Page 239 - Московские Торги №9
P. 239

тенденции



              рольно-кассовой техники на киоски хлебобулочных изделий.   ми, которые нередко назначаются единственными постав-
              Проблемы, возникающие у частного бизнеса, конкуриру-     щиками госзаказа. В качестве примера был приведен обсуж-
              ющего с государственными или муниципальными унитарны-    давшийся в Минфине РФ проект централизации закупок
              ми предприятиями, были рассмотрены на примерах вете-     почтовых услуг для нужд федеральных судов путем заклю-
              ринарной отрасли, сферы управления многоквартирными      чения Судебным департаментом при Верховном Суде РФ
              домами и обращения с отходами. Так, существенную роль    единого контракта с ФГУП «Почта России». Представители
              в управлении домами играют ГУП и МУП, нередко занима-    «ОПОРЫ» выступили против такого решения. По их данным,
              ющие доминирующее положение в своих городах. При этом    «Почта России» и так обеспечивает 94% потребностей судеб-
              такие предприятия часто не имеют стимулов для повышения   ных органов и является монополистом в большинстве субъ-
              качества и экономической эффективности своей работы,     ектов РФ. При этом негосударственные операторы почтовой
              а иногда и играют роль посредников (передают работы суб-  связи (преимущественно субъекты МСП) оказывают услуги
              подрядчикам, забирая себе часть выделенных средств).     судам только в 21 регионе и получают контракты в результате
                Вместе с тем эксперты «ОПОРЫ» сами признают, что мешает   конкурентных закупок, приводящих к снижению цены.
              отдать отрасль частному сектору – отсутствие дифференци-
              рованности тарифов на эксплуатацию жилого фонда разного   ОПЛАТУ КОНТРАКТОВ – НА СПЕЦСЧЕТА
              качества. Иными словами, при равных тарифах предпринима-   Еще одна проблема закупочной системы – это несвое-
              тели с удовольствием возьмутся за обслуживание новостроек,   временная оплата госконтрактов. Представители «ОПОРЫ»
              но никто не захочет брать на себя ветхий фонд. В этой связи   констатировали, что, несмотря на принятые меры, она в ряде
              эксперты «ОПОРЫ» предлагают дифференцировать тарифы      случаев сохраняется. Так, в качестве примера был приведен
              в зависимости от качества жилого фонда, что позволит рас-  предприниматель, выигравший контракт на ремонт сельского
              формировать ГУП и МУП, передав отрасль частным управ-    дома культуры в Ярославской области. В августе прошлого
              ляющим компаниям. Правда, за чей счет следует повышать   года работы были завершены и приняты без претензий со сто-
              тарифы для ветхого фонда, они не уточнили.               роны заказчика. Однако, несмотря на установленный в конт-
                Еще одна проблема предпринимателей связана с зарегу-   ракте 30-дневный срок оплаты, заказчик заплатил лишь 10%,
              лированностью многих отраслей. Например, в сфере детско-  а основная сумма оставалась невыплаченной по состоянию
              го туризма действуют около 90 нормативно-правовых актов   на февраль текущего года, что вынудило предпринимателя
              Минобразования РФ, Минтруда РФ, МЧС РФ, МВД РФ,          обратиться в суд. Муниципальный заказчик мотивировал
              Минкультуры РФ, Минтранса РФ и ряда других ведомств,     неоплату проблемой межбюджетных отношений – ремонт
              нередко устанавливающих отличные друг от друга требо-    проводился в рамках губернаторской программы, орган
              вания. В этой связи «ОПОРА» предлагает провести ревизию   местного самоуправления должен был заплатить только 10%,
              требований к предпринимателям в различных отраслях       а остальное – из областного бюджета. Между тем подобные
              на предмет их целесообразности и эффективности.          ситуации приводят к парализации деятельности и банкротству
                                                                       предпринимателей, для которых невыплаченная сумма может
              БАРЬЕРЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК                           оказаться очень значительной. Во избежание этого эксперты
                Об инициативах в закупочной сфере скажем более под-    «ОПОРЫ» предлагают резервировать оплату по госзаказам на
              робно. В своих предложениях к ФАС эксперты «ОПОРЫ»       специальных счетах сразу после заключения контракта,
              обратили внимание на пять проблем, с которыми сталкива-  что позволит производить ее без задержек.
              ются субъекты МСП, участвующие в тендерах, и в общих чер-  Кроме того, представители «ОПОРЫ» предложили не
              тах наметили пути их решения. Одним из главных барьеров   включать в Реестр недобросовестных поставщиков тех пред-
              для доступа предпринимателей к госзаказу было названо    принимателей, которые не имели намерений уклониться
              укрупнение лотов, в результате которого контракт становится   от заключения контракта. Речь идет о ситуации, когда пред-
              неподъемным по своему объему для большинства участни-    приниматель допустил техническую ошибку в своих предло-
              ков рынка. Так, в качестве примера была приведена закупка   жениях и контракт не был заключен по этой причине. Были
              работ по содержанию автомобильных дорог регионального    и такие случаи, когда контракт разрывался из-за того, что
              и межмуниципального значения в Республике Башкортостан.   исполнитель не мог получить от заказчика необходимые для
              Заказчик объединил в один лот работы на 54 объектах,     продления лицензии документы.
              расположенных в разных районах республики, а начальная     В письме «ОПОРЫ» в ФАС была упомянута и проблема
              (максимальная) цена контракта составила 5,23 млрд  руб.   инновационных закупок. Так, в соответствии с распоряжени-
                По мнению аналитиков «ОПОРЫ», необходимо вырабо-       ем Правительства РФ был установлен перечень предприятий,
              тать жесткие правила формирования лотов, предусматри-    обязанных осуществить закупку инновационной, высокотех-
              вающие обязательное их разделение при наличии такой      нологичной продукции, в том числе у субъектов МСП.
              возможности и превышении определенного размера НМЦК.     По мнению экспертов «ОПОРЫ», это распоряжение на прак-
              При этом они признают, что в некоторых отраслях и при    тике не исполняется, а главной причиной является отсутствие
              закупках, связанных с крупными объектами, разделение     у предпринимателей возможностей встретиться с заказчика-
              лотов невозможно, однако подобные случаи должны быть     ми и презентовать им свои инновационные разработки.
              четко определены.                                        Не зная об этих разработках, заказчики часто не могут пра-
                Другой барьер для участия в госзаказе связан с упомянутой   вильно сформировать тендерную документацию, так чтобы
              выше проблемой конкуренции с унитарными предприятия-     закупаемая продукция могла быть признана инновационной.


                                                                                    09 / 2018  Мо сков ские тор ги     237
   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244