Новый министр обороны Сергей Шойгу не успел вступить в должность, а уже отметился начинанием, которое было неоднозначно воспринято его подчиненными: он распорядился упразднить портянки. Но действительно ли это решение было экспромтом Сергея Кужугетовича или же оно вынашивалось давно? Разобраться в этом поможет официальный сайт госзакупок.
Предварительный отбор участников
Решение Шойгу вызывает у военных отнюдь не только положительные эмоции. Идут бурные дискуссии о том, нужны ли портянки нашей армии. Не будем отвечать на этот вопрос, заглянем лучше на федеральный сайт госзакупок.
Введем в поисковую строку вызывающее раздор в военной среде слово – и увидим немало интересного.
В течение последних двух лет проводилось множество торгов, в наименованиях которых фигурировали портянки. В качестве заказчиков выступали различные войсковые части, но почти все аукционы и запросы котировок касались лишь стирки этого предмета гардероба, незаменимого еще в недавнем прошлом.
С приобретением же портянок были связаны всего два тендера, да и те объявлялись в самом начале 2011 года, причем не армией, а структурами, в то время находящимися под руководством… кого бы вы думали? Сергея Шойгу! Символично выглядит, не правда ли?
Первое извещение было размещено 20 апреля Управлением аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа. Запрос котировок завершился благополучно и окончился поставкой в регион 1600 пар портянок на сумму 160 тыс. руб.
Неделей позже второе извещение, № 0310100002711000006, разместило Главное управление Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия – Алания.
В нем тоже фигурировали портянки, правда, уже наряду с носками и чулками.
Государственная закупка была отменена решением ФАС, причем при весьма любопытных обстоятельствах.
Заказчик намеревался провести предварительный отбор участников. Такая форма госзакупок встречается редко.
От прочих разновидностей она отличается тем, что заказчики, в качестве которых часто выступают структуры МЧС, не планируют покупать товары немедленно. Они лишь отбирают таких поставщиков, которые смогут по первому требованию и как можно скорее доставить товары в точку назначения. На первом месте тут оказывается не цена, а надежность, квалификация и оперативность подрядчиков.
О потребительских свойствах предмета гардероба
Предварительный отбор участников размещения заказа чаще всего проводится на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, например стихийных бедствий или техногенных катастроф.
На первый взгляд, в подобных обстоятельствах портянки – не самая важная вещь, но на самом деле они порой оказываются незаменимыми.
И в ненецкой тундре, и в горах Северной Осетии зимой не редки снежные заносы и сильные морозы, а весной и осенью слякоть порой бывает непроходимой. В такой обстановке российские берцы, надетые на носки, – не лучшая обувь.
Американскими же наши части укомплектовывать никто не планирует.
Об отечественных армейских ботинках автор этих строк говорил с молодыми людьми, совсем недавно отслужившими в армии. Восторженных отзывов услышать не довелось.
В российских берцах швы далеко не всегда герметичны, поэтому внутрь их норовят попасть вода и мокрый снег. Изготовлена обувь не очень качественно и зачастую разваливается менее чем за полгода. Ботинки сильно скользят на льду. Чтобы как-то бороться с этим злом, солдаты идут на различные ухищрения: вбивают в каблуки короткие дюбели или вворачивают мелкие шурупы, промазывают подошвы клеем с песком, наносят рельефные рисунки нагретыми металлическими предметами…
Но главное заключается вот в чем. Ботинки, конечно, подбиты изнутри мехом и надевают их на шерстяные носки, однако ноги в них все равно мерзнут сильнее, чем в сапогах с зимними портянками, выкроенными из шерстяной ткани с начесом. Последние, кстати, можно носить и в берцах, если размер позволяет.
В общем, в решении североосетинского Главного управления МЧС, которое заказало портянки, не просматривается ничего нелогичного.
Хотя кусок ткани и является незамысловатым предметом, он имеет определенные свойства, которые нужно отразить в документации торгов: в ст. 49 Закона о госзакупках сказано, что извещение о предварительном отборе участников торгов должно содержать краткие характеристики товаров, работ или услуг.
Однако составители извещения, памятуя об этом требовании, немного перестарались, что привлекло к себе внимание УФАС по Республике Северная Осетия – Алания.
ФАС выявил нарушения
Антимонопольщики обычно проводят проверки после получения от какой-нибудь из проигравших тендер компаний жалобу на действия заказчика. Однако сценарий упомянутых выше североосетинских торгов был более простым.
Никаких обиженных не было, да и не могло быть, потому что нарушения были выявлены 20 мая – за 10 дней до окончания подачи заявок и за две декады до момента проведения отбора.
На беду заказчика, как раз во время подачи заявок в республике проходила плановая проверка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Ее проводила инспекция, состав которой был, по местным меркам, весьма солидным: три специалиста отдела контроля государственного заказа республиканского УФАС во главе с его начальником Альбиной Кудзиевой и четыре представителя Главного управления МЧС РФ по Северной Осетии – Алании.
Инспекция установила, что 27 апреля 2011 года временно исполняющий обязанности начальника республиканского Главного управления МЧС России Александр Хоружий утвердил извещение о предварительном отборе поставщиков летних и зимних портянок, а не чулочно-носочных изделий. В тот же день оно было размещено на официальном сайте госзакупок – № 0310100002711000006.
В ст. 49 Закона о госзакупках четко указано, что к заявке на участие в предварительном отборе должны быть приложены копии документов, подтверждающих сведения о функциональных и качественных характеристиках товаров.
Однако не все так просто в нашем законодательстве. Содержание заявки на участие
в предварительном отборе прописано во второй части ст. 51 ФЗ-94. Там говорится лишь о том, что участник должен указывать функциональные и качественные характеристики товаров, но о необходимости представлять подтверждающие документы не сказано ни слова.
В третьей же части той же статьи Закона о госзакупках подчеркивается, что не допускается требовать от участника размещения заказа какие-либо документы, за исключением предусмотренных второй частью.
Однако в первоначальном варианте извещения, подписанном Александром Хоружим 27 апреля 2011 года, говорится, что участники должны представлять копии документов, подтверждающих сведения о функциональных и качественных характеристиках товаров. Это, по мнению инспекции УФАС, является нарушением Закона о госзакупках.
В объяснительной записке представители Главного управления МЧС РФ по Республике Северная Осетия – Алания указали, что составителями извещения была допущена неумышленная механическая ошибка. Вместо фразы «Прилагаются: сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров, работ, услуг» было напечатано: «Прилагаются: копии документов, подтверждающих сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров, работ, услуг».
Извещение было быстро исправлено: 5 мая на федеральном сайте госзакупок появилась вторая его редакция, где ничего не говорилось о необходимости представлять копии документов, подтверждающих функциональные и качественные характеристики летних и зимних портянок, а также чулок и носков. Однако было уже поздно: антимонопольщики начали раскручивать дело.
Отказ от размещения заказа
Решение республиканского управления ФАС по делу № А87-05/11 было опубликовано на сайте североосетинских антимонопольщиков 24 мая 2011 года. Все три члена комиссии – Альбина Кудзиева, Анатолий Койбаев и Виола Джиоева – признали, что Главное управление МЧС по Северной Осетии при проведении предварительного отбора нарушило Закон о размещении заказов в ч. 3 ст. 51. Государственному заказчику было выдано предписание устранить это нарушение.
В тексте решения оговаривалось, что его можно обжаловать в судебном порядке в течение трех месяцев. Такое право госзаказчику дает ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и п. 53 Порядка проведения проверки.
Однако республиканское управление МЧС этой возможностью не воспользовалось.
Через пять дней после того как было вынесено решение, на федеральном сайте госзакупок было опубликовано извещение об отказе от размещения государственного заказа.
Так бесславно закончились последние в российской истории торги, связанные с закупкой портянок для нужд государственных организаций. Весьма символично то, что торги проводили структуры, находящиеся в подчинении у человека, который недавно заявил о полном отказе армии от использования этого предмета гардероба.
Судя по той решимости, с которой Сергей Шойгу аргументировал необходимость расставания со старомодным утеплителем ног, больше подобные тендеры не будут объявляться никем – ни Минобороны, ни МЧС, ни, тем более, МВД и ФСБ. Конечно, до конца года наши силовые структуры еще продолжат объявлять торги, предметом которых будет стирка портянок. Такими извещениями еще полнится официальный сайт госзакупок, однако со временем станут редкостью и они.
Все воинские части перейдут на чулки и носки, свидетельство чему – растущее число торгов, связанных с их закупкой. По сравнению с портянками этот предмет гардероба, конечно, дороговат и недостаточно прочен. Но что поделать, прогресс требует жертв.