Page 66 - Московские Торги №10-12 за 2021 год
P. 66
Текст: Дмитрий Терехов
Фото: Михаил Мишин, пресс-служба Мэра и Правительства Москвы (АГН «Москва»)
кОрОТкий пуТь
ЗА 11 леТ В СТОлиЦе СОЗдАНО ОкОлО
40 ТрАНСпОрТНО-переСАдОчНых уЗлОВ
2011 году правительство москвы приняло программу создания транспортно-пересадочных
строительство иСТОрия ВОпрОСА садочные узлы нового типа, где совмещается станция метро с
узлов (тпу). согласно «концепции строительства транспортно-пересадочных узлов» 2005 года,
В тпу – «узловой элемент планировочной структуры города транспортно-общественного
назначения, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского
пассажирского и внешнего транспорта или между различными линиями одного вида транспорта, а
также попутное обслуживание пассажиров объектами социальной инфраструктуры».
В послевоенные годы в Москве массово появляются пере-
Первые такие «узловые элементы» появились не сегодня.
Прообразом их стали дореволюционные вокзалы, обосновав-
промежуточной станцией железной дороги. Первый такой узел
шиеся в Москве еще в XIX веке. Тогда пассажиры прибывающих
поездов могли пересесть на конные повозки. Так как большинс-
В последующие десятилетия такие пересадки строятся мас-
сово: 1958 год – «Рижская», 1959-й – «Фили», 1964-й –
тво вокзалов (тогда частных) располагалось в северо-восточной
части города, к середине 60-х годов XIX века на северо-вос- появился в 1949 году, это была «Электрозаводская».
«Войковская»/«Ленинградская», 1966-й – «Текстильщики»
токе Москвы сформировался крупный пересадочный узел – и «Ждановская», 1969-й – «Варшавская»/«Коломенское»,
Каланчевская площадь с тремя вокзалами. Тогда же поехал и 1972-й – «Беговая», 1975-й – «Тушино», 1979-й – «Площадь
общественный транспорт: в 1847 году – «линейка» (регулярное Ильича»/«Серп и Молот» и «Авиамоторная»/«Новая», 1983-й –
движение конных экипажей), в 1872-м – конный трамвай, а в «Нагатинская»/«Нижние Котлы», 1984-й – «Царицыно».
1899 году – электрический. На некоторых из перечисленных станциях выходы из метро
Революция и Гражданская война затормозили развитие транс- ведут непосредственно на платформы железной дороги, избав-
портной системы Москвы, но ненадолго. В 20-х и 30-х годах ляя пассажиров от лишних перемещений. Наиболее последова-
XX века продолжало развиваться трамвайное сообщение, а в тельно идея совмещения разных видов транспорта реализована
1935 году появился новый вид транспорта – Московский метро- на станции «Ждановская» (ныне «Выхино»). В дальнейшем
политен. Одна из первых станций метро – «Комсомольская» была появились кросс-платформенные пересадки между линиями
построена на площади Трех Вокзалов, обеспечив пассажирам метро: «Площадь Ногина» (ныне «Китай-город») – в 1971 году,
удобную пересадку сразу на три направления железной дороги. «Третьяковская» – в 1986 году.
Московские торги