Page 239 - Московские Торги №9
P. 239
тенденции
рольно-кассовой техники на киоски хлебобулочных изделий. ми, которые нередко назначаются единственными постав-
Проблемы, возникающие у частного бизнеса, конкуриру- щиками госзаказа. В качестве примера был приведен обсуж-
ющего с государственными или муниципальными унитарны- давшийся в Минфине РФ проект централизации закупок
ми предприятиями, были рассмотрены на примерах вете- почтовых услуг для нужд федеральных судов путем заклю-
ринарной отрасли, сферы управления многоквартирными чения Судебным департаментом при Верховном Суде РФ
домами и обращения с отходами. Так, существенную роль единого контракта с ФГУП «Почта России». Представители
в управлении домами играют ГУП и МУП, нередко занима- «ОПОРЫ» выступили против такого решения. По их данным,
ющие доминирующее положение в своих городах. При этом «Почта России» и так обеспечивает 94% потребностей судеб-
такие предприятия часто не имеют стимулов для повышения ных органов и является монополистом в большинстве субъ-
качества и экономической эффективности своей работы, ектов РФ. При этом негосударственные операторы почтовой
а иногда и играют роль посредников (передают работы суб- связи (преимущественно субъекты МСП) оказывают услуги
подрядчикам, забирая себе часть выделенных средств). судам только в 21 регионе и получают контракты в результате
Вместе с тем эксперты «ОПОРЫ» сами признают, что мешает конкурентных закупок, приводящих к снижению цены.
отдать отрасль частному сектору – отсутствие дифференци-
рованности тарифов на эксплуатацию жилого фонда разного ОПЛАТУ КОНТРАКТОВ – НА СПЕЦСЧЕТА
качества. Иными словами, при равных тарифах предпринима- Еще одна проблема закупочной системы – это несвое-
тели с удовольствием возьмутся за обслуживание новостроек, временная оплата госконтрактов. Представители «ОПОРЫ»
но никто не захочет брать на себя ветхий фонд. В этой связи констатировали, что, несмотря на принятые меры, она в ряде
эксперты «ОПОРЫ» предлагают дифференцировать тарифы случаев сохраняется. Так, в качестве примера был приведен
в зависимости от качества жилого фонда, что позволит рас- предприниматель, выигравший контракт на ремонт сельского
формировать ГУП и МУП, передав отрасль частным управ- дома культуры в Ярославской области. В августе прошлого
ляющим компаниям. Правда, за чей счет следует повышать года работы были завершены и приняты без претензий со сто-
тарифы для ветхого фонда, они не уточнили. роны заказчика. Однако, несмотря на установленный в конт-
Еще одна проблема предпринимателей связана с зарегу- ракте 30-дневный срок оплаты, заказчик заплатил лишь 10%,
лированностью многих отраслей. Например, в сфере детско- а основная сумма оставалась невыплаченной по состоянию
го туризма действуют около 90 нормативно-правовых актов на февраль текущего года, что вынудило предпринимателя
Минобразования РФ, Минтруда РФ, МЧС РФ, МВД РФ, обратиться в суд. Муниципальный заказчик мотивировал
Минкультуры РФ, Минтранса РФ и ряда других ведомств, неоплату проблемой межбюджетных отношений – ремонт
нередко устанавливающих отличные друг от друга требо- проводился в рамках губернаторской программы, орган
вания. В этой связи «ОПОРА» предлагает провести ревизию местного самоуправления должен был заплатить только 10%,
требований к предпринимателям в различных отраслях а остальное – из областного бюджета. Между тем подобные
на предмет их целесообразности и эффективности. ситуации приводят к парализации деятельности и банкротству
предпринимателей, для которых невыплаченная сумма может
БАРЬЕРЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК оказаться очень значительной. Во избежание этого эксперты
Об инициативах в закупочной сфере скажем более под- «ОПОРЫ» предлагают резервировать оплату по госзаказам на
робно. В своих предложениях к ФАС эксперты «ОПОРЫ» специальных счетах сразу после заключения контракта,
обратили внимание на пять проблем, с которыми сталкива- что позволит производить ее без задержек.
ются субъекты МСП, участвующие в тендерах, и в общих чер- Кроме того, представители «ОПОРЫ» предложили не
тах наметили пути их решения. Одним из главных барьеров включать в Реестр недобросовестных поставщиков тех пред-
для доступа предпринимателей к госзаказу было названо принимателей, которые не имели намерений уклониться
укрупнение лотов, в результате которого контракт становится от заключения контракта. Речь идет о ситуации, когда пред-
неподъемным по своему объему для большинства участни- приниматель допустил техническую ошибку в своих предло-
ков рынка. Так, в качестве примера была приведена закупка жениях и контракт не был заключен по этой причине. Были
работ по содержанию автомобильных дорог регионального и такие случаи, когда контракт разрывался из-за того, что
и межмуниципального значения в Республике Башкортостан. исполнитель не мог получить от заказчика необходимые для
Заказчик объединил в один лот работы на 54 объектах, продления лицензии документы.
расположенных в разных районах республики, а начальная В письме «ОПОРЫ» в ФАС была упомянута и проблема
(максимальная) цена контракта составила 5,23 млрд руб. инновационных закупок. Так, в соответствии с распоряжени-
По мнению аналитиков «ОПОРЫ», необходимо вырабо- ем Правительства РФ был установлен перечень предприятий,
тать жесткие правила формирования лотов, предусматри- обязанных осуществить закупку инновационной, высокотех-
вающие обязательное их разделение при наличии такой нологичной продукции, в том числе у субъектов МСП.
возможности и превышении определенного размера НМЦК. По мнению экспертов «ОПОРЫ», это распоряжение на прак-
При этом они признают, что в некоторых отраслях и при тике не исполняется, а главной причиной является отсутствие
закупках, связанных с крупными объектами, разделение у предпринимателей возможностей встретиться с заказчика-
лотов невозможно, однако подобные случаи должны быть ми и презентовать им свои инновационные разработки.
четко определены. Не зная об этих разработках, заказчики часто не могут пра-
Другой барьер для участия в госзаказе связан с упомянутой вильно сформировать тендерную документацию, так чтобы
выше проблемой конкуренции с унитарными предприятия- закупаемая продукция могла быть признана инновационной.
09 / 2018 Мо сков ские тор ги 237