмотренных этим законом.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является одним из способов определения контрагента при осуществлении закупок (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Как верно отмечено в вопросе, арендатор (в том числе заказчик, обязанный руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ) возмещает арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг и прочие затраты, связанные с содержанием имущества, не в качестве оплаты товара, работы или услуги. Такое возмещение является обязанностью арендодателя в силу требования закона (п. 2 ст. 616 ГК РФ). Поэтому договор, предметом которого является возмещение арендатором арендодателю таких расходов, по существу, устанавливает лишь порядок расчета и уплаты соответствующих сумм. Внося арендодателю такие платежи, арендатор (заказчик) не приобретает какие-либо дополнительные по отношению к уже заключенному договору аренды товары (работы, услуги), то есть не осуществляет закупку, поэтому на договор, который определяет порядок возмещения упомянутых расходов, положения Закона № 44-ФЗ не распространяются.
Следовательно, в рамках отношений по возмещению арендатором затрат на содержание арендуемого имущества арендодатель не является единственным контрагентом, закупка у которого осуществляется на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ или любой другой нормы этого закона.
Между тем, как следует из упомянутых выше порядка и особенностей, в план-график вносятся сведения именно о закупках товаров, работ и услуг.
Поскольку договор о возмещении арендодателю расходов на оплату коммунальных услуг и прочих затрат, связанных с содержанием имущества, заключается не в рамках закупки товара, работы или услуги (то есть не является контрактом, на который распространяются положения Закона № 44-ФЗ), сведения о возмещении арендодателю таких затрат, включая суммы возмещаемых расходов, в план-график размещения заказов не включаются.