НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Согласно закону

Может ли федеральное государственное бюджетное учреждение разместить заказ на проведение первичной технической инвентаризации объектов недвижимости по п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, если на территории города (Краснодарский край) расположены две организации, оказывающие услуги данного рода: ГУП «Крайтехинвентаризация» и ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости — Федеральное бюро технической инвентаризации»?


По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции. Контракт на проведение первичной технической инвентаризации объектов недвижимости не может быть заключен с единственным исполнителем на основании указанной нормы.

Прежде всего напомним, что по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), размещение заказа для государственных нужд осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

Размещать заказ без проведения торгов — путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) — допускается только в случаях, прямо указанных в самом Законе № 94-ФЗ.

Исчерпывающий перечень случаев, когда допускается размещение заказа у единственного поставщика, предусмотрен ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

В частности, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ допускается размещение заказа у единственного исполнителя в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями. При этом такие исключительные полномочия должны быть установлены нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ.

По мнению Минэкономразвития России, высказанному в письмах от 26.02.2008 № Д04-449 и от 18.01.2008 № Д04-93, исключительные полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента РФ или Правительства РФ. Таким нормативным правовым актом является, например, распоряжение Правительства РФ от 27.09.2011 № 1668-р, в соответствии с которым ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости — Федеральное бюро технической инвентаризации» наделяется правами единственного исполнителя, оказывающего услуги по проведению работ по технической инвентаризации и постановке на государственный кадастровый учет зданий, строений и сооружений, находящихся в федеральной собственности и принадлежащих внутренним войскам МВД.

Подобного нормативного правового акта о наделении ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости — Федеральное бюро технической инвентаризации» или иной организации (иного органа) исключительными полномочиями на осуществление государственного технического учета и (или) технической инвентаризации иных объектов недвижимости найти не удалось.

Более того, согласно нормам Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ), кадастровую деятельность, то есть выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (ч. 4 ст. 1 указанного закона), вправе осуществлять физические лица, которые имеют действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (ч. 1 ст. 29 того же закона) в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица (ч. 1 ст. 31 Закона № 221-ФЗ). Отсюда видно, что право осуществления такой деятельности имеет фактически неограниченный круг физических лиц, получивших квалификационные аттестаты кадастровых инженеров, и юридических лиц, заключивших с указанными физическими лицами трудовые договоры.

При этом, согласно ч. 3 ст. 44 Закона № 221-ФЗ, с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые до 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости. Такими организациями на территории Краснодарского края являются: ГУП КК «Крайтехинвентаризация», ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» и ФГУП «Госземкадастрсъемка» — ВИСХАГИ (все указанные организации включены в реестр аккредитованных организаций, с которым можно ознакомиться по ссылке: https://rosreestr.ru/wps/portal/!ut/ p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP0os3gDQ1NHQw8TA08DL2MXA08fQxMf7yAvA_cQE_2CbEdFAB2a6yI!/).

Как видим, полномочия указанных организаций не исключительны. Равным образом не исключительны полномочия по осуществлению технического учета жилищного фонда, его осуществляют специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301).

Таким образом, на наш взгляд, заключение контракта на проведение первичной техинвентаризации объектов недвижимости с указанными организациями на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ неправомерно.


К сведению:

По вопросу о деятельности органов и организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства после 1 января 2013 года рекомендуем ознакомиться с письмом Минэкономразвития России от 22.02.2013 № Д23И-449.


Надежда Верхова и Аркадий Серков,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ТеплоцентрстройСаториМосводоканалГеопроектизыскания
СоюзПНСЦентрАбсолют